Юдина Анжела Александровна
«Путешествие на ярмарку». Конспект интегрированного тематического музыкального занятия для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие на ярмарку»
(Конспект интегрированного тематического музыкального занятия)
Вид - музыкальное занятие.
Тип – интегрированное тематическое (занятие-путешествие).
Форма – групповое.
Группа – подготовительная (6-7 лет).
Тема – «Ярмарка».
Публикация «„Путешествие на ярмарку“, Конспект интегрированного тематического музыкального занятия для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Приобщение старших дошкольников к истокам русского музыкального фольклора, через все виды музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением и без него и обучать детей координации речи и движения;
продолжать работу над исполнением песни, веселого, задорного характера, учить петь выразительно, без напряжения и с легким звуком в подвижном темпе;
закрепить умение исполнять движения русского народного танца в соответствии с характером музыки;
продолжать знакомить детей с русским игровым фольклором, передавать в игре эмоционально-образное содержание;
упражнять в ритмическом исполнении игры на детских народных музыкальных инструментах;
развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения; при анализе музыкального и художественно-изобразительного произведения учить ясно излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущения.
Развивающие:
обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при целостном восприятии живописи и фольклора;
развивать музыкальное восприятие, память, слух, фантазию, мышление;
развивать танцевально-игровое творчество (формировать навыки художественного исполнения образа при инсценировании игровой песни; учить детей импровизировать, самостоятельно придумывать вариации плясовых движений и варианты образных движений в игре).
Воспитательные:
воспитывать уважение к традициям и к музыкальной культуре русского народа, формировать интерес к народным песням и играм;
прививать любовь к русскому народному искусству, музыке, живописи;
развивать умение сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности;
воспитывать в детях доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.
Интеграция образовательных областей:
«Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Методы и приемы:
Наглядные: слайдовая презентация, рассматривание предметов народного промысла;
Наглядно-слуховые: музыкальный репертуар, подобранный в соответствии с программными требованиями; слушание музыкального произведения, сопровождающее просмотром слайдов репродукций картин по теме;
Словесный: рассказ, беседа, вопросы, пояснения, задания;
Практические: исполнение песенных, танцевальных, инструментальных композиций; музыкально-ритмические упражнения; народная игра.
Оборудование:
- Фонограммы:
Фонограммы русских народных песен: «Веселая ярмарка»
Песня «Пошла млада за водой»; (-) Русская народная песня
Музыкальная картинка «На ярмарке», Бориса Михайловича Кустодиева
«Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргский
- Проектор:
Слайдовая презентация по теме;
Презентация репродукции картины художника Б. М. Кустодиева.
- Декорация «Карусель»;
- Русские народные инструменты;
- Шапочка для игры.
Оформление музыкального зала :
- На столах («прилавках»)
Самовар, в окружении подносов с калачами, баранками, конфетами;
Гжельские и хохломские изделия,
Изделия из бересты;
Дымковские игрушки;
Корзинка с музыкальными инструментами;
Овощи и фрукты в корзинах и др.
Предварительная работа:
слушание фольклорной музыки : «Ярмарка», «Пошла млада за водой» в исполнении оркестра народных инструментов;
знакомство с русскими народными пословицами, потешками, играми, хороводами и другими образцами народного творчества;
обучение игре на детских народных музыкальных инструментах;
рассматривание с детьми предметов декоративно – прикладного искусства (дымковских игрушек, хохломских и гжельских изделий, изделий из бересты);
беседы о культуре и быте русского народа;
рассматривание репродукций картин с изображением русской ярмарки.
Ход занятия:
Дети входят в зал под веселую музыку, встают полукругом.
Муз. рук. : Ребята, встали красиво, спинки выпрямили, плечи не поднимаем и давайте поздороваемся.
Валеологическая песня- массаж «Доброе утро»
(после сразу стук в дверь)
Муз. рук: Ребята, слышите, кто-то стучится в дверь. Саша, посмотри, пожалуйста, кто там.
Саша:(идет смотреть) Это скоморох!
Под музыку выбегает скоморох.
Скоморох: Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, танцы,
Давно вас ждут, друзья!
Муз. рук. : Здравствуй, скоморох!
Скоморох: Здравствуйте! Дети, я пришел к вам в гости, чтобы пригласить на ярмарку. Для того чтобы попасть на ярмарку вам надо ответит на вопросы: Что такое ярмарка? И второй вопрос, что означает слова фольклор, и какие жанры музыкального фольклора вы знаете?
Муз. рук. : Ребята, давайте скажем скомороху что означает слова фольклор?
Дети: Слова фольклор означает «народная мудрость».
Муз. рук. : Какие жанры в музыкальном фольклоре вы знаете ребята?
Дети: В музыкальном фольклоре много разных жанров: это, русские народные песни, народные танцы, игры, хороводы, сказки, потешки, пестушки, заклички, народные праздники.
Муз. рук. : Ребята, какие виды музыкальной деятельности отражает музыкальный фольклор?
