Папки-передвижки

Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей

Богачева Любовь
Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Психолого – педагогическая коррекция агрессивного поведения детей»

(слайд №1)

Проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в наши дни. Агрессивных детей становиться все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган»- такие ярлыки даются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома. Наблюдая агрессивных детей можно сказать словами австралийского психотерапевта В. Оклендер: (слайд №2) «Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды, у него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует иным способом. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий его выживанию».

Публикация «Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей» размещена в разделах

Агрессия – (слайд №3) (от латинского «нападение, приступ») - это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и правилам, носящее физический вред объектам нападения, а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т. п.) (Психологический словарь,1997 год)

(слайд №4) Причины детской агрессивности

- "Семейные" причины

- "Личные" причины

- Ситуативные причины

- Тип темперамента и особенности характера

- Социально-биологические причины

Хотелось бы остановиться на"Семейных" причинах: (слайд №5)

Неприятие детей родителями

Это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как "считывает" информацию с их жестов и интонации. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.

Безразличие или враждебность со стороны родителей

Существуют два вида агрессии (слайд №6) - «доброкачественная» и «злокачественная». Первая проявляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость, бывает спонтанной и связана со структурой личности.

Анализируя агрессивность, американские психологи вывели следующие критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени.

(слайд №7) Диагностические критерии для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

1. Чаще других теряют контроль над собой.

2. Спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.

4. Чаще винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

5. Завистливы и мнительны.

6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

(слайд №8) Диагностические критерии для детей среднего и старшего школь-ного возраста:

1. Угрожают другим людям.

2. Инициируют драки.

3. Используют в драке предметы, которые могут ранить.

4. Жестоки по отношению к людям и животным.

5. Намеренно портят имущество.

6. Шантажируют, вымогают.

7. Убегают из дома.

8. Пропускают уроки без причины.

Для выявления агрессивной и деленквентной направленности поведения подростков можно применить опросник АДП (агрессивная дезадаптация подростков) Басса-Дарки.

(слайд №9) Кроме этого для детей с нарушением поведения характерна полярность психики :

1. Целеустремленность, настойчивость и импульсивность.

2. Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать.

3. Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе.

4. Потребность в общении сменяется желанием уединиться.

5. Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью.

6. Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью.

7. Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

(слайд № 10) Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.

Для того чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный характер. Иначе эффект от коррекционной работы будет неустойчивым.

Можно выделить семь ключевых направлений коррекционной работы с такими детьми:

1. Консультационная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях.

3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом и эмоциям.

4. Снижение уровня личностной тревожности.

5. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.

6. Развитие позитивной самооценки.

7. Обучение ребенка выражению своего гнева способами безопасными для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.

(слайд № 11) Можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие педагога с ребенком в ходе совместной работы:

-контакт с ребенком

-уважительное отношение к личности ребенка

-положительное внимание к внутреннему миру ребенка

-безоценночное восприятие личности ребенка, принятие его в целом

-сотрудничество с ребенком-оказание помощи от реагирования проблемных си-туаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

Методы и формы коррекции нарушений поведения детей (слайд № 12)

Рассмотрим основные методы и техники коррекционного воздействия. Методы коррекционного воздействия находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей школы, семьи конкретного поведения, его образа жизни и окружения.

Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и коррекции, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С. Макаренко, т. е. изолированного применения какого-то только одного метода.

В своей совокупности методы коррекции призваны активизировать ребенка на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками. Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию. В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов коррекции нарушений поведения детей. Психологи и педагоги школы в своей практической, индивидуальной коррекционной работе используют различные формы: (слайд № 12) логотерапия, музыкотерапия, игротерапия, психогимнастика.

Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия, применяемые в коррекции нарушений поведения детей.

Метод разговорной психотерапии - логотерапия - это разговор с ребенком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументацией и и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях

Музыкотерапия - использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для детей, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Игротерапия - это самый лучший путь к психической устойчивости. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Игротерапия выполняет три функции - диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой. Игротерапия также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка

Система мероприятий, направленных на коррекцию нарушений поведения, включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и

социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания

Индивидуальная помощь ребенку - это специальная деятельность педагогов, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с ребенком или опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.

Так же эффективна и групповая коррекция нарушений поведения. Преимущество группы заключается о том, что группа представляет собой своеобразный островок мира, в котором ребенок с помощью педагога и других членов группы может проанализировать собственное поведение и опробовать его новые формы. Это достигается с помощью особой организации общения в группах, активного социального обучения, главной характеристикой которого является «соответствие самой процедуры обучения тем процессам и явлениям, которые создаются в ходе его реализации, т е. отношения участников группы тренинга строятся в полном соответствии со всеми требованиями общения-диалога»

(слайд № 13,14,15,16,17,18) Психологическая коррекция агрессивного поведения

Характерологические особенности ребенка

Направления коррекционной работы. Методы и техники воздействия

1. Высокий уровень личностной тревожности. Восприятие большого числа ситуаций как уг-рожающих. Снижение уровня лич-ностной тревожности. Релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное дыхание под музыку.

2. Слабое осознание соб-ственного эмоционального мира. Низкий уро-вень эмпатии. Формирование осознания собственных эмо-ций, а также чувств других людей, развитие эмпатий.

1. Работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния.

2. Придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния.

3. Рисование, лепка эмоций.

4. Пластическое изображение эмоций.

5. Изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений.

3. Низкая самооценка. Настроенность на нега-тивное восприятие себя со стороны окружающих

Развитие позитивной самооценки.

1. Упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизация самосознания.

2. Разработка поощрений и наград за возможные успехи (альбом успехов, медали и т. д.)

3. Включение ребенка работу различных секций, кружков.

4. Эмоциональное застревание на этой ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий.

Обучение ребенка умению правильно реагировать и управлять своим гневом 1. Пластическое выражение гнева, отреагирование через движения.

2. Многократное повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающих способом.

3. Рисование гнева, лепка гнева, обсуждение ситуации гнева.

4. «Письма гнева»

5. «Галерея негативных портретов»

6. Использование приемов арт-терапии, гештальттерапии в целях более пол-ного отреагирования чувств.

5. Демонстрация деструктивного поведения.

Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятия деструктивных элементов в поведении.

1. Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рассказов по картинке).

2. Разыгрывание сцен, отражающих конфликтные си-туации.

3. Использование игр, на-правленных на сотрудничество.

4. Разбор вместе с ребенком проблемных ситуаций, вы-бор позитивной поведенческой реакции и закрепление ее в игре.

6. Работа с родителями и педагогами. Консультативная и коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей. 1. Информирование педагогов об индивидуальных особенностях агрессивного ребенка.

2. Обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения (актив-ное слушание, методика «Я-сообщений», исключение угроз и приказов).

3. Помощь семье в плане вы-работки единых требований и правил воспитания.

4. Отказ от наказания, пере-ход к методам убеждения и поощрения.

(слайд № 19) Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- полное игнорирование реакций ребенка/подростка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);

- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»)

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении, а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

- констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);

- констатирующий вопрос («ты злишься?»);

- раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

- апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»)

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты : сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, «чтение морали»,

- наказания или угрозы наказания;

- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда…», «Ты никогда не…»;

- сравнение ребенка с другими детьми – не в его пользу;

- команды, жесткие требования, давление;

- оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину подростка («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть», но в беседе с глазу на глаз показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только не-медленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите, можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка – демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма – бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать – так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно – иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

- внушение спокойствия невербальными средствами;

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

- использование юмора;

- признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Заключение

Для организации психокоррекционной работы по снижению агрессии у школьников с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения необходимо взаимодействие разных специалистов (психолога, классного руководителя, воспитателя группы и школьного врача). Работа по снижению агрессивного поведения у школьников с нарушением интеллекта очень трудный и кропотливый процесс. Для получения устойчивого результата психокоррекционной работы по снижению агрессии необходимо, чтобы коррекционная помощь была оказана своевременно и носила не эпизодический, а системный, комплексный характер. В период перестройки поведения ребенка необходимо психологическое сопровождение родителей. Педагог должен помочь родителям осознать, в связи с чем возникают трудности в поведении ребенка, и что конкретно нужно исправить. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная коррекционная работа, со-вместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа педагога дает возможность получить положительные результаты в коррекции нарушений поведения детей.

(слайд №20) Считаю уместным закончить свое выступление высказыванием В. А. Сухомлинского, известного педагога в нашей стране.

«… Учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств - а без этих качеств, труд педагога превращается в муку»

(слайд №21)

- Спасибо за внимание! Желаю успехов!

Литература:

1. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы. Ростов-на –Дону, «Феникс»,2002г

2. Кипнис М. Тренинг коммуникации. М, «ось-89», 2005г

3. Матвеева Л., Выбойщик И., Макушин Д. Практическая психология для родителей. М «Арт-пресс», 1999г

4. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996г

5. Смирнова Т. П. Агрессивное поведение детей,2005г

6. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник. ,1991г

7. Шевелева Л. Н. Программы социально-психологически

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей
Опубликовано: 28 сентября 2020 в 08:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей» (включая файлы) размещена пользователем Богачева Любовь (УИ 2275576) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД