Наталья Новоселова
Конспект НОД «Путешествие по родному краю — Уралу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
«Путешествие по родному краю - Уралу»
Подготовила воспитатель 1 кв. категории
Новоселова Н. А.
Вид деятельности: познавательная деятельность.
Тип: ознакомление.
Возраст детей: 5-6 лет.
Способ организации детей на занятии: группа детей.
Предварительная работа с детьми: экскурсия в библиотеку, разучивание пословиц и чтение стихов об Урале, экскурсия детей с родителями по родному краю, фотовыставка «Наш родной Урал», поиск материала об Азов-горе (легенды, внешний вид, среда обитания вокруг горы, чтение сказов П. П. Бажова, знакомство с полезными ископаемыми, добываемыми на Урале.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по родному краю — Уралу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Оборудование:
- демонстрационный материал: презентация «Путешествие по Уралу, по Азов-горе»; спортивный инвентарь (туннель, скакалка, пенёчки)
- коллекция полезных ископаемых, фото озёр Урала; рисунки детей по сказам П. П. Бажова, открытки с изображением природы Урала, Азов-горы.
- макет Азов-горы, карта Свердловской области, глобус, конфеты.
Методы и приемы:
- беседа о достопримечательностях города Полевской;
- рассказ воспитателя об Азов-горе с демонстрацией фотографий на экране; - чтение стихотворений;
- рассказывание легенд об Азов-горе;
- спортивная эстафета.
Словарь новых слов: уральцы, полезные ископаемые, Азов- гора, пещеры, богатство.
Цель:
• Создание условий для усвоения информации об Урале;
• Применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через групповую и подгрупповую форму организации познавательной деятельности;
• расширение знаний детей об Урале, как о родном крае.
Задачи:
1. Продолжать формировать представления у детей о достопримечательностях родного поселка Зюзельский.
2. Расширять и углублять представления детей об Азов-горе, о богатстве родного края.
3. Воспитывать у детей интерес и любовь к своей малой родине и его окрестностям.
4. Формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы.
5. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством физминутки и учёта индивидуальных особенностей детей.
Ход НОД
Вводная часть.
Организационный момент
Коммуникативная игра «Доброе утро!»
Давайте поздороваемся друг с другом.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Вы чувствуете тепло ваших рук?
Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
– Я рада тебя видеть. (воспитатель называет имя ребенка, стоящего справа)
А теперь, ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями!
Дети здороваются со всеми присутствующими.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Наша Родина» Н. Забилы.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга (слайд 1)
Воспитатель: Ребята, а что такое Родина? (ответы детей)
– Правильно, это страна, в которой мы живём. Она называется Россия. Но наша страна большая, а у каждого человека свой маленький уголок, где он родился и живёт.
– А как называется край, в котором мы живём? (Урал, Уральский край)
– А мы, его жители? (уральцы)
Найдешь ли прекрасней
Уральского края?
Здесь горные реки
В ущельях играют,
Здесь горы в зеленых
Лохматых уборах,
Прозрачные воды
Шумят на озерах. (Настя Г.)
Здесь золотом, хлебом
Богата земля.
Кругом самоцветы,
Железо, руда.
Живут здесь умельцы-
Мастеровые,
Из камня цветы
Вырезают живые. (Вика)
Любимый Урал!
Недаром ты гордостью Родины стал (Даша П.)
Воспитатель обращает внимание на карту Свердловской области: Что это? (2слайд)
Дети: Это карта. Для чего нужна карта? (ответы детей). А еще по карте можно путешествовать. Как называется край, в котором мы живем?
Дети: Урал.
Д/и «Соберите слово Урал» (образец на доске).
Воспитатель: Как называется наша область?
Дети: Свердловская.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, в каком поселке мы живем?
Дети: п. Зюзельский. (3 слайд)
Воспитатель: Правильно ребята. А какие достопримечательности, интересные места есть в нашем поселке, городе? (церковь, мичеть, обелиск)
Какие памятники, заводы, реки, улицы? (Ответы детей)Памятник горнякам, река Железянка, река Полевая.
Воспитатель: Молодцы, ребята! п. Зюзельский – поселок известный едва ли не каждому. Знакомство с ним происходит в раннем детстве благодаря замечательным сказам Павла Петровича Бажова.
О поселке написано много стихов и сейчас Артем расскажет стихотворение о нашем родном поселке, которое он приготовил для всех нас.
Артем: Чудесный раскинулся поселок
На самом краю у пруда
Теперь он навечно стал молод
Старинный наш поселок труда
Наш поселок стоит у Азова,
Он жестью отменной богат.
Там сказы рождались Бажова
Они о труде говорят.
Воспитатель: Урал в переводе с башкирского языка означает «пояс», поэтому Уральские горы называют каменным поясом (показ на карте).
Существует легенда о великане, который носил огромный пояс с глубокими карманами, где прятал все свои богатства. Однажды великан снял его с себя, и пояс растянулся через землю. Так образовались уральские горы.
– Ребята, а вам хотелось бы отправиться в путешествие по Уралу?
Основная часть.
– А на чем можно отправиться в путешествие? (На поезде, самолете, машине). Интересно, как вы думаете, что в таком путешествии «хорошо» (С высоты можно наблюдать за нашей местностью, видеть, где что находится).А мы с вами полетим на ковре-самолете, чтобы с высоты посмотреть на наш край.
