Анна Сосницкая
Конспект занятия «Путешествие на планету Математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие на планету Математики»
Группа: подготовительная к школе
Сосницкая Анна Анатольевна
воспитатель
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция с другими областями: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
1. Упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10.
2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие на планету Математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
3. Совершенствовать навыки счета со сменой основания счета в пределах 20.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательную активность детей, любознательность.
2. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Речевые задачи:
1. Активизировать речь детей.
2. Продолжать учить детей отвечать полным ответом на вопросы воспитателя.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде.
2. Воспитывать положительные эмоции от совместных действий.
Структура (части и предполагаемое время)
1 часть – создание игровой мотивации 1 мин.
2 часть - создание проблемной ситуации 2 мин.
3 часть – графический диктант 5 мин.
4 часть – физкультминутка 1 мин.
5 часть - «Математическая разминка» 2 мин.
6 часть - игровое упражнение «Составь число» 3 мин.
7 часть - решение задач 10 мин.
8 часть - упражнение «Счет пятерками» 3 мин.
9 часть – подведение итогов 3 мин.
Общее время: 30 мин. (Резервное время 2 мин.)
Контроль за усвоением детьми программного содержания: вопросы к детям, наблюдение за работой детей с раздаточным материалом.
Организация детей в каждой части:
1 часть – дети стоят полукругом вокруг педагога (создание игровой мотивации,
2 часть – дети стоят полукругом вокруг педагога (создание проблемной ситуации,
3 часть – дети сидят за столами (графический диктант,
4 часть - стоят врассыпную (физкультминутка,
5 часть - стоят полукругом с воспитателем («Математическая разминка»,
6 часть - сидят за столами (игровое упражнение «Составь число»,
7 часть - сидят за столами (решение задач,
8 часть - сидят за столами (упражнение «Счет пятерками»)
9 часть – дети стоят в круге (подведение итогов)
Оборудование: магнитная доска,числовой домик, магнитофон.
Демонстрационный материал : две карточки-схемы для решения задач, картинка Незнайки, смайлик, письмо в конверте, карточки с числами.
Раздаточный материал :математические пеналы, листы в крупную клетку, простые карандаши.
Предварительная работа:упражнение «Назови соседей числа», составление моделей для решения задач, работа в тетрадях в клетку, упражнение в счете со сменой основания (двойками, тройками,дидактическая игра «Веселый счет», чтение сказки Н. Носова «Незнайка на Луне».
Содержание работы (ход)
Ход занятия.
1 часть. Приветствие:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне тут подружиться? Я - (имя воспитателя, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (дети называют свои имена в уменьшительно – ласкательной форме).
- Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких пригожих, я приглашаю поиграть. А теперь подарите мне и друг другу свои улыбки.
2 часть. Ребята, сегодня к нам в детский сад почтальон принес письмо.
Рассматривает конверт и удивительно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математики. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.
(Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами).
Письмо Царицы Математики : «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математики. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что на планету Математики попал Незнайка. Он все перепутал на нашей планете! Жители моей планеты страшно напуганы, и не кому нам помочь. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Планета Математики в опасности. Ваш друг Царица Математики.»
Воспитатель. Ну, что, ребята, поможем Царице Математики навести порядок на ее планете? Дети. Да, да поможем! 3 часть. Воспитатель. Но попасть на эту планету совсем не просто. Чтобы полететь в космос, необходимо пройти специальный курс в Центре подготовки космонавтов. Если вы успешно справитесь с заданиями и правильно ответите на вопросы, будете приняты в отряд космонавтов.
Прямой счет до 20, обратный счет до 20.
Продолжите счет до 10: 18, 17, 16… Назовите пропущенное число: 12…14,15. Назовите соседей чисел 15 и 18. Назовите части суток по порядку. Назовите пятый день недели. Какой сегодня день недели? Сколько в году месяцев?
Воспитатель. На чем же мы можем отправиться на планету Математики. Вы узнаете об этом, если правильно выполните первое задание. Садитесь на свои места. Возьмите карточки. Мы выполним графический диктант.
Отсчитай 3 клетки сверху, 7 клеток слева и поставь точку. Теперь от этой точки отсчитай 1 клетку вправо, 1 клетку вниз и поставь еще одну точку. От второй точки 4 клетки вниз и ставь третью точку. Теперь от третьей точки отсчитай 1 клетку вправо, 1 клетку вниз и поставь четвертую точку. От четвертой точки отсчитай 1 клетку вниз и ставь пятую точку. Теперь от пятой точки отсчитай 1 клетку влево, 1клетку вверх и поставь шестую точку. От шестой точки отсчитай 2 клетки влево и ставь седьмую точку. Теперь от седьмой точки отсчитай 1 клетку вниз, 1 клетку влево и поставь восьмую точку. От восьмой точки отсчитай 1 клетку вверх и ставь девятую точку. Теперь от девятой точки отсчитай 1 клетку вверх, 1 клетку вправо и поставь десятую точку. От десятой точки отсчитай 4 клетки вверх и ставь еще одну точку.
Воспитатель. А теперь соедините точки и узнаете ответ на загадку:
Ни пера, ни крыла, А быстрее орла, Только выпустит хвост- Понесется до звезд. (ракета)
Воспитатель. Правильно! Мы справились с первым заданием. На планету Математики мы отправимся на ракете.
Воспитатель. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться назад мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!
4 часть. Физкультминутка «Раз, два — стоит ракета».
Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)
Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)
А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре — (Хлопаем в ладоши.)
Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)
И на месте походили. (Шагаем на месте.)
Воспитатель. Ребята, вот мы и попали на планету Математики. Ребята, смотрите, а вот и Незнайка. По-моему, он расстроен и ждет нашей помощи.
- Но сначала Царица Математики хочет проверить, какие вы сообразительные и находчивые. Она нам предлагает выполнить задания «Математической разминки».
5 часть. Воспитатель предлагает детям решить логико-математические задачи и обосновать свои ответы:-Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.) -Если курица стоит на одной ноге и весит два килограмма, сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (Два килограмма, так как вес курицы не изменится.) -Тройка лошадей пробежала пять километров. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По пять километров, так как лошади бежали одновременно.)
- На столе лежало четыре яблока. Одно яблоко разрезали на четыре части. Сколько яблок на столе? (Четыре яблока, так как четыре части составляют одно целое яблоко.)
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы. Но нас ждет следующее испытание.
- Ребята, Незнайка перепутал состав некоторых чисел. Нужно разобраться и помочь составить число из двух меньших чисел.
Садитесь на свои места за столы.
6 часть. Игровое упражнение «Составь число».
Работа с числовым домиком (состав чисел 5, 6, 8, 10). (Один ребенок работает у доски, остальные на карточках за столами).
Воспитатель. Молодцы, вы справились и с этим заданием.
- А теперь нам нужно помочь Незнайке правильно решить задачи. Надо выбрать верную схему, записать решение задачи найти ответ.
7 часть. Карточки-схемы с моделями решения задачи расположены на доске.
Ежиное сложение
Мама – ежиха Нашла две свинушки, Маленький ежик - Четыре волнушки. Сложили грибы возле дома ежи, И ты их, пожалуйста, тоже сложи!
А. Усачев
Воспитатель. Ребята, найдите и покажите карточку-схему, на которой знаками изображено действие, с помощью которого решается наша задача.
Дети показывают карточку – схему с моделью действия сложения.
Воспитатель. А теперь запишите решение задачи с помощью цифр и знаков.
Дети записывают у себя на столах решение задачи с помощью цифр и знаков и читают запись, затем отвечают на вопрос задачи.
Зайцы
Раз, два, три, четыре, пять… Вышли зайцы погулять. Двое зайцев потерялись, Сколько до дому добрались?
А. Усачев
Воспитатель. Ребята, с помощью какого действия решается наша задача?
Дети. Задача решается с помощью действия вычитания.
Воспитатель. Найдите и покажите карточку-схему, на которой изображено действие вычитание.
Дети показывают карточку - схему с моделью действия вычитания.
Воспитатель. Теперь запишите решение задачи с помощью цифр и знаков.
Дети записывают решение задачи с помощью цифр и знаков и читают запись, затем отвечают на вопрос задачи.
Воспитатель. Молодцы, ребята, и с этим заданием мы с вами справились.
Воспитатель. У Незнайки изменилось настроение, он улыбается.
8 часть. Воспитатель. Посмотрите, ребята, Незнайка разыгрался и оставил везде отпечатки своих ладошек.
Воспитатель выставляет на доску 4 карточки с отпечатками ладошек и спрашивает у детей: «Сколько здесь ладошек? Сколько пальчиков на каждой ладошке? Посчитайте пальчики пятерками». Воспитатель показывает нарисованные ладошки и вместе с детьми считает: «Пять, десять, пятнадцать, двадцать», обводя жестом каждое новое число ладошек. Вызывает несколько человек, посчитать пятерками.
9 часть. Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Царица Математики дарит нам вот такой смайлик. Теперь, нам необходимо вернуться домой. Выходите все ко мне, встаньте в круг, начинаем обратный отсчет: 10, 9, 8… 0 пуск.
Воспитатель. Вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно? Дети. Совсем нетрудно, а даже интересно! Воспитатель. А как мы с вами помогали Царице Математики и Незнайке? Будем передавать друг другу смайлик и говорить, что больше всего запомнилось во время нашего путешествия.
Дети. Навели порядок на планете Математики, помогли Незнайке справиться со всеми трудностями: решали задачи, рисовали ракету, составляли числа из двух меньших, выбирали нужные схемы к задачам и решали задачи.
Воспитатель. Мы с вами сегодня выполнили много интересных заданий. А главное, вы были дружными и смелыми и поэтому смогли справиться со всеми трудностями, решить все задания и помочь жителям Планеты Математики.
Список литературы:
1. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа.
2. Трапезникова Н., Шульпекова Н. Поможем звездочёту. «Ребенок в детском саду» 2015г., № 2, стр. 2.
3. Титова С. Обучение старших дошкольников решению арифметических задач. «Ребенок в детском саду» 2013г., № 1, стр. 28
4. Интернет- ресурсы: https://kindergenii.ru/grdiktant/ grdiktant4.