Папки-передвижки

Реферат по психологии «Психологическая готовность к школьному обучению»

Софья Блинникова
Реферат по психологии «Психологическая готовность к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы

РЕФЕРАТ

по Психологии

"Психологическая готовность к школьному обучению"

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Основная часть 4

1. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости. 4

2. Компоненты психологической готовности к школе 5

2.1 Интеллектуальная готовность к школьному обучению 5

2.2 Личностная готовность к школьному обучению. 6

Публикация «Реферат по психологии „Психологическая готовность к школьному обучению“» размещена в разделах

2.3 Эмоционально – волевая готовность к школьному обучению 7

2.4 Социально – психологическая готовность к школьному обучению 8

Заключение 10

Список литературы 11

ВВЕДЕНИЕ

[/b]

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необ-ходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая го-товность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психо-логического развития в период дошкольного детства. [4]

Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к организа-ции воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психоло-го-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соот-ветствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольни-ков к обучению в школе приобретает особое значение. С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в до-школьных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность после-дующего обучения детей в школе.

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешной реализа-ции этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входят осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к де-тям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадапта-ции. В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разра-ботано множество методик, программ диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости. Но на практике психологу трудно выбрать из этого множества ту, которая (полностью) поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе. [3]

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школь-ной зрелости.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

- исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возрас-та определенных изменений и навыков, необходимых для обучения в школе;

- исследования новообразований и изменений в психике ребенка;

- исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования. [2]

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Подготовка детей к школе — многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе. Внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.

К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, не-обходимых для обучения в школе.

Второй подход заключается в том, что у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.

Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать происхождение отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Исследования показали, что у детей, проходивших экспериментальное обучение, сформировалась психологическая готовность к школьному обучению.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе можно выделить дополнительно еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. [1]

2. Компоненты психологической готовности к школе

В структуре психологической готовности дошкольников к школьному обучению принято выделять следующие компоненты:

1) личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы;

2) интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов;

3) социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей;

4) эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации. [3]

2.1 Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочны действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы.

Ребенку в этом возрасте приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать за ранее результаты своих действий, планировать их. Ребенок начинает ставить перед собой познавательный задачи, ищет объяснения замеченным явлениям.

Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти – психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов: год, слон, меч, мыло и т. д. Ребенок, послушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться повторное воспроизведение – после дополнительного зачитывания тех же слов – и отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания. [3]

2.2 Личностная готовность к школьному обучению.

Личностная готовность к школьному обучению заключается в формировании внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д. Б. Эльконин)

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит се-бе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейнородственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Ребенок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Активно развивается в этот период самооценка – важная форма проявления самосознания.

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

2.3 Эмоционально – волевая готовность к школьному обучению

Важная сторона готовности к школе относится к сфере самосознания лично-сти ребенка. Возникает активное действенное отношение к собственным эмоциям, меняется все самосознание ребенка, в том числе самооценка.

Л. С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Ставится также во-прос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

Таким образом методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований. Из этого следует, что развитие произвольности к целенаправленной деятельности, работе по образцу, определяет во многом школьную готовность ребенка. [4]

2.4 Социально – психологическая готовность к школьному обучению

Огромное значение для психологической готовности к школе имеет формирование сферы отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, к самому себе.

В работах Е. Е. Кравцовой были выделены трудности, с которыми сталкива-ются не готовые к школе дети. Самым общим показателем готовности личностно-социальной сферы ребенка является его отношение к школьному учению. Очень важным оказывается то, что ребенок знает о школе, сформировалась ли положи-тельная установка на школу, учителя, учебу и т. д. Причины затруднения ребенка часто лежат либо в сфере общения со взрослыми (непонимание условности вопросов учителя, либо в сфере взаимодействия со сверстниками (неумение слушать товарища, либо в сфере собственного самосознания (завышенная оценка своих возможностей).

В сфере общения со взрослыми к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения. Общаясь и взаимодействуя со взрослым, ребенок начи-нает ориентироваться не только на непосредственные отношения с ним, но и на определенные, сознательно принятые задачи, нормы, правила.

Другая, не менее важная сторона связана с общением и взаимодействием со сверстниками. Для выявления способности ребенка устанавливать содержательные контакты друг с другом и взаимодействовать в ситуации совместной деятельности в психологии используются самые различные методики и приемы. [5]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выде-лении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна.

Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и соци-альном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.

Какие же составляющие входят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности. Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.

Разработанная с этой целью программа может быть использована и в детском саду. Несформированность одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в детском саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин В. А. Психология детей и подростков, СПб., 1994

2. Агафонова И. Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61–63 с.

3. Венгер Л. А. Венгер Л. А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994–189 с.

4. Выготский Л. С. Проблема возраста /Собр. соч. М., 1984

5. Выготский Л. С. Кризис семи лет/Собр. соч. М., 1984

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реферат по психологии «Психологическая готовность к школьному обучению»
Опубликовано: 27 октября 2024 в 14:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реферат по психологии «Психологическая готовность к школьному обучению»» (включая файлы) размещена пользователем Софья Блинникова (УИ 3072417) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД