Алла Артамонова
Психолого-педагогическое сопровождение родителей в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы
Период адаптации
– тяжелое время для малыша. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение долгого времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение родителей в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Также как и ребенок родители испытывают страх и тревожность в период адаптации дошкольника в детскому саду.
На мой взгляд, работа с родителями — это одно из самых важных направлений в работе педагога-психолога в период адаптации, так как от того как будут проявлять себя родители зависит на сколько быстро адаптируется ребёнок к детскому саду.
Одним из способов работы с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду, является психолого-педагогическое сопровождение, которое позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, сформировать позитивное отношение к организации, наладить взаимоотношения с сотрудниками ДОУ и родительской общественностью группы.
В качестве форм работы с родителями используется:
1. Стендовая информация, памятки, информационные листы об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр, игр-потешек.
2. Составляются консультации и рекомендации:
• Создание папки-передвижки «Ребёнок идет в детский сад» с рекомендациями для родителей, чьи дети впервые начинают посещать детский сад.
• Создание буклетов-памяток с краткими рекомендациями, которые родители могут взять с собой и ознакомиться дома.
• Проведение экскурсии по детскому саду и презентации всех помещений.
• Проведение анкетирования родителей для первичного ознакомления с детьми.
• Проведение тестирования на выявление готовности ребёнка к поступлению в детский сад.
• Проведение индивидуального и группового консультирования родителей воспитанников младшей группы.
• Большое значение в реализации комплекса мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению родителей в период адаптации детей к ДОУ имеет первое установочное родительское собрание. На данном родительском собрании происходит первичное знакомство с педагогическими работниками дошкольной образовательной организации, знакомство родительской общественности между собой. Осуществляется ознакомление с планами работы детского сада, а также планирование работы с детьми в данной группе.
Как правило, установочное родительское собрание, как и любое другое, состоит из двух частей:
Общая часть, на которой обсуждаются вопросы, касающиеся успешной жизнедеятельности детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Вторая часть установочного родительского собрания – в виде мини-тренинга «Давайте познакомимся»
Цель:
Знакомство с родительским коллективом; Налаживание взаимоотношений между родителями и педагогами в виде игр на знакомство, а также родителями между собой; Мотивирование родителей на дальнейшую совместную работу.
Основным методом проведения собрания должен стать диалог между участниками. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.
• Деловая игра «Я хочу тебе сказать"
Цель: знакомство с вербальными и невербальными способами взаимодействия ребенка с родителями в период адаптации к ДОУ. Вербальное и невербальное взаимодействие ребенка и родителя. Причины плохого поведения в период адаптации. Решение кейсов.
• Оформление странички педагога-психолога в электронном журнале «СТРАРТ» МБДОУ «Детского сада № 321» г. о. Самара.
Более подробно хочу остановится на такой форме работы, как психологические встречи- это создание семейной адаптационной группы, которая работает по нескольким программам
- «В детский сад с мамой» Лапиной И. В. и
- «Вместе играем и растем» Сечкиной О. К., Чичигиной О. И., Умяровой Е. Ю.
Что семейная адаптационная группа из себя представляет?
Прежде всего — это совместные встречи психолога, воспитателей и детей. Такие встречи оптимально проводить один раз в неделю в первую половину дня, когда дети находятся в группе с воспитателем.
В адаптационной семейной группе ребенок имеет возможность, находясь вместе с мамой, играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми. Ребенку будет спокойно и уютно.
Такая группа – это пространство для родительского общения.
Участие в психологических встречах позволяет родителям:
• отреагировать актуальные эмоции, чувства;
• снять напряжение;
• обсудить сходство переживаемых ситуаций
• подружиться и поделиться опытом семейного воспитания.
Всё это позволяет родителям более спокойно отнестись к адаптации, а как известно если спокойна мама, то и ребёнок спокоен.
Цель работы семейной адаптационной группы:
Облегчение адаптационного периода у детей младшего дошкольного возраста через создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психосоматических заболеваний.
В ходе работы группы решаются следующие
задачи:
1. развитие координации движений за счет использования музыкального сопровождения и продуктивно-творческих заданий.
2. Развитие мелкой моторики с использованием музыкального сопровождения и продуктивно-творческого задания.
3. Развитие чувства ритма
4. Психолого – педагогическое сопровождение родителей с целью обучения способам развития психомоторных качеств детей.
Работа содержит два раздела: практический, который предполагает работу с детьми и родителями, и теоретический, разработанный для родителей.
Содержание работы с родителями рассчитано на формирование у них осознанного отношения к развитию психомоторных качеств, а так же информирование о проблемах воспитания и развития детей раннего возраста. (например темы для бесед: «Родительские ожидания», «Наши бабушки»,
«Льзя» или нельзя», «Ребенок и телевизор» и т. д.)
Работа с детьми включает развивающие занятия для детей с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных качеств посредством музыкально-ритмических движений с музыкальным сопровождением.
Структура развивающего занятия
№ Составные части занятий Прим. время Примечание
1. Музыкальное приветствие.
Настраивание детей и родителей на занятие, является организационным моментом.
2 мин.
Неизменно каждое занятие
2. Музыкальная пальчиковая гимнастика.
Пока дети не устали, они могут сосредоточиться на сложных движениях, выполняемых руками. Что способствует развитию мелкой моторики.
5 мин.
Меняется через каждые 8 занятий
3. Разминка-музыкально-ритмическая часть (марш-бег-прыжки). Полоса препятствий.
Зарядка, упражнения на развитие координации движений и чувств ритма. Часть включает в себя комплексы упражнений на развитие опорно-двигательного аппарата.
3 мин.
Меняется через каждые 8 занятий
4. Зарядка, упражнения для развития координации движений и чувства ритма под музыку.
Игры с ручками, ножками.
5 мин.
Меняется через каждые 4-8 занятий
5. Игровой массаж под музыку.
Проводится в конце музыкально-ритмической части для снятия эмоционального и телесного напряжения детей. Родители обучаются различным видам прикосновений со словами и музыкой.
1-2 мин.
Меняется через каждые 8 занятий
6. Показ сказки, стихотворений по теме.
С помощью кукольного театра, настольного театра или игрушек.
5 мин.
Новый материал каждое занятие.
7. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, поделка) по теме.
Занимаются совместно с мамой и под руководством с педагогом-психологом и воспитателем.
Такие занятия сближают маму и ребенка.
5 мин.
Новый материал каждое занятие.
8. Музыкально-ритмическая часть (пляски, танцы).
Развитие координации движений. Чувства ритма у детей. Запоминаний движений. Совместное прослушивание способствует развитию памяти, мышления, воображения, восприятия.
3-5 мин.
Меняется через каждые 4-8 занятий
9. Упражнения на развитие мелкой моторики и простейшей классификации, развитие речи.
Пр. на занятии по теме «Дикие животные. Белка» детям даются в руки корзиночки и они подбирают с пола рассыпанные шишки, а затем в игре «кормят» белочку).
5-10 мин.
Новый материал каждое занятие.
10. Свободная игра для детей.
Мини-лекции, консультации для мам
25 мин.
Новый материал каждое занятие
11. Прощание с музыкальным сопровождением.
1 мин.
Неизменно каждое занятие
Таким образом совместная работа родителей, детей и педагогов носит комплексный характер. В ней представлены все виды деятельности, доступные детям. Занятия проходят в спокойной, положительно эмоционально окрашенной атмосфере. Этому способствует выделенные психолого-педагогические условия-присутствие и активное взаимодействие с ребенком родителей на занятии и музыкальное сопровождение, которое создает положительный эмоциональный настрой на занятии!