МААМ-картинки

«Путешествие по ямальской земле».

Галина babikovа
«Путешествие по ямальской земле».
▼ Скачать + Заказать документы

«Путешествие по ямальской земле».

Программное содержание:

1. Образовательные задачи: Обобщение, уточнение и актуализация знаний о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Закрепить умение создавать разнообразные постройки и конструкции.

2. Развивающие задачи: Развивать связную речь, память, логическое мышление, любознательность, умение рассуждать, обобщать полученные знания, делать выводы; развивать самостоятельность в выборе материала для конструирования.

Публикация «„Путешествие по ямальской земле“,» размещена в разделах

3. Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера, видеть вклад своего труда по завершению работы.

Активизация словаря: Ямал, гостеприимной, карликовая, смешанный потомки, чум, архитектура, перспективы, инфраструктура.

Методы и приемы: метод личного опыта (жизненный опыт детей, активизация словаря, художественное слово, использование медиацентра, слайдов, музыкальное оформление занятия; дидактические и экологические игры «Что где растет?», «Деревья и кустарники», «Правильно определи поведения» использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.

Предварительная работа: экскурсии в краеведческий музей, экскурсия в этнографический музей под открытым небом г. Горнокнязевск, экскурсия на берег реки Обь, экскурсия по городу, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Ямальская земля», чтение ненецких сказок, рассказов, заучивание стихотворений о родном крае, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город», дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», подвижные игры «Важенка и оленята» «Речки и ручейки».

Материалы: Карта Севера - растительный и животный мир; макет чума и народные игрушки народов Севера; иллюстрации с изображением растений Севера; макеты ремесел: рыболовство, оленеводство, звероводство, народно-прикладное искусство народов; предметные картинки деревьев, ягод, грибов слайды - северной природы; нефтяных и газовых вышек, фотографии достопримечательности городов; конструкторы для детей.

Ход занятия

1. Организационный момент:

(Влетает в группу Сорока-ребенок.)

Сорока: Говорят, что я трещу, Ни минуты не молчу, Но нельзя мне замолчать, Я письмо должна отдать!

Воспитатель. Что же это за письмо?

Сорока. От кого оно узнаете, если прочитаете.

Воспитатель. Седой наш батюшка Ямал, нам письмо прислал.

Дорогие ребята приглашаю вас в путешествие по Ямальской земле

Воспитатель. Ребята, а что обозначает слово Ямал, что вы знаете о нем?

Дети. Ямал – это полуостров, находится он на краю нашей земли.

Воспитатель. Если посмотреть на карту то Ямал – край земли, но разве это край? Это начало не только земли российской, но и начало жизни, сбывшихся надежд для многих из нас, родившихся на этой земле и приехавших в далёкие годы молодыми специалистами, да так и оставшимися на этой суровой, но гостеприимной северной земле.

Воспитатель. Сейчас мы с вами совершим путешествие по ямальской земле. Вы готовы отправиться в путь, будет он нелегким, трудным. Но я думаю, что вы все справитесь, потому что на Севере живут только смелые, умные, сильные, выносливые и закаленные ребята.

2. Основная часть

Звучит фрагмент аудиозаписи песни: «Мы поедем, мы помчимся на оленьях утром ранним.»(Дети изображают поездку на оленях)

Первая остановка «Голубая» (слайд 2)

Воспитатель. И вот нам необходимо пройти через просторы нашей тундры. Мы должны, назвать какие, мы знаем главные реки, озера Ямала.

Дети. Обь, Пур, Таз, Гыда, Полуй, Собь, Сыня, Юрибей, Щучья. (называют названия рек и озер)

Воспитатель. А, какая рыба водиться в наших реках?

Дети. Муксун, щука, щекур, ряпушка, язь и др. (дети выбирают предметные картинки с заданными заданиями)

Воспитатель. Мы продолжаем наш путь по Ямальской земле и приближаемся к ягодной и грибной полянке.

Остановка «Урожайная» (слайд 3-4)

Воспитатель. Мы сейчас соберем ягоды и грибы. Назовите их. (Дети на полянке собирают и называют грибы и ягоды и кладут в корзинки предметные картинки)

Дети. Ягоды – морошка, брусника, черника, голубика, черная и красная смородина, шиповник и др.

