Васильева Ольга
Досуг «Путешествие по континентам» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная возрастная группа
3. Тема: "Путешествие по континентам"
4. Цель: закреплять у детей культурно-исторические и географические знания о земле, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
5. Задачи:
1. - формировать целостную картину мира, расширять кругозор
- закреплять умение детей пользоваться картой
Публикация «Досуг „Путешествие по континентам“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- закрепить названия материков, формировать умение определять местоположение материков на карте совершенствовать умение рефлексии своей деятельности.
- закреплять знания детей о животных различных материков
- закреплять умения сравнивать и сопоставлять предметы
2. Развивать познавательный интерес, монологическую речь, конструктивные способности детей. Продолжать развивать психические процессы: произвольное внимание, его устойчивость и переключаемость, зрительное восприятие, элементы логического мышления, память. Развивать коммуникативные навыки общения – умение работать в паре и команде. Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, фотографий, музыки.
3. Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальных принадлежностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
6. Вид деятельности: непрерывная образовательная деятельность
7. Форма организации: фронтальная
8. Форма реализации ДВД: проблемная ситуация, игры направленные на социальное, умственное, физическое развитие; работа по карточкам.
9. Оборудование: карта мира, шаблоны континентов разного цвета с названиями, юла со стрелкой, карточки с людьми и животными разных континентов, раздаточный материал: картинки с предметами быта и продуктами, выращенными на разных континентах, клей, песня «Замечательное слово Мир».
10. Предварительная работа:
Изучение карты мира, чтение книг авторов европейских стран, рассматривание достопримечательностей разных стран, беседы о путешествиях детей с родителями во время отдыха.
1. Организационный момент.
Игровой метод «Приветствие». Дети встают в круг. Педагог читает стихотворение и выполняет движения, дети повторяют за ним.
Становись скорее в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, давайте поиграем в игру «Передавалки». Будем передавать друг другу разное настроение по кругу. Я передаю своему соседу справа, а ты передаешь следующему.
Передай «сердилку» (по кругу).
Передай «страшилку».
Передай «дразнилку».
Передай «грустилку»
Передай «смешинку».
А теперь большими стали
На места все побежали
Сегодня мы с вами отправимся в кругосветное путешествие и вспомним, какие звери живут на каком материке. А поможет нам в этом волшебная юла.
Вы помните какой формы у нас Земля? Круглая. И если отправится путешествовать из одной точки земли, то объехав её вокруг, можно вернуться обратно. Поэтому и путешествие у нас будет сегодня кругосветное.
Что такое материки? (выслушивает ответы детей) Материк – это часть суши или большой остров, который окружен морями и океанами.
На свете много островов,
Так много, что не счесть.
А вот больших МАТЕРИКОВ
Мы насчитаем ШЕСТЬ
У меня на столе разложены 7 картинок с изображением бумажных материков, которые мы с вами, оказавшись на разных материках, будем помещать на нашей карте. Вот карта мира, которая помогала нам путешествовать по разным материкам и странам.
Скажите так почему же материков 6, а картинок 7. (ответы детей) Это потому, что материк ЕВРАЗИЯ делится на две части ЕВРОПА и АЗИЯ.
Итак, начинаем.
Волшебную юлу кручу,
На материк попасть хочу!
Еремей, иди посмотри и прочитай куда мы попали? (читает надпись на материке) Прикрепи Австралию к нашей карте.
Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нём всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в. (Австралии.)
Рассказ ребёнка об Австралии
Австралия — самый маленький и самый засушливый континент планеты. Около половины страны занимают пустыни и полупустыни. Но вдоль побережья, где чаще идут дожди, растут влажные тропические леса. К центру их сменяют эвкалиптовые леса. Только в Австралии водятся сумчатые млекопитающие: кенгуру, маленький, сумчатый медведь — коала. Только в Австралии можно встретить яйцекладущих млекопитающих: утконоса и ехидну. В Австралии совсем нет обезьян, копытных и жвачных животных. Единственным хищником является собака Динго и сумчатый дьявол. В лесах обитают опоссумы и вомбаты, ценящиеся своим мехом. В Австралии множество птиц, некоторые из них не умеют летать. Это казуар, страус Эму и Киви. Из летающих птиц: попугаи какаду и волнистые, лирохвост.
А теперь давайте заселим материк животными, которые там живут. Проверим, правильно у них получилось или нам нужно дополнить или что то исправить.
-.Ну что можно отправляться дальше. Иди Ульяна, помогай нам крутить юлу.
Волшебную юлу кручу,
На материк попасть хочу!
