Яна Телухова
Конспект занятия «Путешествие по волшебным дорожкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать детям представление об устном народном творчестве – фольклоре (считалки, загадки, потешки, колыбельные, русские народные сказки, русские народные игры).
ЗАДАЧИ:
1. Обучающие:
- Пополнять и закреплять знания детей об устном народном творчестве;
- продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора;
- создавать условия для применения фольклора (считалки, потешки, мирилки) в повседневной деятельности.
- Упражнять в умении различать и использовать в быту разные фольклорные формы: пословицы, поговорки, скороговорки, небылицы.
2. Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по волшебным дорожкам“» размещена в разделах
- Развивать театральные способности, обогащать словарный запас, работать над интонационной выразительностью речи;
- Развивать любознательность;
- Активизировать словарный запас детей.
- Развивать внимание, память, мышление, творческие способности,
3. Воспитательные:
- Воспитать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, расширять представления о добре, правде, красоте.
- Воспитывать чувство уважения к русской народной культуре.
Форма организации: подгруппа детей из 10 человек; самостоятельная деятельность – изготовление цыплят.
Методы и приё мы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы; индивидуальная работа.
Предварительная работа: знакомство с некоторыми жанрами фольклора – скороговорками, потешками, пословицами, загадками, дразнилками, закличками, и др. ; разучивание физкультминутки, закличек и потешек.
Материал: избушка, камень с указателями, волшебный сундучок, разрезные картинки, стрелки (оранжевый, красный, зеленый, деревья для полянки, муравейник.
Ход:
1. Вводная часть – 3 мин. :
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуйте, гости желанные! Желанному гостю всегда рады! А ещё чему мы, просыпаясь, радуемся?
Дети: Солнышку!
Воспитатель: Давайте его поприветствуем. А помогут нам в этом наши пальчики.
- Здравствуй, солнце золотое!
(Дети загибают большой палец)
- Здравствуй, небо голубое!
(загибают указательный палец)
- Здравствуй, вольный ветерок!
(загибают средний палец)
- Здравствуй, маленький дубок!
(загибают безымянный палец)
- Мы живём в родном краю!
(Сгибают и разгибают мизинец)
- Всех я вас приветствую!
(Разводят руки в стороны)
Воспитатель: Какое замечательное приветствие! Ребята, а у меня для вас сюрприз я приглашаю вас сегодня вместе со мной совершить путешествие по стране Фольклор, но чтобы попасть в страну “Фольклёра” нам нужно пройти через эту волшебную арку. Готовы? Тогда пойдёмте. (Звучит волшебная музыка).
2. Основная часть – 15 мин. :
Воспитатель: Вот мы и попали в страну “Фольклёра”. Ребята, а кто знает, что такое Фольклёр?
Дети: (Это устное народное творчество, потому что он создаётся народом, передается из уст в уста, от одного поколения к другому)
Воспитатель: Какие вы знаете жанры Фольклёра?
Дети: (скороговорки, считалки, дразнилки, прибаутки, заклички, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, потешки, колыбельные песни, сказки)
Воспитатель: Смотрю на вас и вижу, что вот теперь вы готовы гулять по фольклорным дорожкам. С чего нам начать наш путь, куда идти. Смотрите камень лежит. Что за камень? Как вы думаете? (Обращаю внимание на стрелки). На стрелках написано:
-«Прямо пойдешь – чудо дивное найдёшь».
-«Направо пойдёшь - на лесную полянку попадёшь».
-«Налево пойдёшь – в сказочный дом попадёшь».
Воспитатель: Что будем делать, все маршруты заманчивы. По глазам вижу, к чуду хотите пойти. Кто запомнил, какого цвета стрелочка нас к чуду приведет?
Дети: красная стрелочка.
Воспитатель: Ну что ж пошли? Что за диво дивное, чудо чудное, вот так ларец. Интересно, что же там лежит? Заглянем в ларец? Здесь записочка лежит, да не простая, а с заданиями: К устному народному творчеству относятся сказки. Сказки любят и дети, и взрослые. Сказка-это произведение, которое придумано на основе каких-то событий. В сказке могут происходить разные необыкновенные чудеса. Животные и птицы могут разговаривать как люди и друг друга понимать. Как вы думаете, дети, а в жизни может такое быть? Конечно, нет. Кто же сочиняет сказки? Может её сочинить один человек-сказочник, писатель, а может много, и тогда сказка называется народной. Сказка нас учит видеть весёлое и грустное, умное и глупое. В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается.
Задание № 1. Узнай сказку по иллюстрации. Ребята, посмотрите, кто здесь немного пошалил и разрезал все картинки! Давайте их собирем. Но сначало разделимся на 3 группы по 4 человека.
Ваша задача не только собрать иллюстрацию сказки, но и сказать, как называется сказка, а так же назвать сказочных героев этой сказки. Кто написал эти сказки? (народ)
Задание №2. Отгадайте загадки о ком идёт речь.
Ребята, вы знаете, что такое загадка? (это краткое описание какого-либо предмета или явления, которое надо узнать, разгадать).
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук —
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо “Здравствуйте” привык
Говорить всем: “Чик-чирик”. (Воробей)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
Носит яблочко на спинке.
И грибочки все в корзинке.
Из травы он появился.
Как клубочек укатился. (ёжик)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет… (банан)
Воспитатель: Отлично, эту дорожку мы с вами прошли замечательно. Возвращаемся к камню, чтоб веселее было идти пойдем как матрешки, дробным шагом. А пойдём-ка на право. Кто помнит куда попадем? На лесную полянку. Смотрите что это? (муравейник). А кто живёт в муравейнике? Ребята, посмотрите, для нас муравьи приготовил задания.
Задание №1 Ребята, скажите, что такое потешки? (Потешки – это небольшие песенки. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть)
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.
- Дили-дили, дили-дили
Колокольчики звонили,
Дили-дили, дили-дили
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков и веселых мотыльков.
Динь-день! Динь-день!
Начинаем новый день.
Задание № 2. Ребята, скажите, что такое Заклички? (это закликательные песни). В давние времена люди обращались к природе, с просьбой о богатом урожае, с благодарностью к солнцу и дождю; для себя и своих детей просили здоровья, счастья, богатства.
Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,
На меня по крошке,
А на Бабу Ягу —
Лей по целому ведру!
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.
Воспитатель: Ребята давайте немного поиграем в игру “Найди свой цвет”
Молодцы! Мы выполнили все задание муравья.
Что – то мы разшумелись, а муравьи не очень любят, когда их тревожат. Нам пора возвращаемся к камню, давайте пойдем тихо, на носочках. Кто помнит, в какую сторону теперь нам идти? Куда придем?
Дети: В сказочный домик попадем.
Воспитатель: Идем. Ой, дети с моими ногами что-то непонятное происходит, ой помогайте мне.
физкультминутка
-На левой ножке поскачи - 1,2,3
-На правой ножке поскачи - 1,2,3
-На ладошки подыши - 1,2,3
-Вокруг три раза обернись, и друг другу поклонись.
-Фу, ну и чудеса, вот так дорожка. А вот и сказочный домик. Кто же там живет?
Тук-тук, кто - кто в этом доме живет?
Кто - кто вместе солнцем встает?
Это бабушка с дедушкой проснулись…
Выходят бабушка и дедушка, друг на друга не смотрят.
Воспитатель: Ой, кажется, бабка c дедом поругались, ребята, давайте научим их мириться.
Дети вместе:
- Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться
Очень скучно в ссоре жить
Потому давай дружить.
Воспитатель. Ну как, бабушка и дедушка, будете мириться? Не дело это быть в ссоре.
Бабка с дедом поворачиваются к друг другу и мирятся:
- Мы дрались и обзывались,
Обижались и ругались.
Но решили помириться
Нам не трудно извиниться.
- Руку дай, мириcь, мирись
Друг прости и улыбнись!
Воспитатель: Вот совсем другое дело. А сейчас пришла пора потрудиться, детвора. Проходите, садитесь за столы. Давайте все вместе изготовим вот таких забавных циплят, для бабушки и дедушки.
(Звучит спокойная русская народная мелодия)
Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо потрудились. А теперь нужно возвращаться в детский сад (под волшебную музыку возвращаемся в детский сад).
3. Заключительная часть – 2 мин. :
Воспитатель: Дети, вам понравилось сегодня играть и трудиться?
А что тебе понравилось?
Почему тебе не понравилось?
(Опрос детей)
Воспитатель: По русскому обычаю гостям тоже уделим внимание, подарим нашим гостям сладкие подарки.
Под задорную русскую народную песню дети раздают гостям, подарки. Дети прощаются, уходят.