МААМ-картинки

Психолого-педагогическое сопровождение родителей в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению

Алла Артамонова
Психолого-педагогическое сопровождение родителей в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы

Период адаптации

– тяжелое время для малыша. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение долгого времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение родителей в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению» размещена в разделах

Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Также как и ребенок родители испытывают страх и тревожность в период адаптации дошкольника в детскому саду.

На мой взгляд, работа с родителями — это одно из самых важных направлений в работе педагога-психолога в период адаптации, так как от того как будут проявлять себя родители зависит на сколько быстро адаптируется ребёнок к детскому саду.

Одним из способов работы с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду, является психолого-педагогическое сопровождение, которое позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, сформировать позитивное отношение к организации, наладить взаимоотношения с сотрудниками ДОУ и родительской общественностью группы.

В качестве форм работы с родителями используется:

1. Стендовая информация, памятки, информационные листы об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр, игр-потешек.

2. Составляются консультации и рекомендации:

• Создание папки-передвижки «Ребёнок идет в детский сад» с рекомендациями для родителей, чьи дети впервые начинают посещать детский сад.

• Создание буклетов-памяток с краткими рекомендациями, которые родители могут взять с собой и ознакомиться дома.

• Проведение экскурсии по детскому саду и презентации всех помещений.

• Проведение анкетирования родителей для первичного ознакомления с детьми.

• Проведение тестирования на выявление готовности ребёнка к поступлению в детский сад.

• Проведение индивидуального и группового консультирования родителей воспитанников младшей группы.

• Большое значение в реализации комплекса мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению родителей в период адаптации детей к ДОУ имеет первое установочное родительское собрание. На данном родительском собрании происходит первичное знакомство с педагогическими работниками дошкольной образовательной организации, знакомство родительской общественности между собой. Осуществляется ознакомление с планами работы детского сада, а также планирование работы с детьми в данной группе.

Как правило, установочное родительское собрание, как и любое другое, состоит из двух частей:

Общая часть, на которой обсуждаются вопросы, касающиеся успешной жизнедеятельности детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Вторая часть установочного родительского собрания – в виде мини-тренинга «Давайте познакомимся»

Цель:

Знакомство с родительским коллективом; Налаживание взаимоотношений между родителями и педагогами в виде игр на знакомство, а также родителями между собой; Мотивирование родителей на дальнейшую совместную работу.

Основным методом проведения собрания должен стать диалог между участниками. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.

Деловая игра «Я хочу тебе сказать"

Цель: знакомство с вербальными и невербальными способами взаимодействия ребенка с родителями в период адаптации к ДОУ. Вербальное и невербальное взаимодействие ребенка и родителя. Причины плохого поведения в период адаптации. Решение кейсов.

• Оформление странички педагога-психолога в электронном журнале «СТРАРТ» МБДОУ «Детского сада № 321» г. о. Самара.

Более подробно хочу остановится на такой форме работы, как психологические встречи- это создание семейной адаптационной группы, которая работает по нескольким программам

- «В детский сад с мамой» Лапиной И. В. и

- «Вместе играем и растем» Сечкиной О. К., Чичигиной О. И., Умяровой Е. Ю.

Что семейная адаптационная группа из себя представляет?

Прежде всего — это совместные встречи психолога, воспитателей и детей. Такие встречи оптимально проводить один раз в неделю в первую половину дня, когда дети находятся в группе с воспитателем.

В адаптационной семейной группе ребенок имеет возможность, находясь вместе с мамой, играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми. Ребенку будет спокойно и уютно.

Такая группа – это пространство для родительского общения.

Участие в психологических встречах позволяет родителям:

• отреагировать актуальные эмоции, чувства;

• снять напряжение;

• обсудить сходство переживаемых ситуаций

• подружиться и поделиться опытом семейного воспитания.

Всё это позволяет родителям более спокойно отнестись к адаптации, а как известно если спокойна мама, то и ребёнок спокоен.

Цель работы семейной адаптационной группы:

Облегчение адаптационного периода у детей младшего дошкольного возраста через создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психосоматических заболеваний.

В ходе работы группы решаются следующие

задачи:

1. развитие координации движений за счет использования музыкального сопровождения и продуктивно-творческих заданий.

2. Развитие мелкой моторики с использованием музыкального сопровождения и продуктивно-творческого задания.

3. Развитие чувства ритма

4. Психолого – педагогическое сопровождение родителей с целью обучения способам развития психомоторных качеств детей.

Работа содержит два раздела: практический, который предполагает работу с детьми и родителями, и теоретический, разработанный для родителей.

Содержание работы с родителями рассчитано на формирование у них осознанного отношения к развитию психомоторных качеств, а так же информирование о проблемах воспитания и развития детей раннего возраста. (например темы для бесед: «Родительские ожидания», «Наши бабушки»,

«Льзя» или нельзя», «Ребенок и телевизор» и т. д.)

Работа с детьми включает развивающие занятия для детей с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных качеств посредством музыкально-ритмических движений с музыкальным сопровождением.

Структура развивающего занятия

№ Составные части занятий Прим. время Примечание

1. Музыкальное приветствие.

Настраивание детей и родителей на занятие, является организационным моментом.

2 мин.

Неизменно каждое занятие

2. Музыкальная пальчиковая гимнастика.

Пока дети не устали, они могут сосредоточиться на сложных движениях, выполняемых руками. Что способствует развитию мелкой моторики.

5 мин.

Меняется через каждые 8 занятий

3. Разминка-музыкально-ритмическая часть (марш-бег-прыжки). Полоса препятствий.

Зарядка, упражнения на развитие координации движений и чувств ритма. Часть включает в себя комплексы упражнений на развитие опорно-двигательного аппарата.

3 мин.

Меняется через каждые 8 занятий

4. Зарядка, упражнения для развития координации движений и чувства ритма под музыку.

Игры с ручками, ножками.

5 мин.

Меняется через каждые 4-8 занятий

5. Игровой массаж под музыку.

Проводится в конце музыкально-ритмической части для снятия эмоционального и телесного напряжения детей. Родители обучаются различным видам прикосновений со словами и музыкой.

1-2 мин.

Меняется через каждые 8 занятий

6. Показ сказки, стихотворений по теме.

С помощью кукольного театра, настольного театра или игрушек.

5 мин.

Новый материал каждое занятие.

7. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, поделка) по теме.

Занимаются совместно с мамой и под руководством с педагогом-психологом и воспитателем.

Такие занятия сближают маму и ребенка.

5 мин.

Новый материал каждое занятие.

8. Музыкально-ритмическая часть (пляски, танцы).

Развитие координации движений. Чувства ритма у детей. Запоминаний движений. Совместное прослушивание способствует развитию памяти, мышления, воображения, восприятия.

3-5 мин.

Меняется через каждые 4-8 занятий

9. Упражнения на развитие мелкой моторики и простейшей классификации, развитие речи.

Пр. на занятии по теме «Дикие животные. Белка» детям даются в руки корзиночки и они подбирают с пола рассыпанные шишки, а затем в игре «кормят» белочку).

5-10 мин.

Новый материал каждое занятие.

10. Свободная игра для детей.

Мини-лекции, консультации для мам

25 мин.

Новый материал каждое занятие

11. Прощание с музыкальным сопровождением.

1 мин.

Неизменно каждое занятие

Таким образом совместная работа родителей, детей и педагогов носит комплексный характер. В ней представлены все виды деятельности, доступные детям. Занятия проходят в спокойной, положительно эмоционально окрашенной атмосфере. Этому способствует выделенные психолого-педагогические условия-присутствие и активное взаимодействие с ребенком родителей на занятии и музыкальное сопровождение, которое создает положительный эмоциональный настрой на занятии!

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Памятка для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждении» Ваш малыш пришел в детский сад. Для него начинается новая жизнь. Его впервые оторвали от мамы. Все для него новое, непривычное. Чтобы ребенок.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение родителей в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению
Опубликовано: 23 января 2022 в 17:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение родителей в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению» (включая файлы) размещена пользователем Алла Артамонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД