Ирина Бухарова
Конструкт ООД «Путешествие по Реке времени» для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт организации образовательной деятельности
по ПМ. 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
Бухаровой Ирины
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, гр. 331)
Возрастная группа : подготовительная к школе.
Тема: «Путешествие в прошлое средств связи (мобильный телефон)».
Публикация «Конструкт ООД „Путешествие по Реке времени“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Форма НОД: путешествие по «Реке времени».
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная
Планируемый результат:
• Дети проявляют самостоятельность, инициативность, самоорганизацию посредством решения личностных (интеллектуальных) затруднений.
• Демонстрируют уверенность в себе, положительную самооценку в познавательно-исследовательской деятельности.
• Проявляют потребность в доброжелательных отношениях друг с другом посредством коллективной деятельности.
• Умеют наблюдать, замечают характерные особенности предметов, размышляют, обобщают результаты в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
• Проявляют свойства непроизвольного внимания, умеют анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
• Дети знают различные виды средств связи в разные временные периоды, их назначение.
Цель: развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность в процессе ознакомления с историей возникновения средств связи (мобильного телефона).
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, инициативность, самоорганизацию посредством решения личностных (интеллектуальных) затруднений.
Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитывать потребность в доброжелательных отношениях друг с другом посредством коллективной деятельности.
Развивающие задачи:
Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Развивать свойства непроизвольного внимания, стимулируя их игровыми ситуациями.
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи
Обучающие задачи:
Формировать у детей представления о временных отношениях на примере возникновения средств связи в разные времена.
Формировать представление об истории возникновения мобильного телефона, как средства связи.
Обогащать словарь детей: гонец, древность, старина, настоящее, телефонный аппарат, средства связи (мобильный телефон).
Учебно-методический комплект:
1. От рождения до школы. Программа дошкольного образования /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 355с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста»/ Методическое пособие, Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. -213с.
Принципы дошкольного образования (ФГОС) :
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
• содействие и сотрудничество детей и взрослых.
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, наглядности, принцип деятельности.
Методы воспитания: мотивации к деятельности, поощрение.
Методы обучения: словесные (беседа, инструкция, рассказ, поощрение, наглядные (мультимедийная презентация, иллюстрация, демонстрация, показ, таблица, практические (упражнение, эксперимент).
Оборудование: панно «Река времени», мультимедийная презентация «История возникновения мобильного телефона», аудиозапись, фонарики, детский барабан, разные модели телефонов, в том числе мобильных, картинки с изображением средств связи разных времен, смайлики желтого и красного цвета по количеству детей.
Предварительная работа: беседа с детьми о «Реке времени», её остановками: «древность», «старина», «настоящее».
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
Этапы деятельности Методы воспитания
Деятельность педагога
Деятельность детей Планируемый результат
1. Обсуждение реального или вымышленного события
Задача: вовлечь детей в познавательно-исследовательскую деятельность. -Беседа.
-Эмоциональное стимулирование. Педагог предлагает детям сесть на ковер:
-Ребята! Я вчера смотрела телевизор и случайно увидела, что в передаче Андрея Малахова говорилось об истории возникновения мобильных телефонов, оказывается, что средства связи появились давным-давно! Еще в древние времена, когда не было электричества и техники!
Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Демонстрируют заинтересованность предстоящей деятельностью
2. Постановка цели исследования.
Задача:
- спланировать деятельность;
- воспитывать дружеские отношения между детьми. -Беседа.
-Демонстрация. -Интересно, а как люди раньше общались между собой, когда были далеко друг от друга?
-Как вы думаете?
-А хотели бы вы узнать историю возникновения средств связи? Она очень интересная и увлекательная!
-Я предлагаю вам отправиться в прошлое, чтобы узнать, как раньше люди общались между собой, когда еще не было мобильных телефонов. Кто хочет отправиться вместе со мной?
Педагог размещает панно «Река времени»
-Это «Река времени», она течет от древних времён в старину, а затем в современность.
-Ребята, как вы думаете, на каком транспорте можно путешествовать по реке?
-Правильно!
-Предлагаю отправиться в путешествие на катере, потому, что он быстрый, а ведь нам плыть очень далеко!
-Занимайте свои места!
Педагог предлагает детям сесть на стулья, которые поставлены в форме катера. Слушают воспитателя.
Отвечают на вопросы.
Высказывают предположения.
Занимают места на «катере». Дети умеют совместно с педагогом планировать свою деятельность.
Демонстрируют дружеские отношения между собой.
3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.
Задача:
- Формировать у детей представления о временных отношениях на примере возникновения средств связи в разные времена.
- Формировать представление об истории возникновения мобильного телефона, как средства связи
- Обогащать словарь детей: гонец, древность, старина, настоящее, телефонный аппарат, средства связи (мобильный телефон). -Беседа.
-Эмоциональное стимулирование занимательным содержанием.
-Рассказ.
-Демонстрация.
-Эксперимент.
-Поощрение. -Чтобы нам очутиться в далёкой древности – необходимо произнести волшебное заклинание: «Катер времени плыви, в Древность нас ты окуни!» Звучит музыка
-Ну вот мы и на месте!
Педагог начинает показ презентации «История возникновения мобильного телефона»
-Ребята, сейчас я расскажу вам о том, как раньше, в далекие времена люди общались между собой, когда были не рядом друг с другом.
Педагог показывает слайды презентации и сопровождает их рассказом.
-Давным-давно, в Древности, когда средств связи еще не было, люди использовали огонь, чтобы передавать сообщения на расстоянии, а так же дым костра, затем появились барабаны и люди стали использовать их звук в качестве средства связи.
-Ребята, а вы хотите попробовать один из способов связи, про которые мы с вами сейчас говорили? Да
-Отлично! Я предлагаю вам взять фонарики, это будет огонь, встать в разные углы нашей группы, выключить свет и проверить, будет ли видно наш «огонь».
Педагог, совместно с детьми проводит эксперимент.
-А сейчас я предлагаю отправиться в Старину, туда, где жили наши прабабушки и прадедушки и узнать, как же люди общались на расстоянии в то время.
-Ребята, занимайте свои места на нашем быстром катере!
-Но не забывайте! Чтобы очутиться в Старине, нам необходимо произнести волшебное заклинание: «Катер времени плыви, в Древность нас ты окуни!» Звучит музыка
-Прибыли!
Педагог предлагает «сойти с катера» и разместиться на ковер у экрана с презентацией.
-Посмотрите, ребята! В Старину люди научились обмениваться сообщениями с помощью специальных людей – гонцов, их посылали в нужное место, где они сообщали нужную информацию и получали её в ответ.
-Еще позднее люди придумали использовать птиц для обмена сообщениями.
-Ребята, а может быть вы знаете, каких птиц использовали? Может родители или бабушки/дедушки вам рассказывали?
-Правильно! Это были голуби!
-Еще позднее, итальянским ученым, был изобретен первый в Мире телефонный аппарат! Так люди начали общаться на расстоянии в Старину.
-Время шло, создавались новые версии телефонных аппаратов, их вы можете увидеть на экране.
-Правда, необычные?
-Как вы думаете, ребята, а можно ли было брать такой телефон и разговаривать по нему на улице, например?
-Правильно! Конечно, нет! Такие телефоны работали только от электричества.
-Ребята, мы с вами узнали много нового и интересного, но пришла пора возвращаться в современный мир и сравнить, как же изменились телефоны.
-Занимайте свои места на катере!
-Кто помнит, как звучит волшебное заклинание, которое переносило нас во времени? Без него нам никак не вернуться назад!
Педагог дает возможность одному из ребят проговорить волшебное заклинание
-Молодец, Снежана!
-Ну, вот мы и прибыли в современное время, в котором живем с вами!
-Посмотрите, а что это за предмет на экране?
(Мобильный телефон старого типа)
-Верно! Некоторое время назад телефон выглядел именно так! Но прошло время, и современный мобильный телефон теперь выглядит совсем по-другому.
-Как же он выглядит?
-Правильно! Вот современный мобильный телефон, который есть даже у некоторых из вас.
-Сейчас мы узнаем о нем побольше!
Педагог показывает отрывок из мультфильма Фиксики «Мобильный телефон»
-Ребята, а для чего же нам нужен мобильный телефон?
-Правильно! Мы можем общаться по нему с людьми, которые находятся очень далеко!
-А что еще можно делать с его помощью?
-Верно! В нем огромное количество разных программ и даже игр, в которые вы иногда играете! А еще можно обмениваться сообщениями!
Педагог выслушивает предположения и ответы детей, направляет и подсказывает
-Ну что ж, ребята! Вот и подошло наше путешествие к концу!
Педагог обнаруживает на «катере» коробку с карточками-изображениями средств связи в каждый временной период («Древность», «Старина», «Настоящее»)
-Ой, а что это за коробка? Интересно, что же в ней находится? Слушают воспитателя, отвечают на вопросы.
Дети смотрят мультимедийную презентацию, выполняют действия. У детей сформировано представление о временных отношениях на примере возникновения средств связи в разные времена.
У детей сформировано представление об истории возникновения мобильного телефона, как средства связи.
Обогащё н словарь детей: гонец, древность, старина, настоящее, телефонный аппарат, средства связи (мобильный телефон).
4. Работа в подгруппах : сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
Задача:
- Воспитывать потребность в доброжелательных отношениях друг с другом посредством коллективной деятельности.
- Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в познавательно-исследовательской деятельности. -Беседа.
-Демонстрация.
-Инструкция.
-Иллюстрация.
-Упражнение.
-Поощрение. -Ребята! Посмотрите, сколько в ней разных картинок!
-Знакомы вам предметы, которые изображены на них?
-Мы с вами сегодня уже видели эти предметы, верно?
-Теперь я предлагаю вам распределить эти картинки по нашей «Реке времени».
-Нужно распределиться на группы.
-Как вы думаете, сколько нам нужно групп? Почему?
-Кто желает отбирать картинки для остановки «Древность»?
-Кто желает отбирать картинки для остановки «Старина»?
-Кто будет отбирать картинки для «настоящего»?
Слушают воспитателя, отвечают на вопросы.
После обсуждения дети приклеивают картинки на соответствующий их временному периоду участок панно «Река времени».
Активно сотрудничают между собой. Дети демонстрируют доброжелательные взаимоотношения.
Дети демонстрируют уверенность в себе, положительную самооценку.
5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
Задача:
- Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи
- Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты в процессе познавательно-исследовательской деятельности. -Частично поисковый.
-Беседа.
-Поощрение.
-Инструкция.
Педагог корректирует расклеивание картинок в процессе деятельности, если дети совершают ошибки
-Проверьте еще раз, ребята! Верно ли вы отобрали картинки?
-В своем ли времени лежит каждая?
-Молодцы, ребята! Хорошо запомнили наше путешествие!
-Ребята, а как вы думаете, в какое время телефон был красивее и удобнее?
-Для того чтобы это выяснить нам понадобится таблица.
-Посмотрите, ребята! В ней изображены те остановки, в которых мы сегодня побывали в нашем путешествии и виды телефонов, которые мы узнали по пути.
-В первой колонке мы отметим красоту всех телефонов, во второй – удобно ли ими пользоваться, а в третьей – механизм, из которого они состоят.
-Сейчас мы вместе сделаем вывод, в какое же время телефон был лучше?
-А в этом нам помогут смайлики!
-Желтый смайлик означает, что нам все понравилось, а красный – нет.
-Итак, сейчас мы посмотрим на таблицу, лучшим телефоном станет тот, у которого все смайлики будут желтыми!
Отвечают на вопросы.
Заполняют таблицу.
Выясняют, какое средство связи было лучшим. Дети демонстрируют умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Демонстрируют наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения.
Задача:
- Воспитывать самостоятельность, инициативность, самоорганизацию посредством решения личностных (интеллектуальных) затруднений. -Беседа.
-Демонстрация.
-Поощрение. -А теперь, я предлагаю вам выбрать место в нашей группе и разместить «Реку времени»!
-Сегодня мы с вами совершили очень увлекательное путешествие!
-Куда же мы с вами отправлялись?
-Правильно, мы путешествовали по «Реке времени».
-Что же мы сегодня с вами узнали?
-Что для вас было самым интересным?
-Какой предмет в нашем путешествии мы изучали?
-Вы большие молодцы! Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами!
-Ребята, а вы заметили, что на «Реке времени» еще осталось свободное место?
-Как вы думаете, как будет выглядеть мобильный телефон в будущем? Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.
Выбирают место в группе для размещения «Реки времени» Дети проявляют самостоятельность, инициативность, самоорганизацию посредством решения личностных затруднений
7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах -Беседа.
-Поощрение. -Я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать телефон, который, как вы думаете, будет в далеком будущем! А затем, мы разместим его на нашей «Реке времени»!
Дети садятся за столы и рисуют телефон будущего. Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах