Татьяна Пермякова
Психологические приёмы организации дисциплины в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Дисциплина - это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.
Дисциплина в детском саду — это основа спокойствия и порядка в группе.
Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды — причин может быть масса.
Публикация «Психологические приёмы организации дисциплины в группе детского сада» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Дисциплина на занятии проявляется в умении педагога привлечь к себе и удерживать внимание детей, в том числе и за счет организации их собственной деятельности
Наличие дисциплины в группе детского сада способствует :
профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;
формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;
развитию ребенка как личности — формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.
Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становится легче.
В младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. д.) Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно.
Детям среднего дошкольного возраста тоже следует неоднократно напоминать новое правило, так как у них слабо развит самоконтроль. Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований.
Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело».
Условия формирования и поддержания дисциплины в группе :
Культура общения воспитателя и родителей. Умение воспитателя использовать
вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддержать, доверие и ласка- все это непременные условия того, чтобы у детей росло доверие к нему, желание с ним общаться, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они стремятся получить его одобрение, а более холодное обращение, некоторая строгость во взгляде в ответ на нарушение дисциплины заставляют виновника ощутить не обиду, а недовольство собой, побуждают поскорее исправить допущенную оплошность, попросить извинения за проступок. Дети подражают авторитетному воспитателю, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность.
Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования для труда, соответствующих возрасту детей, их интересам и содержанию накопленных знаний, умений и представлений об окружающем, удобная расстановка мебели, продуманный порядок размещения игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив — все это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им играть, трудиться, находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении. Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь, положительно отражается на формировании у них дисциплины.
Четкое осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха. Находясь в уравновешенном состоянии, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы, а порой и замечания педагога, исправляют допущенные ошибки, легко переносят обиду, быстрее успокаиваются, т. е. четкое проведение режимных моментов, в т. ч. систематическая и последовательная организация НОД, дисциплинирует ребенка. Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Дети постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных отрезков, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время, а также следующий режимный момент. Так, между занятиями организуют подвижные игры, а после дневного сна – продолжительные творческие коллективные игры, труд.
Наличие правил жизни группы, сформулированных доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов. Правила отражают аспекты поведения:
организационные (по лестнице идем друг за другом);
коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается);
коммуникативно - организационные (если я тут играю, не убирайте).
Единство педагогических требований;
Формирование самоконтроля, как свойства личности.
Требования к правилам группы :
Четкость — правила должны быть четкими, разумными, соответствовать уровню развития ребенка, доступно его понимания в форме указаний, а не запретов. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т. д.
Без «не» — в формулировках необходимо избегать отрицательной частицы, доказано — мозг ее не воспринимает.
Эффективность — правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и воспитатели также его придерживаются.
Количество — одновременно в группе действует не более 3–5 правил.
Согласованность — правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми.
Тон обращения — требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном.
Альтернатива — к запрету предлагаются альтернативные способы поведения.
Повторяемость — введенные правила необходимо периодически повторять.
Наглядность — для усвоения правил используются плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убирать.
Не вступают в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении.
Воспитывая дисциплинированность, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.
Технология ведения и соблюдения правил:
правила вводятся постепенно, поэтапно;
предпочтительно их введение в начале учебного года;
правила вводятся в специально отведенное для этого время;
правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;
правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);
правила периодически повторяются;
для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми; если правила выполняются, плакаты убираются.
Главные принципы общения с ребенком — принять, понять, поддержать.
Психологами доказано, что потребность в признании, внимании – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен, если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации. Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.
Принятие – безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка – значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что, он есть!
Язык принятия
Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд
Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы)
Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, нравоучительные интонации, окрик
Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие
Улыбка Жесткая мимика
Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи
Позиция «рядом», «вместе» с ребенком Позиция «над» ребенком
Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание
Оценка поступка «Мне жаль, что ты не захотел поделиться игрушками» Негативная оценка «Ты очень жадный мальчик»
«Временный язык» («Сегодня у тебя это задание не получилось») «Постоянный язык» («У тебя никогда ничего не получается как следует»)
Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки
Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки.
Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания.
Просьба Команды, приказы
Обращение по имени, использование ласковых форм имени Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ»
Опоры на сильные стороны ребенка Подчеркивание «промахов» ребенка
Иногда взрослые говорят: «Как я могу принимать этого ребенка таким, какой он есть, если он дерется, хулиганит, не слушается? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения». Естественно, чем послушнее дети, тем легче их любить.
Понимание. Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанного на понимании. У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.
Поддержка. В поддержке ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается. Поддержка – это процесс, в котором:
• взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,
• помогает ребенку поверить в себя и свои способности,
• помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.
Хотелось бы отметить методы эффективного общения с ребенком:
1. «Язык принятия»
2. Метод отражения чувств ребенка - проговаривание чувства, которое испытывает ребенок.
«Мне кажется, ты обижен»,
«Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным»,
«Ты боишься, что у тебя не получится»,
«Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела».
Эффект метода: мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше бояться негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают.
3. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.
Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему.
Здесь следует придерживаться следующего правила:
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.
«Меня это очень огорчает»,
«Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же»,
«Я рада, что у тебя так хорошо получилось».
Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.
4. Метод «смещения негативной оценки»
- на самого себя
Сравните: «Опять ты все перепачкал!» «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки».
«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» «Мне неприятно такое поведение».
«Опять подрались. Будете оба наказаны» «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».
«Да сколько же можно повторить!» «Я начинаю сердиться, когда приходится повторить одно и то же».
- на третье лицо
Сравните: «Не смей трогать чужие вещи!» «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».
«Ты достал всех сегодня на физкультуре!» «Ребята могут на тебя обидеться».
-на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков
Сравните: «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!»
«Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее».
«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» «Об игрушки на полу можно споткнуться».
5. Метод «временного языка»
Сравните: «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует!») «Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится»).
6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.
Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».
Выражение удивления, сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого».
7. Прием смены ролей — моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел», «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?».
8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. («Ребенок хорош, плох его поступок»)
Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.
Тем не менее в повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушение дисциплины, неподчинение правилам. Причины этого различны. Одной из основных является:
1. несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него. Так, если кто- либо из родителей часто прибегает к угрозам, окрикам в случае непослушания ребенка или непоследователен в требованиях к нему (например, сегодня надо обязательно самому убрать постель, а завтра это делает бабушка и т. д, то воспитателю довольно сложно добиться положительного результата. Тут необходима неукоснительная требовательность, сочетаемая с поощрением ребенка, постоянный контроль за его поведением;
2. нарушение дисциплины может происходить с целью привлечения к себе внимания;
3. нарушение дисциплины с целью показать свою «власть» над воспитателем («Вы мне все равно ничего не сделаете»);
4)дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой;
5) нарушение дисциплины может также происходить вследствие того, что ребенком руководит мотив «избегания неудачи».
Во всех этих случаях можно использовать следующие приемы поддержания дисциплины :
• Минимизировать внимание (возможно игнорирование)
• Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом
• Использование техники «интонирования» (снижение, изменение голоса)
• Прекращение деятельности
• Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)
• Обращение на примеры хорошего поведения
• Пересаживание на «стул размышлений»
• Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон
• Подчеркивать достижения, даже незначительные
• Признание авторитета
• Исключение из работы
• Удаление от зрителей
• Откладывание или лишение чем – то заниматься
• Беседа с родителями
Заключение ВАЖНО ПОМНИТЬ: Любое неадекватное поведение ребенка – это защита от нелюбви. Энергетика ребенка слаба, она требует подпитки в виде внимания, признания, и, если этого не хватает, он «добирает» внимание к себе другими способами.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.