Дети: Музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности :
- пение народных песен;
- слушание народной музыки;
- народная хореография (танцы, хороводы)
- музыкально – фольклорные игры;
- игра на народных музыкальных инструментах.
Скоморох: Молодцы, ребята, вы очень много знаете о музыкальном фольклоре. А что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка - это рынок, базар, где все продается и покупается.
Муз. рук. : Ребята, кто еще хочет добавить, дополнить.
Дети: На ярмарку приходили и приезжали чтобы продать свой урожай, продавали то, что смастерили своими руками: деревянные ложки, глиняные горшки, расшитые рубахи и сарафаны, торговали сладостями, игрушками и музыкальными инструментами.
Муз. рук. : Правильно ребята! А ещё на ярмарке открывается веселое гуляние. Играли в народные игры, веселились, разыгрывались театрализованные представления, крутилась карусель. Да чего только не встретишь на русской ярмарке.
Скоморох: Молодцы ребята, вы все знаете о ярмарке, теперь ярмарка ждет вас.
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ. (Скоморох убегает)
Муз. рук. : Нам надо переодеться, вы готовы?
Дети: Да!
Муз. рук. : Сегодня мы с вами отправимся в большое путешествие на ярмарку. Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем. А дорожка непростая: то ровная, то вот какая
(показываю дробный шаг).
Дети быстро собираются и вот они в муз. зале на 3 этаже.
Музыкально-ритмические движения
Под музыку музыкально-ритмическими движениями дети входят в зал. Встают в две линии, девочку вправо, мальчики влево.
Муз. рук. : Давайте немного отдохнем, и восстановим дыхание.
Дыхательное упражнение
(«Хлопок», «Погончики» гим. Стельникова)
Мальчик: Девочки-беляночки, что вы набелились?
Девочка: Мы вчера коров доили, молоком умылись.
Девочка: Мальчики зазнаюшки, что вы загордились?
Мальчик: В магазин вчера ходили, вот, принарядились!
Мальчик: Девочки смешиночки, что вы улыбаетесь?
Девочка: Да веселье будет скоро, вот и разминаемся!
Мальчик: Что за повод для веселья? У кого-то новоселье?
Девочка: Да нет! На ярмарку пришли, и веселье принесли.
Муз. рук. : Я, предлагаю пройтись по ярмарке, рассмотреть, что же есть на прилавках в нашей ярмарки?
(Дети рассматривают изделия на прилавках)
Дети: Посуда из Хохломы. (показывает)
-Изделия гжельских мастеров;
-Изделия из бересты;
-Дымковские игрушки.
Муз. рук. : Ребята, смотрите на прилавке есть картина. Давайте пройдем к стульчикам и рассмотрим эту картину на слайде. (дети садятся)
Это картина художника Бориса Михайловича Кустодиева «Ярмарка» (Дети рассматривают картину) Что же изображено на этой картине?
Дети: На этой картине изображена как люди покупают и продают разные товары: овощи, фрукты, вёдра, валенки, грабли, корзины, деревянные ложки, горшки, рубахи, сарафаны, игрушки, сладости. Все разговаривают, торгуются, ходят, рассматривают товар.
Муз. рук. : Молодцы, ребята! Вот такую же живую, пеструю музыкальную картину создал русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Он отобразил ярмарку в своей музыке (обращает внимание детей на портрет композитора). Давайте её послушаем. Вам надо определить характер музыки, и какие музыкальные инструменты играют в этом музыкальном произведении.
Слушание музыки : М. П. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» (видео на проекторе)
Муз. рук. : Какого характера была музыка?
Дети: Это музыка : весёлая, яркая, солнечная, радостная, задорная, танцевальная подвижная, энергичная, светлая, легкая, ликующая, праздничная, шутливая.
Муз. рук. : А что вам хочется делать под эту музыку?
Дети: Веселиться, танцевать, шутить, радоваться.
Муз. рук. : Какие яркие краски были на картине, такие же яркие звуки мы слышали в музыке. Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали и увидели?
Дети: Баян, домра, балалайка, контрабас-балалайка, ударные инструменты, духовые музыкальные инструменты и т. д. (Рассматриваем иллюстрации) (слайд)
Муз. рук. : Ребята, какие вы молодцы! Какая ярмарка без русской народной песни. Русская народная песня – это самый большой по количеству и разнообразный по характеру жанр народного музыкального творчества. Песня помогает и в труде, и в плясках, в грусти и в радости, звучит, когда мама укладывает своего малыша. А теперь вспомним, какие жанры русской народной песни вы знаете?
Дети: Жанры русских народных песен: частушки, колыбельные, плясовые, солдатские, бытовые, свадебные, календарно- обрядовые.
Муз. рук. : Правильно ребята! Есть много пословиц о русской народной песне, например:
«Где песня льётся – там хорошо живётся»
«Песня и труд – рядом идут».
А какие пословицы вы знаете? Давайте мы свами поиграем, девочки будут начинать пословицу а мальчики продолжать:
1. Слово к слову ставь складенько- будет… песенка.
2. Какие думы, такие и… песни.
3. Не умеешь петь, в запевалы… не суйся.
4. Из песни слова… не выкинешь.
5. Где песня льется, там… легче живется.
Муз. рук. : Вспомнили мы с вами пословицы, а теперь чтобы исполнение песни получилось выразительным, чистым, а песня красивой, голосок наш надо разогреть, а разогреем мы его, исполняя знакомую русскую народную попевку «Скок, скок, поскок». Обратим внимание на правильное дыхание, поём не очень скоро, естественным звуком без напряжения. (пропеваем попевку) Споём более легко, в подвижном темпе, не прерывая мелодию.
Распевка «Скок, скок, поскок»
(или по выбору педагога)
Муз. рук. : А сейчас можно исполнить песню о ярмарке. Как мы будем петь песню, песня, какая по характеру?
Дети: Песня по характеру, веселая, задорная, праздничная, радостная.
Муз. рук. : Надо петь выразительно и без напряжения голоса. Не забываем о правилах: вовремя вступать, но и правильно дышать между музыкальными фразами.
Исполняется песня о ярморке
(по выбору педагога)
Садятся. Девочки уходят за кулисы, берут платочки на танец.
Выходят две девочки, одна идет на середину, а вторая за прилавок.
Муз. рук. : Наше путешествие продолжается.
1 Девочка: Мы платочки яркие купили на ярмарке.
В пляс мы с радостью пойдем, дружно пляску заведем.
2 Девочка: Эй, мальчишки, выходите,
Ложки на ярмарке купите.
Всех нас пляской удивите,
С нами весело спляшите!
Один мальчик идет на ярмарку и покупает ложки.
Мальчик: Будем весело плясать,
Звонко ложками стучать!
Муз. рук. : Расступись честной народ, пляска русская идет!
Исполняется танец «Веселая ярмарка»
(по выбору педагога)
(мальчики провожают девочек)
Муз. рук. : Спасибо за танец. Ребята, скажите, пожалуйста, какой по характеру был танец?
Дети: По характеру танец, веселый, задорный.
Муз. рук. : Какие танцевальные движения вы исполняли?
Дети: Танцевальные движения: «звездочка», присядка с выносом ноги на каблук, «карусель», упражнение «гусиный шаг», упражнение «захлёст голени».
Муз. рук. : Молодцы! Ярмарку продолжаем,
Игру новую начинаем.
Игра интересная,
Прямо скажем расчудесная.
Ребята, какие русские народные игры вы знаете?
Дети: Русские народные игры: «Золотые ворота», «Заря- заряница», «Ворон», «Баба-Яга», «Чижик», «Гори-гори ясно», «Антошка» и. т. д.
Муз. рук. : В какую игру вы бы хотели поиграть? (ответы детей)
(Водящий ребенок одевает шапку)
Для игры по считалке выберем водящего.
Считалка:
За стеклянными дверями стоит мишка с пирогами…
Мишка-мишенька, дружок, сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три, а водить-то будешь ты!
Муз. рук. : Ребята, давайте вспомним правило игры. (дети напоминает правило игры) (Ребенок одеваем шапку)
Русская народная игра «Чижик»
(После игры садятся)
Муз. рук. : Как мы весело с вами играли! Посмотрите, на лотках русские народные инструменты. Вам знакомы эти инструменты? Назовите их. (дети называют)
Мальчик: (мальчик идёт за прилавок)
А вот ведёрки дубовые, коромысла расписные,
Покупайте! Выбирайте! Время даром не теряйте.
Красны девицы, поспешите,
Вёдра расписные, вы купите.
Девочка: (Тоня, выходит на середину) Ой, скорее поспешу, ведра я себе куплю.
(покупает коромысло и ведра)
Муз. рук. : Купили на ярмарке коромысло и вёдра. И какую же песню мы с вами будем петь?
Дети: Русская народная песня «Пошла млада за водой».
Муз. рук. : Да, правильно! Ребята, а давайте для этой песни вы возьмем музыкальные инструменты, будем петь и играть на музыкальных инструментах. Не забываем о правилах певческой установки.
Два мальчика берут лотки и раздают музыкальные инструменты.
Исполняется песня «Пошла млада за водой»
(дети собирают муз. Инструменты, стоят)
Муз. рук. : За руки скорей беритесь,
В круг быстрее становитесь.
(Дети собираются в круг)
Итог: Наше путешествие по ярмарке подошло к концу. Ребята, что вы сегодня нового узнали, что понравилось, а что для вас трудным было?
Какую музыку вы слушали? Какой композитор написал? В какую игру играли?
Какие песни вы пели? (ответы детей) Картину какого художника мы с вами описывали и как называется это картина. Вы сегодня все активно пели, танцевали и играли. Молодцы! Теперь пора прощаться с ярмаркой.
Солнце закатилась,
Наша ярмарка закрылась.