Соловьева Марина
Психологические аспекты дистанционного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Вовлеченность нашей территории в боевые действия смещает цели дошкольного образования от обучения к адаптации детей и родителей и созданию новой комфортной среды взаимодействия. Набирает обороты дистанционная форма образовательной деятельности дошкольников, основная задача которой - поддержка родителей и воспитанников в построении благополучной и необходимой образовательной среды. Перестраиваться на новый вид обучения пришлось и в дошкольных образовательных учреждениях в том числе, ведь педагогическое образование маленького ребенка, как и психологическое, не может стоять на месте, дошкольник должен развиваться сегодня и сейчас.
Развитие ребенка по всем психологическим и педагогическим аспектам не должно прерываться, по своей природе ребенок – это маленький исследователь, он активно развивается и познает мир. Родители не всегда знают: чем занять своих детей и часто оставляют их один на один с телевизором или компьютером. Дистанционное обучение позволит родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания.
Данное развитие образовательной деятельности подчеркивается в государственных документах и является важнейшим национальным приоритетом. Также развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений образовательных программ ЮНЕСКО: «Образование без границ», «Образование через всю жизнь», «Образование для всех». Таким образом, компьютерные технологии стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, где педагог выходит на новый формат обучения - онлайн общение с родителями и детьми.
Что такое дистанционные технологии? Согласно Федеральному закону № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что педагог с помощью информационно - коммуникативных технологий передает одновременно задания родителям и ребенку, где родители самостоятельно изучают учебный материал с детьми. Задания даются на закрепление пройденных тем, при этом большую часть обучения отдается творческим заданиям.
Особенности дистанционного обучения дошкольников.
В первую очередь это мотивация. Роль взрослого заинтересовать ребенка в получении знаний. А педагогу дать материал в доступной и интересной для ребенка форме. Для этого педагог разрабатывает конспекты занятий с элементами видео и аудио просмотров, с показом демонстрационного материала. И обязательного включения родителей в процесс обучения дошкольника.
Второе — это непосредственная ответственность родителей. Ведь ребенок в силу своего возраста, еще не имеет необходимых навыков самоорганизации и не обладает усидчивостью и ответственностью школьника. Здесь предполагается, что большую часть работы приходится выполнять взрослому совместно с дошкольником, помогая и объясняя ему учебный материал. Дистанционно образовательные технологии, которые предлагают для родителей педагоги, позволяют им грамотно организовывать педагогическую деятельность в домашних условиях. Это позволяет дошкольникам получать знания, находясь рядом с родителями, а родителям тем самым узнать больше своего ребенка и провести продуктивно вместе более продолжительное время, применяя на себе не только родительскую роль, но и роль наставника, педагога.
Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что у ребенка не прерывается образовательный процесс, он изучает заданную тему вместе с взрослым в удобное для них время. В заключении дошкольник выполняет творческое домашнее задание, которое передается с помощью компьютерных технологий педагогу.
Дистанционное образование предъявляет к педагогу дополнительные требования и имеет некоторые особенности:
• информация, предоставляемая в дистанционной форме, требует от педагога более тщательной обработки;
• большая трудозатратность, чем при традиционной форме обучения;
• ограниченные возможности для непосредственной педагогической импровизации в дистанционном режиме
• образовательный процесс зависим от качества интернет-канала (грозы, аварии на электростанции и т. д.);
• также стоит сказать о медицинских проблемах при сидячей работе за компьютером (от длительной работы с электроприбором наступает быстрое переутомление глаз, спины, эффект песка в глазах).
Тем не менее дистанционное форма образования имеет определенные преимущества перед очной формой работы:
• гибкий график работы,
• поиск и выбор удобных форм ДО,
• возможность динамично обновлять курс,
• возможность интерактивного взаимодействия с обучающей средой;
• изучение новых педагогических технологий ДО;
• возможность наиболее полно использовать ресурсы и сервисы сети Интернет (электронные библиотеки, вебинары, тренажеры, виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии, научные сайты и др.)
• сэкономить средства в части уменьшения материальных затрат на создание арсенала дидактического материала,
• повод собрать и систематизировать учебный материал из всех источников, повысить свои ИКТ-компетенции, совершенствовать навык излагать материал кратко, емко, логично.
При реализации дистанционной формы образования педагоги сталкиваются с проблемами организационного характера:
• отсутствие единой цифровой образовательной платформы;
• неустойчивая интернет – связь;
• трудности в установлении и поддержании дистанционного контакта педагога-психолога с семьей, педагогами и администрацией детского сада;
• сложности в организации и проведении рекомендуемых опросов и установочных бесед в условиях дистанционного режима обучения;
• отсутствие у многих специалистов необходимого домашнего оборудования для дистанционной работы;
• несовпадение имеющихся гаджетов для дистанционного взаимодействия.
• отсутствие общего навыка работы в дистанционном формате.
