татьяна сухарева
Опыт работы по технологии М. Аромштам «Пространственная геометрия для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.
Публикация «Опыт работы по технологии М, Аромштам „Пространственная геометрия для малышей“» размещена в разделах
Однако математическое мышление ребенка не должно сводиться к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение «конструировать» их предметами, знаками и словами. Развитие представлений о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей.
На основе выше сказанного мной была выбрана технология Марины Аромштам «Пространственная геометрия для малышей» для более глубокого математического развития ребенка.
Так как современные ученые – психологи и нейропсихологии – отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.
Геометрия представляет собой науку о пространственных формах. Греческое слово «gewmetria» означает «землемерие». Геометрия изучает объекты реального мира в наиболее абстрактном виде, отвлекаясь от их конкретного содержания.
Насколько успешным окажется вхождение детей в эту непростую, полную загадок и удивительных открытий «страну», во многом зависит от педагогов. Первые шагу по стране Геометрии должны быть интересными, увлекательными и в то же время практически ориентированными, понятными, опирающимися на уже приобретенные знания ребенка. Традиционные программы по формированию первоначальных математических представлений обычно включают знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами. Пространственная геометрия предполагает знакомство с объемными геометрическими телами. Так как предметы, с которыми ребенок играет, которые знают его руки и глаза, - объемные, т. е., с точки зрения математики, относятся к объектам пространственной геометрии. А овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности – продуктивно – творческой, трудовой, совершенствуется сенсорные, интеллектуальные способности.
Курс пространственной геометрии не противоречит ранее усвоенному детьми материалу по традиционной программе, но поможет ей открыть новые закономерности и взаимосвязи в интересных опытах и наблюдениях.
Работа с детьми среднего дошкольного возраста.
Начинается образовательный цикл со знакомства детей с понятием «геометрия». Рассказ педагога сопровождается показом картинок.
Слово «геометрия» сложено из двух частей.
Первая - гео – происходит от имени великой богини Земли, которую древние греки называли Гея. Вторая часть – метрия – тоже греческого происхождения и означает мерить.
Позже слово «геометрия» стало означать часть науки математики.
На данных занятиях пространственной геометрии дети знакомятся с новыми геометрическими понятиями, осваивают работу с бумагой, пластилином, развивают память, мышление, мелкую моторику рук, расширяют кругозор и т. п. Занятия всегда рассчитаны на группу детей. Образовательный цикл может быть расширен за счет занятий на повторение и закрепления пройденного материала.
Наконец, все занятия построены на сказочном сюжете, с героями (кукла Ластик, Скрепочка, Карандаш и т. д.). Все это повышает интерес малышей к предмету и способствует формированию мотива к получению новых знаний.
Учитывая все это, были определены этапы работы.
Данная система разработана от простого к сложному.
1 этап: Знакомство с пирамидой, как с геометрическим телам. Развивать способность воспринимать, фиксировать форму. Почему же именно с пирамиды. Вспомните: слово «пирамидка» приходит к нашим детям в раннем детстве вместе с первой интеллектуальной игрой - надеть колечки в определенном порядке. С пирамидкой в детский словарь приходят слова – основание и вершина. На данном этапе дети усваивают понятия: основание и вершина, грани, ребра, основание пирамиды – многоугольник.
2 этап: Знакомство с телами вращения на основе шара и глобуса. Развитие образного мышления и воображения. Знакомство с новыми понятиями: сфера, шар, круг, предметы шарообразной формы, конус, цилиндр и их развертки. Развивать детское творчество в играх из строительного материала, участие в изготовлении макетов к занятиям. На данном этапе дети знакомятся с новыми геометрическими телами через новых героев: пингвинята Конусенок и Цилиндренок, т. к. не стоит забывать о том, что ведущая деятельность у детей – это игра. И все знакомство с новыми геометрическими телами построено на игре: дети конструируют игрушки на основе конуса и цилиндра.
3этап: Призма. Путешествие на призмачный остров. Формирование у детей знаний о предмете, учить рассказывать об объекте, учить находить знакомые геометрические формы в природном мире. Новые понятия: окружность, призма, треугольная призма, четырехугольная призма, куб. Весь материал представлен в виде сказки, в которую попадают Скрепочка и Ластик.
Формы работы:
• Материал для чтения
• Практические задания
• Игры на тактильные ощущения «Волшебный мешочек».
• Творческие задания
• Игры на пространственную ориентацию
• Выставка макетов
• Подвижные игры
• Опыты, например «Конус на голове».
Можно ли удержать на голове пирамиду? А шар? Можно ли сделать несколько шагов с конусом на голове? А если положить конус на боковую поверхность, удастся ли удержать его на голове? Нет, конус покатится и упадет».
И шар и конус могут катиться. Но катятся они по – разному. Как?
Эту часть опыта каждый ребенок может проводить индивидуально. Детям предлагается толкнуть шар, конус, лежащий на боку.
Затем дети сравнивают шар и конус. Делается вывод, что это тела вращения.
Так же часто проводятся занятия, на которых дети играют со строительным материалом. Только надо условиться с детьми, чтобы они называли известные им геометрические тела.
Для формирования у детей элементарных представлений о пространственной геометрии так же использовались стихи из книги А. Тимофеевского «Геометрия малышам».
Для разработки этапов работы мною были использованы методики:
«Пространственная геометрия для малышей» М. С. Аромштам;
«Геометрия малышам» А. Тимофеевский;
«Путешествие в историю математики» А. А. Свечников.
Таким образом, знакомясь с пространственной геометрией, дети не только знакомятся с геометрическими телами, но и с окружающим миром. Все это повышает интерес малышей и способствует формированию мотива к получению новых знаний.