– Итак, нам пора отправляться.
Но прежде, чем мы полетим, мы с вами рассмотрим наш земной шар.
Воспитатель показывает детям глобус.
Воспитатель: ребята, что это?
Дети: это глобус, земной шар!
Воспитатель: правильно, это глобус или мы еще можем сказать наша планета Земля на которой мы живем!
– Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой! 1, 2, 3 – ты нам озёра Урала покажи!- рассматривание глобуса.
– Каким цветом отмечены озёра? (голубым)
Воспитатель: а вы знаете, что на Урале очень много озёр?
Рассматриваем фотографии озёр. (слайд 7)
Полетели дальше.
– Крутим, крутим шарик свой, крутим, крутим голубой! 1, 2, 3 – ты нам горы покажи (рассматривание Уральских гор) (слайд 10)
– Каким цветом изображены горы? (коричневым)
Игра «Горы»
– Уральские горы старые. Когда – то они были очень высокие, но шло время, горы постепенно разрушились.
Игра демонстрирует процесс разрушения горы.
Дети стоят около воспитателя, изображая гору.
Стоит гора-старушка, (Поднимают руки вверх)
До небес макушка. (Тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (Встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает. (Прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И камешки теряет. (Дети медленно отходят назад)
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся (По сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны).
Камешки прочь.
Раскатились камешки, (Прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И с той самой поры
Ничего не осталось (Двумя руками показывают на опустевшее место).
От нашей горы!
Горы, разрушаясь, приобретают причудливые формы.
Воспитатель: Мы продолжаем наше путешествие по Уралу и узнаем, чем богат наш край. Для того, чтобы узнать куда мы отправимся, отгадайте загадку Артема:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Дети: Лес.
Воспитатель: Уральские леса очень красивы. Кто знает, какие деревья растут в наших лесах? (слайд 13)
Дети: березы, рябины, сосны, ели, клены, сосны, кедры.
Воспитатель: Какие деревья хвойные? (ель, сосна, кедр). А какие лиственные? (береза, рябина, клен). Разделите деревья на группы.
Дети выполняют задание – рассматривание хвойных и лиственных деревьев.
Физкультурная пауза.
«Руки подняли и помахали»
Воспитатель: Ребята, а на улице уже лежит снег, давайте возьмем
снежинки, и на них подуем!
Проводится дыхательная гимнастика с детьми.
- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой! 1, 2, 3 – ты нам камни покажи.
Воспитатель:– Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. (Открывает сундучок) Скажите, а где вы можете встретить камни? (выслушивает ответы детей) Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Давайте повторим слово – «полезные ископаемые».
Воспитатель: А что такое полезные ископаемые? (Ответы детей). Затем идет объяснение воспитателя - все, что добывают в недрах земли, называется полезными ископаемыми (слайд 15)
Работа в «лаборатории» (за столами)
Опыт 1. «Свойства камней»
Какие камни:
• твёрдость;
• цвет;
• форма;
• гладкость, шероховатость
Опыт 2. «Изменение цвета в воде» – наблюдение.
Ребята, вы отдохнули? Можно отправляться дальше.
Воспитатель: Мы с вами пойдем на Азов-гору, а для этого нужно преодолеть трудную дорогу и тогда, возможно, мы найдем клад (слайд 17
1 этап
Воспитатель: Ребята, перед вами тонкий мостик, а под ним река. Нужно пройти по нему, сохраняя равновесие, держа руки в стороны, спинки ровно, носочек тянем.
(Дети выполняют упражнение)
Воспитатель: Молодцы, ребята, это препятствие мы преодолели. Мальчики помогите убрать скакалку и поставить следующее оборудование - пенечки.
2 этап
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами пойдем по горам (перешагивание через напольный конструктор).
3 этап
Воспитатель: Молодцы, еще одна трудность у нас позади. А мои помощники помогут мне подготовить следующие задания.
(Ребята с воспитателем убирают «пенечки» и расставляют туннели и обручи)
Воспитатель: Ребята, перед нами Азов- гора, сейчас нужно выполнить самое трудное задание: нужно вползти в пещеру, попрыгать по камням в пещере и выползти из нее с другой стороны.
(Дети выполняют задание и строятся в одну колонну)
Перед детьми воспитатель ставит макет горы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы и подошли с вами к горе. А где же клад? (Воспитатель открывает малахитовую шкатулку, там находятся конфеты)
Воспитатель: Вот, ребята, какой мы клад нашли. И пусть наш клад просто конфеты, но когда вы подрастете, то, возможно кто-то из вас найдет настоящие сокровища. А сейчас мы с вами угостим наших гостей конфетами.
Заключительная часть.
– Дети, я очень рада, что вы любите свой край и часто путешествуете с родителями.
Давайте будем беречь планету,
Другой, такой на свете нету
Развеем над ней тучи и дым
В обиду ее никому не дадим! (Маша).
Рефлексия.
Воспитатель: ребята, давайте подведем итог: как вы считаете, было ли интересно, кому и что запомнилось больше всего?
А теперь оценим нашу с вами работу:
- кто хорошо поработал, поднимите красные кружочки;
- кому занятие очень понравилось, поднимите желтые кружочки;
- кто плохо поработал, поднимите зеленые кружки;
Кружочки на разных подносах.
Молодцы, ребята, все справились с заданием и остались довольны!
Дети прощаются с гостями.