При виртуальном обучении педагог нередко сталкивается с трудностями психологического порядка:
• неумение вести себя в ходе педагогического мероприятия перед камерой;
• затруднено установление межличностных контактов между участниками образовательного процесса;
• затруднен процесс создание благоприятного психологического климата при реализации образовательных программ дошкольного образования с использованием дистанционных образовательных технологий;
• необходимость соблюдать нормы и правила телекоммуникационного этикета.
• На нас оказывают давление страхи:
• (страх бесполезности данного вида работы;
• • страх искажения голоса, внешности или поведения через средства связи;
• • страх кражи персональных данных при регистрации на образовательных платформах;
• • страх испортить здоровье и зрение себе и воспитанникам при длительном использовании гаджетов;
• • страх получить плохие комментарии родителей воспитанников на дистанционное взаимодействие или обучающее видео;
• • страх использования выложенных развивающих видео для насмешек ли приколов;
• • страх использования личных инновационных разработок другими педагогами)
Но не только педагог испытывает трудности, обучающемуся тоже совсем непросто и он испытывает противоречивые чувства.
Каковы недостатки дистанционного обучения у детей дошкольного возраста:
- дистанционное обучение дошкольника предполагает максимальное непосредственное участие родителей;
- не все дети могут дистанционно заниматься в силу сложных материальных возможностей семьи, так как обучение происходит с помощью компьютера и интернета;
- занятия с использованием электронных носителей должно быть строго регламентированы в соответствии с возрастными особенностями дошкольников;
- у детей появляется отсутствие общения со сверстниками, что может привести к определенным сложностям в социализации и коммуникации в обществе;
- отсутствие непосредственного контакта, традиционное общение "лицом к лицу" достаточно сильно отличается от общения, опосредованного современными технологиями; отсутствие невербальных компонентов коммуникации, а так же в эмоциональной обедненности контактов;
- психологический дискомфорт от нахождения в непривычной среде;
- изолированность от сверстников;
- желание скрыть истинные чувства;
- ухудшение устной речи у обучающегося и снижение коммуникационной культуры в развитии личности;
- при наличии особых психологических показателей развития личности (например, одиночество в реальном мире) возможен переход в интернет-зависимость (как у обучающегося, так и у педагога).
В связи с перед педагогом стоит ряд педагогических задач:
• обучиться преодолению информационных барьеров (Информационный барьер - различные препятствия, возникающие на пути распространения и использования информации);
• выработка собственного алгоритма дистанционного взаимодействия с родителями, воспитанниками, коллегами;
• учиться работать на камеру, записывая видеозанятия;
• укрепление сотрудничества внутри педагогического коллектива, взаимообмена информацией по ДО и приемам работы;
• развитие коллегиальности на фоне индивидуализации дистанционной работы;
• взаимная поддержка.
Уважаемые коллеги, в состоянии психологического упадка, истощения, когда психика требует поддержки, обратитесь к хорошо известной магической мантре: подойдите к зеркалу, вспомните как это делали героини Ирины Муравьевой и Татьяны Васильевной, и помедитируйте с заботой о себе «Я самая обаятельная и привлекательная», а продолжить фразу можете исходя из потребности ситуации на текущий момент: я все знаю, я все могу, я справлюсь, жизнь прекрасна, она не имеет дублей, она есть только здесь и сейчас.
Дистант – часть нашей реальности, и пока нет предпосылок к его отмене, он прочно вошел в жизнь.
Лично мне очень откликается знаменитая фраза "Проходит всё, и это пройдёт". Ее приписывают царю Израильского царства Соломону, славившемуся своей мудростью и проницательностью. Как гласит легенда, Соломон постоянно носил на пальце кольцо с выгравированными словами по внешнему ободу "Все пройдет". В минуты волнений, смятения или томления души, Соломон вертел кольцо на пальце, читая надпись и эти слова его успокаивали. Но однажды надпись на кольце не помогла. Соломон тщетно пытался найти привычное успокоение в знакомых словах, но все было напрасно. И тогда он сорвал с пальца кольцо и в сердцах отшвырнул его от себя. Когда Соломон подошел поднять кольцо, на внутреннем ободе он увидел еще одну гравировку. Приглядевшись, он прочел надпись: "И это пройдет".
Существовало ли это кольцо на самом деле не известно, но слова мудрые, о том, что все в нашем мире бренно. Все приходит и все уходит.
И многие вещи и события в нашей с вами жизни не стоят тех негативных эмоций и того значения, которые мы придаем им. Уместно вспомнить притчу о мудреце и бабочке: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В заключение хочется сказать, что применение педагогом в своей деятельности форм дистанционного взаимодействия требует от всех участников образовательного процесса дополнительного времени и специальных знаний и навыков. Кроме того, подобное взаимодействие возможно только при обоюдной активности и заинтересованности сторон. Все же взаимодействие педагогов с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу не только семьям детей, но и самому педагогу: педагог, владеющий этими формами работы с семьей, сможет добиться не только хороших показателей по успеваемости своих воспитанников, но и поможет им стать полноценными членами общества.