Дети. Грибы - белый гриб-боровик, подосиновик подберезовик, лисички, сыроежки, маслята и др.

Воспитатель. Что вы знаете о мухоморе?

Дети. Он ядовитый, но полезный для изготовления лекарства. Им лечатся животные-олени.

Воспитатель. Ну, ребята наше путешествие продолжается дальше.

Следующая станция «Смешанный лес» (слайд 5)

Воспитатель. В мире великом много чудес, разве не чудо наш северный лес.

Ведь каждый гриб и каждая ягодка растет рядом с деревьями. Давайте вспомним эти деревья.

Дети. Карликовая березка белоствольная, лиственница, елка, сосна,

Воспитатель. Что это за смешанный лес?

Дети. Смешанный лес- это разные деревья растут в одной местности.

Воспитатель. А, какие главные правила поведения в лесу? (выбрать сюжетные иллюстрации – правила)

Дети. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их. Не разоряй гнёзд - не губи малых деток наших пернатых друзей. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю. Не разоряй муравейник - муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар. Не оставляй костёр непотушенным. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор. Не засоряй водоёмы.

Воспитатель. Деревья очень ранимы, ведь расти им приходиться на вечной мерзлоте. Растут наши деревья на песчаной и болотной почве. Зимы у нас длинные, холодные снежные, а лето короткое дождливое прохладное. Летом на почве очень много воды, а солнце мало, за короткое лето не успевает глубоко прогреться земля. Корни у деревьев короткие, ползучие, стелющиеся, похожи на мочалку. А если корни будут прямые, как вы думаете, что с ними произойдет?

Дети. Они погибнут.

Воспитатель. Продолжаем наш путь и на горизонте мы видим нефтяные вышки, (фотографии, слайды с изображением)

Наша станция «Кладовая» (слайд 6)

Воспитатель. Как вы думаете, чем еще богат наш Ямал?

Дети. Здесь добывают нефть, газ.

Воспитатель. Газ и нефть – это главное богатство Ямала. Пользуются газом и нефтью не только северяне, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.

Воспитатель. Ребята, а что вы можете, сказать о тех людях кто добывает, это богатство в недрах ямальской земли?

Дети. Люди, которые добывают это богатство, они настоящие герои, потому что в нас климат очень холодный и суровый, а они мужественные и закаленные.

Хвала геологам! Ведь сделано немало,

Чтоб те богатства людям подарить!

Их труд войдёт в историю Ямала.

Потомки будут их благодарить!

Воспитатель. Северяне - для них нет ничего красивее просторов тундры, разливов рек, глади озёр. Только северяне могут по-настоящему любить короткие зимние дни, любоваться снегом и не бояться холодного ветра. И в благодарность земля щедро дарит им свою красоту и богатства.

Воспитатель. Ребята. Кого дальше мы встречаем на пути?

Дети. А вот дальше виднеются чумы и стада оленей.

Остановка нас встречает «Гостеприимная» (слайд 7)

(Дети подходят к макету чума)

Воспитатель. Огромные чумы под куполом звёздного неба и северного сияния. В этом чуме живут люди разных национальностей: ханты, ненцы, селькупы. Они очень гостеприимные и принимают гостей приезжих геологов, туристов, гостей из разных стран.

Воспитатель. Чем еще занимается коренное население?

Дети. Охотой, оленеводством, рыболовством, резьбой по кости, украшением из бисера, шитьем и вышивкой и аппликацией (рисунок, выполненный при помощи лоскутков из различных материалов) на меху, коже и сукне.

Воспитатель. Все это известно далеко за пределами России не только нефтью и газом, но своими культурными традициями, продукцией традиционных промыслов, спортивными достижениями. Сегодня округ активно развивается, а это говорит о том, что мы умеем работать.

Ямал воспитывает людей, а люди своим трудом прославляют Ямал. Жизнь закипела на Ямале. Он своей мощью доказал, что будущее России – за Ямалом, этой легендарной землёй…. Пусть Ямал остаётся самым главным богатством России навсегда!

