Татьяна Кныш
Конспект занятия «Пушкин — великий русский поэт»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать интерес к жизни и творчеству А. С. Пушкину; приобщить к культурным общечеловеческим ценностям.
Задачи:
Образовательные:
• Уточнить, расширить знания о жизни и творчестве Пушкина.
• Формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе.
• Воспитывать гордость за творческое наследие русского народа.
• Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать поэзию.
• Воспитывать доброжелательные межличностные отношения.
Публикация «Конспект занятия „Пушкин — великий русский поэт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Коррекционно - развивающие:
• Развивать мыслительную деятельность.
• Развивать интерес к художественной литературе.
• Развивать зрительное, слуховое восприятие.
• Развивать устную речь: интонационную выразительность, навыки декламации стихов.
• Корректировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу.
Материалы и оборудование:
• портрет А. С. Пушкина и его семьи
• конверты с пазлами/разрезными картинками
• сундук с картинками
• жетоны «Золотая рыбка».
Предварительная работа:
1. Знакомство с писателем – краткая биография, рассматривание портрета.
2. Знакомство со сказками – чтение сказок, рассказывание, объяснение старинных слов, рассматривание иллюстраций и книг.
3. Просмотр мультфильмов.
4. Изготовление фишек, разрезных картинок.
Продолжительность занятия: 45 минут
Словарная работа: шатёр, землянка, невод, полба, старче, перст, очи, светлица, душегрейка, оброк, молвить.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: - Здравствуйте! Наше занятие я хочу начать с отрывка из произведения. Вы внимательно послушайте, а затем поднимите руку те, кто знает автора.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Основная часть
Воспитатель: - Кто из вас может назвать автора? (А. С. Пушкин). Правильно – этот отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» написал великий русский писатель А. С. Пушкин (выставляю портрет А. С. Пушкина). Наша страна богата на таланты, но Пушкин и его творчество занимают особое место. Наверное, нет человека, который бы не читал его произведений. Его знают от мала до велика, в России и во многих других странах мира.
Ежегодно 6 июня Россия отмечает день рождения выдающегося поэта. Ровно 220 лет тому назад А. С. Пушкин родился в Москве, в небольшой дворянской семье. Мать звали - Надежда Осиповна (была образованна, красива, любила развлечения и блистала на балах, отца - Сергей Львович (любил литературу, был дружен с известными писателями). У Саши была старшая сестра и два младших брата (выставляю портрет). Один из них умер в раннем детстве. У отца была огромная библиотека. Александр Сергеевич рано научился читать и уже в детстве начал писать стихотворения. Также на протяжении всей его жизни рядом с ним была его любящая и заботливая няня, которая была мастерицей петь песни и рассказывать сказки. Кто помнит, как звали няню поэта? (Няню звали Арина Родионовна) (выставляю портрет няни). Пушкин посвятил ей два стихотворения: «Няня», «Зимний вечер». Сейчас вы услышите отрывок из стихотворения «Няня» в исполнении Богданова Виктора (читает отрывок из стихотворения)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
Воспитатель: - Как вы думаете, прослушав это стихотворение, что можно сказать об отношение поэта к няне? (очень любил свою няню, называл её голубкой, ждала, тосковала).
Стихотворения А. С. Пушкина звучат как песня – напевные, выразительные, завораживающие.
Воспитатель: - Мы с Вами больше знакомы с творчеством Пушкина по сказкам. Пушкин писал о сказках так: «Что за прелесть эти сказки….» И нет такого человека, который бы не знал его сказок. Давайте прогуляемся с вами по «неведомым дорожкам» и вспомним названия, героев и сюжеты пушкинских сказок. За каждый правильный ответ вы получаете жетон «Золотая рыбка». В конце занятия мы посчитаем жетоны, и определим, кто лучше всех знает сказки Пушкина.
Задание 1. «Назови сказки, которые написал Пушкин»
• -«Сказка о рыбаке и рыбке»
• - «Сказка о Золотом петушке»
• - «Сказка о попе и о работнике его Балде»
• - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
• - «Сказка о царе Салтане»
Задание 2. «По страницам прочитанных книг»
Участники отвечают на вопросы по содержанию сказок
• Где жил старик со своею старухой из сказки о рыбаке и рыбке? (В землянке)
• Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик? (Неводом)
• Что сделал старик, поймав золотую рыбку? (Отпустил в море)
• Где поп повстречал своего будущего работника Балду? (На базаре)
• За какую плату работал Балда у Попа? (За три щелчка по лбу)
• С кем Балда соревновался на море? (С чертёнком)
• Кого Балда взял себе в братья, чтобы обмануть чёрта? (Зайчишку)
• Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? (Золотого петушка)
• Кто подарил Дадону птицу, предупреждающую об опасности? (Мудрец)
• Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка? (На спицу шпиля)
• Сколько просьб было у мудреца-звездочёта к царю Дадону в сказке? (Одна)
• У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? (У зеркальца)
• К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? (Месяц, солнце, ветер)
• Чем было опасно румяное яблоко старушки? (Оно было отравлено)
• Что три девицы под окном делали поздно вечерком? (Пряли)
• В каких насекомых превращался князь Гвидон? (Комар, шмель, муха)
• Что выстроил для своей белки князь Гвидон? (Хрустальный дом)
• Что под косой блестит» у царевны Лебедь? (Месяц)
Задание 3. «Пазлы соберите, сказку назови».
Воспитатель: - Чтобы сказку узнать, нужно пазлы нам собрать.
Участникам раздаются конверты с разрезными картинками, которые нужно собрать и определить название сказки.
Физминутка
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет, (помахивают руками вперёд-назад)
Он бежит себе в волнах (сцепляют руки над головой в замок)
На раздутых парусах (руки над собой)
Мимо острова крутого, (расцепляют пальцы, приседают на корточки)
Мимо города большого, (встают)
Пушки с пристани палят, (хлопают)
Кораблю пристать велят (топают).
Задание 4. «Из какой сказки отрывок?»
Воспитатель читает отрывки из сказок, а участники должны узнать из какой они сказки.
• «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». («Сказка о царе Салтане…»)
• «Свет мой, зеркальце, скажи и всю правду доложи…» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
• «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно. Вот однажды царь Додон страшным шумом пробуждён». («Сказка о золотом петушке».)
• «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке»)
• «Жил-был поп, толоконный лоб. Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару». («Сказка о попе и его работнике Балде»)
• «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон. С молоду был грозен он и соседям то и дело наносил обиды смело» («Сказка о золотом петушке».)
• «Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит; глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет». («Сказка о царе Салтане».)
• «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе. Не боишься никого, кроме бога одного?» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Задание 5. «Кто лишний?»
Воспитатель называет героев из разных сказок. Если герой из сказок Пушкина, то нужно хлопнуть в ладоши. Если названный герой не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой.
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Алёнушка, Баба Яга, Курочка Ряба, Балда.
Задание 6. «Камера потерянных вещей».
Воспитатель из сундука достаёт картинки с изображениями предметов из сказок. Нужно отгадать из какой сказки потерянные предметы. (корыто, зеркало, месяц и звезда, петушок, подзорная труба, шатёр, невод, орехи, яблоко)
Заключительная часть:
Воспитатель: - Отлично! Вы прекрасно справились с заданиями. Пришло время подвести итог. Подсчитываем фишки и определяем лучшего знатока сказок Пушкина.
Пушкин прожил короткую жизнь, но слава о нём не умрёт никогда. Благодаря ему русская литература стала одной из величайших литератур мира. Почти в каждом городе есть памятник А. С. Пушкину. В честь него названы улицы, площади, театры, библиотеки. Есть город – названный в его честь.
В центре Санкт-Петербурга, на площади Искусств установлен памятник поэту. В нашем городе открыт музей-квартира А. С. Пушкина на набережной реки Мойки 12. Во всём городе сегодня пройдут мероприятия посвящённые дню Рождения поэта: литературные викторины, выставка иллюстраций к сказкам, автобусные экскурсии, концерты, литературные вечера, музейный фестиваль. Вот так широко наш народ празднует день Рождения великого поэта. Давайте пожелаем друг другу никогда не расставаться со сказками и стихотворениями поэта.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.