- Прочитай, на какой материк мы попали? Ребёнок читает. Прикрепи Африку к карте мира.
Огромный этот континент
Известен людям много лет.
Там обитают крокодилы,
Львы, бегемоты и гориллы.
Жирафы тоже там живут.
Как этот континент зовут? Ответ: Африка
Рассказ ребёнка об Африке.
Африка – это самый жаркий материк в мире. Больше половины территории Африки занимают пустыни и саванны. В пустынях все покрыто песком, растения встречаются очень редко. Днем там жарко, но ночью становится холодно. В пустыне живут верблюды, ящерицы и змеи. Они могут обходиться без пищи и воды много дней.
В саванне не так жарко, но все равно лето там засушливое. Зато зимой идут дожди, благодаря им растут травы, кустарники и деревья. Все это является пищей для жирафов, зебры и страусов. На них охотятся львы и леопарды. Есть в саванне более крупные животные, это слоны и носороги.
В Африке много тропических лесов, их называют джунглями. Это непроходимые леса, где растения стоят сплошной стеной. В джунглях живут множество обезьян макаки, гориллы. В густых зарослях прячутся антилопы, кабаны, газели, на них постоянно ведут охоту хищники – леопарды и пантеры. В воде Африканских озер и рек живут крокодилы и бегемоты.
- Давайте поможем животным Африки попасть домой. Идите и прикрепите африканских животных к материку. Проверим, правильно у них получилось или нет?
А теперь давайте
Физкультминутка.
Медвежонок встал на лапки
Приготовился к зарядке
Лапы вверх, лапы вниз.
На носочках подтянись,
Лапы ставим на бочок,
Покружились как волчок.
А затем вприсядку,
Чтоб размялись лапки.
Прыгать Мишенька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Оглядел он все вокруг
И быстрей на стульчик плюх.
- Продолжаем наше кругосветное путешествие. Сейчас Макар поможет мне покрутить юлу.
Волшебную юлу кручу,
На материк попасть хочу!
- Прочитай, куда мы сейчас попали, на какой материк? Ребёнок читает. Прикрепляй Южную Америку к нашей карте. Попросим Еву и Соню помочь заселить Южную Америку животными, которые там обитают.
Там над Андами парит
Птица кондор,
В джунглях ползает змея –
Анаконда.
«Как зовут тебя, река?» –
Крикнешь звонко,
А в ответ, издалека – «Амазонка!»
Там на водопой спешат
Звери утром ранним,
А в воде кишмя кишат
Страшные пираньи.
Если через океан
Плыть к другому берегу
Попадёшь на материк Южная Америка.
Рассказ ребёнка об Южной Америке.
Южная Америка - самый дождливый материк на земле. Растительный и животный мир очень богат, многие виды встречаются только здесь. В Южной Америке течет самая длинная и самая полноводная река в мире Амазонка, находятся самая длинная горная цепь Анды, самое большое горное озеро Титикака. Здесь водятся такие удивительные животные, как ленивцы, самые маленькие в мире птицы колибри, огромное количество земноводных - ядовитые лягушки, змеи, в том числе огромные анаконды. Самый большой в мире грызун капибара, тапиры, ягуары. В Саванне водятся броненосцы, покрытые пластинками - «броней». Другие животные, которых можно встретить только здесь, - муравьеды, страусы-нанду, пума. В Андах есть свои особые обитатели — ламы, густая шерсть которых спасает их от высокогорного холода.
- Давайте посмотрим, правильно они расселили животных? Есть ли ошибки?
- Тогда можно отправляться дальше. Иди Ваня помоги мне раскрутить волшебную юлу.
Волшебную юлу кручу,
На материк попасть хочу!
- Куда же мы с вами попали сейчас, прочитай пожалуйста. (Северная Америка) А теперь найди на карте, куда мы должны прикрепить этот материк
Раньше было все иначе –
Не стояло ферм и ранчо,
В прериях бизон водился,
А в ручьях – бобер селился.
Там мустангов приручим
И по прериям поскачем.
Эй, скакали мы не даром –
Перед нами Ниагара!
То шумит, водой играя
Страшный водопад.
Радуга мостом прольется,
Солнце детям улыбнется,
Мы хотим дружить со всеми,
Нам индеец – друг и брат!. Северная Америка
Рассказ ребёнка об Северной Америке.
Северная Америка – континент, который начинается от Северного Полюса до Экватора. В Северной Америке множество рек и озер. Одна из крупнейших рек мира – Миссисипи. Самая большая горная система – Кордильеры. Животный мир представлен большим количеством животных. На севере обитают белые медведи, полярные зайцы и совы, песцы, а так же овцебыки. В тайге можно встретить бобров, волка, бурых медведей, дикобразов, росомах. В тропической части материка обитают аллигаторы, фламинго, попугаи, ящеры, скунсы.
Попрошу Ксюшу и Никиту найти и прикрепить картинки животных Северной Америки. Давайте посмотрим, все ли животные нашли свой дом? (проверяем карту).
- Ну что ж, все правильно и мы можем продолжать путешествие. Попрошу сейчас Кенана раскрутить юлу и прочитать, куда мы попадем?
Волшебную юлу кручу,
На материк попасть хочу! (ребёнок после остановки юлы читает) Найди и прикрепи Азию к карте мира.
Вот Китай, вот Индия,
Ближе – Казахстан,
Турция, Япония,
Иран, Афганистан.
Здесь климат очень жаркий,
Пустыни, горы тут.
Все эти страны в Азии
Нашли себе приют.
Рассказ ребёнка об Азии.
Азия - часть света, входящая в состав материка Евразия. Она протянулась на огромное расстояние с севера на юг и с запада на восток. Здесь есть и высокие горы и степи, жаркие пустыни и дикие джунгли. В степи обитают черепахи, ящерицы, удавы, змеи, насекомые и пауки. Встречаются крупные животные – антилопы, косули, дикие козлы и лисы, мыши-землеройки и суслики. Из птиц обитают дрофы и фазаны. В тростниковых зарослях низменностей живут дикие кабаны и камышовые коты, вьют гнезда фламинго, фазаны. В горах Южного Кавказа встречаются опасные хищники – тигры и леопарды, а в лесах селятся олени, шакалы, снежные барсы.
Южнее располагаются полупустыни и пустыни Азии, а в оазисах растут финиковые пальмы, апельсиновые и лимонные деревья. По пустыне ходят караваны верблюдов. Здесь живут суслики и тушканчики, ящерицы, змеи, вараны, летучие мыши и хищные птицы.
На Юге Азии в джунглях обитают дикие буйволы и кабаны, тигры, обезьяны, крокодилы, а на равнинах прячутся в тени высоких кустарников слоны и носороги. На островах есть лемуры и некоторые виды ящеров. Из хищных животных много индийских волков, леопардов, тигров. Возле рек обитают стаи красноногих ибисов и цапель, а возле озер часто можно увидеть утку-мандаринку. В Японии обитают медведи, енотовидные собаки, лисицы, олени, зайцы. На берегу водятся морские и пресноводные черепахи, змеи и ящерицы и гигантские саламандры. Дикие обезьяны живут почти на всех островах Японии. Множество птиц орлы, ястребы, соколы, фазаны, куропатки, гуси и утки.
- Давайте расселим животных по территории Азии. Мне поможет Анфиса и Настя.
А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру.
Детская игра из Австралии: «Крошка Ру»
Дети садятся в кружок, ведущий просит одного из них выйти в середину и закрыть глаза – это спящий кенгуру Ру. Остальные – охотники. Дети идут по кругу и говорят «Крошка Ру, угадай, кто тебя позвал?» Ведущий дотрагивается до одного из детей, тот подходит к «кенгуру» со спины и дотрагивается до него со словами: «Это я» Если ребенок назвал имя «охотника», игроки меняются местами.
- Отдохнули и можем продолжать путешествие. Попрошу Ксюшу помочь мне выбрать ещё один континент. Крути скорее юлу.
Волшебную юлу кручу,
На материк попасть хочу!
- Куда это мы попали?
Дуют ветры ледяные,
Материк лежит большой, Дуют ветры ледяные,
Горы – снежные, крутые.
Там о лете не слыхали,
Там согреешься едва ли!
Он не мал и не велик.
Этот снежный материк. (Антарктида)
Давайте найдём на карте Антарктиду. Как мы можем её прикрепить, ведь для того, чтобы её нарисовать, пришлось разрезать пополам. А давайте представим, что мы смотрим на Антарктиду из космического корабля. И тогда мы увидим её такой.
Рассказ ребёнка об Антарктиде.
Климат Антарктиды – самый холодный на Земле. Льды Антарктиды содержат самый большой запас пресной воды на земле. Температура воздуха никогда не поднимается выше 0 C. В Антарктиде возможны осадки лишь в виде снега. Выпавший снег образует огромные пласты льда. В Антарктиде есть озера и реки, которые появляются летом, а зимой замерзают. Животных в Антарктиде мало из-за холода. Побережье материка покрывают мхи и лишайники. Все животные обитают там, где есть растительность. На побережье обитают морские леопарды, морские слоны. В воде вокруг материка много зоопланктона, который является главной пищей для китов, тюленей и морских котиков. Из крупных животных можно встретить голубого кита, его привлекает сюда обилие креветок. Мир птиц представлен пингвинами, полярными крачками и чайками - поморниками. Встречаются дельфины под названием "морские коровы".
- Ребята, давайте посмотрим, правильно ли заселили животными Южный полюс (проверяем картинки).
А теперь нам пора возвращаться домой. А в какой части света живем мы с вами? (ответы детей) Мы живем на континенте Евразия в Европейской части.
Здесь горы-великаны – их знает целый мир.
несметные богатства, озера и луга,
Здесь белые березы и хлебные поля
Вольные просторы, реки и моря
Лесов многообразие
В родной для нас. (Евразии.)
Европа является домом для самых разнообразных животных. Большую часть севера занимает тундра. Здесь нет высоких деревьев, растут только трава и низенькие карликовые березки и ивы. Животный мир ограничивается леммингами, песцами и полярными зайцами, волками, северными оленями и белыми медведями. На побережье можно встретить моржа и тюленя. Громадные пространства занимает тайга, где растут лиственница и кедр. Здесь живут волки, лисы, белки, бурые медведи, рыси, росомахи. Много мелких животных - ласка, хорёк, выдра, заяц, ёжик. Большое количество птиц, включая орла, сокола, соловья, сову, дятла и дрозда. Эта огромная территория – дом для кабанов, оленей, косуль и барсуков. Встречается овцебык и зубр. В степной зоне это тушканчики, лисицы, степные волки, сайгаки. В горных областях живут козлы, джейраны, змеи и ящерицы. Горные птицы: орлы и орланы, ушастые совы и филины. Около теплого моря много змей, черепах, ящериц. Также здесь живут горные бараны, дикие козы, дикие кошки и кабаны. Побережья морей заселены чайками, тупиками и кайрами.
- Мы с вами заселили все континенты животными, но ведь там живут не только звери и птицы, но и люди. Помогите правильно разместить людей с разным цветом кожи, разрезом глаз, цветом волос и другими отличительными признаками в места их проживания.
Мы с вами жители Европы и поэтому имеем светлый цвет кожи, прямые волосы, голубые или серые глаза. А ещё есть люди, которые живут в Китае, Монголии, Японии. Они имеют желтоватый цвет кожи, узкий разрез глаз. В центре Азии проживают люди с темным цветом кожи, черными прямыми волосами, карими глазами. В Африке живут люди с черным цветом кожи, широкими ноздрями, толстыми губами – это негры. В Австралии живут аборигены. Их цвет кожи темный, но черты лица не похожи на негров и волосы прямые. В Америки коренные жители имеют смуглый, почти красный цвет кожи, поэтому их так и называли краснокожие. Вот этим мы отличаемся друг от друга.
- А как вы думаете, что у нас общего? (затруднение). Все люди Земли, несмотря на цвет кожи, национальность одинаково плачут и смеются, ходят в детский сад и школу, любят играть и шалить, мечтают об одном и том же. Чтобы ответить на этот вопрос я хочу спросить вас, как вы, думаете, о чём мечтают взрослые и дети на всей планете? Ответы детей. А хотите знать ответ. Для этого я сейчас покажу вам небольшой ролик с песней, в которой вы услышите ответ на мой вопрос. Прослушивание песни «Замечательное слово Мир»
Воспитатель - Люди разного возраста, разных национальностей мечтают о самом важном, о дружбе и мире на Земле. Чтобы никогда не было войн, чтобы люди никогда не ссорились между собой.
- А сейчас я предлагаю вам сесть за столы и выполнить практическое задание. Мы с вами весь год путешествовали по разным странам и узнали, какие народы чем занимались, что изобрели нового, значимого для всего мира или какие культурные растения выращивали. У вас на столе есть для каждого карточка с изображением людей. На маленьких подносах есть картинки с изображением разных предметов или растений. Вы будите работать в паре. Посоветовавшись друг с другом. выберите нужные
вам картинки и наклейте их на вашу карточку. А я пройду и проверю, правильно ли вы усвоили пройденный материал.
- Сегодня мы с вами закрепили пройденный материал и вы меня очень порадовали. Я хочу вам вручить медали за то, что вы окончили обучение в подготовительной группе и готовы к школе.
В конце занятия дети получают памятные медальки за активное участие на занятии.