Ямал – прекрасный полуостров. Его сравнить нельзя ни с чем.

Здесь в тундре строят путь в столетья. Для нас, живущих на Земле.

И мы продолжим путь в столетья. На радость людям и стране,

Мы любим этот полуостров. И пусть цветёт он для других!

Воспитатель. И вот, наконец, мы приближаемся к нашим городам-новостройкам.

Станция «Архитектурно-строительная» (слайд 8-9)

Воспитатель. Какие города, поселки, деревни находятся на нашей ямальской земле?

Дети. Надым, Уренгой, Воркута, Тазовский, Салехард, Лабытнанги и другие.

Воспитатель. Посмотрите, как вместо старых домов сооружаются новые. И как вы думаете, ребята кто все это изменяет?

Дети. Мы думаем, что наши люди, которые живут на этой ямальской земле, наш губернатор и конечно правительство нашей великой и богатой России.

Воспитатель. Да ребята вы совершенно все правильно рассуждаете. Сегодня Ямал – уникальный край, быстро развивающийся и успешно решающий государственные задачи. Он позволяет оценить итоги уходящего тысячелетия. Увидеть перспективы будущего. И прошлое, и настоящее создавали и создают, осваивая и обживая высокие широты России, мужественные, добрые люди – это главное богатство нашей северной страны России сегодня и всегда.

За последние годы старинные наши города, можно сказать, родились заново. Буквально на глазах вырастают новые многоэтажки, прокладываются современные шоссейные дороги, построен современнейший аэропорт, стремительно развивается вся инфраструктура ямальской столицы. Например - вторая молодость Салехарда, пришедшая к нему в результате интенсивного строительства, поражает сегодняшнего обывателя своей архитектурной продуманностью и неповторимостью.

Съезжались люди с матушки России.

В край необжитый строить города.

Их не пугали ни мороз, ни мошки злые,

Они приехали, чтоб поселиться навсегда.

Трудились вместе: ханты, белорусы,

Кавказцы, русские и латыши.

У них девизом стало слово «братство»,

Что родилось от сердца, от души.

Воспитатель. Ребята вы сами желаете построить свой город, свой дом и жить в нем? Придумайте названия своим сооружениям? (Дети самостоятельно начинают строить)

Строительство «Город будущего» (слайд 9)

Звучит «Гимн Ямалу» (слайд10)

Итог занятия

Воспитатель. Мы с вами построили, теперь пора чай пить с вкусным вареньем, приглашать друг друга в гости. (Дети пьют вместе с гостями чай.)

Воспитатель - Ребята, за что вы любите эту ямальскую землю и жителей проживающих на ней? Чем они могут привлечь гостей приезжих на ямальскую землю?

1-Ребенок. Северяне, отличаются своей порядочностью и добротой, прямотой, хлебосольством, особенным вниманием к людям.

2-Ребенок. А главное – умением противостоять любым невзгодам.

3-Ребенок. Условия жизни на Севере очень суровые. Поэтому и сильных людей у нас Север сплачивает, заставляет чувствовать плечо товарища, помогать друг другу.

4-Ребенок. Мы, просто не способны не ответить добром на добро.

Воспитатель. А вот вы, начиная с сегодняшнего дня, каким вы видите наш север через несколько лет? (слайд11)

Дети. Я хочу быть успешным и умным.

- Богатым добрыми делами.

- Еще более дружным и сплоченным.

-Я хочу видеть друзей, родителей счастливыми и защищенными от неприятностей.

-Я хочу в будущем тоже быть таким же мужественным, сильным и умным, как и наши Северяне.

Публикации по теме:

Дидактические куклы в национальных костюмахДидактические куклы в национальных костюмах В группе, где создается предметно-развивающая среда, одним из центров развития этой предметной среды, является центр краеведения или центр.

Проект по патриотическому воспитанию: «В гостях у ханты в тайге», для детей 5–7 лет Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по воспитанию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Путешествие по ямальской земле».
Опубликовано: 20 мая 2012 в 14:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие по ямальской земле».» (включая файлы) размещена пользователем Галина babikovа в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД