Ольга Турутина
Программа по краеведению «Юный арзамасец»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Юный арзамасец» в подготовительной группе.
С детьми подготовительной группы в прошлом году мы работали по программе «Юный арзамасец». В частности, по модулю «Музы Арзамаса».
Целью данной программы является приобщение дошкольников к культурному наследию родного города.
Содержание освоения окружающей социокультурной среды проходило через ознакомление с :
-выдающимися жителями города и их достижениями;
-объектами профессиональной деятельности и общественной ценностью результатов труда взрослых;
Публикация «Программа по краеведению „Юный арзамасец“» размещена в разделах
-красотой явлений окружающей действительности, критериями эстетической оценки окружающей среды.
Содержание освоения окружающей социокультурной среды проходило по следующим темам:
«Пушкин в Арзамасе».
«М. Горький».
«А. П. Гайдар».
«А. В. Ступин и Арзамасская школа искусств».
«В. Г. Перов и его картины».
«В. П. Вахтеров. «Букварь».
«Арзамасский театр».
Чтобы дошкольники были готовы к итоговому мероприятию, по каждой из этих тем воспитателями проводилась в разных формах, как в группе, так и в форме сотрудничества с семьей, а также в форме взаимодействия с другими социумами: Центральной детской библиотекой им. А. П. Гайдара, Арзамасским историко-художественным музеем, литературным музеем А. П. Гайдара.
Итоговыми, по каждой из этих тем, с детьми были организованы следующие формы работы:
Литературно-музыкальная гостиная «Пушкиниана»
«В этот вечер у нас…» (выставки книг, чтение: М. Горький, А. Гайдар, А. Плотников, П. Еремеев и др.)
«Любимых детских книг творец и верный друг ребят…» (рассказ о писателе А. П. Гайдаре)»
Познавательные рассказы педагога «Знаете ли вы?» (6-7 лет) :
-Уборщики: «искусство народной росписи».
«Встречи с интересными людьми» (художник, писатель).
Итоговым мероприятием по творчеству А. С. Пушкина стала литературно-музыкальная гостиная «Пушкиниана». С ребятами проводились следующие формы работы:
- Ознакомление со сказками, стихотворениями поэта;
-дети вместе с родителями готовили иллюстрации к любимым сказкам Пушкина (создан альбом из рисунков)
-ребята заучивали отрывки из произведений А. С. Пушкина
-родителям вместе с детьми предлагалось посетить памятные места, связанные с именем великого поэта.
Итоговым мероприятием по ознакомлению детей с творчеством арзамасских писателей и поэтов стала выставка их книг. В частности книг М. Горького, А. Гайдара, А. Плотникова, П. Еремеева.
С дошкольниками проводились следующие виды работы:
-чтение произведений писателей и поэтов города Арзамаса, соответствующих возрасту детей.
-заучивание отрывков из произведений (А. Плотникова).
-знакомство с историческим прошлым родного города (на примере отрывков из рассказов П. Еремеева).
-знакомство с творчеством писателей, проживших часть своей жизни в Арзамасе (М. Горький, А. Гайдар).
-проводились заочные экскурсии в арзамасские музеи, связанные с именами писателей и поэтов.
-родителям предлагалось посетить памятные места, связанные с их именами, литатурный музей А. Гайдара и мемориальный музей М. Горького.
Итоговым мероприятием по жизни и творчеству А. П. Гайдара стала ОД по теме Любимых детских книг творец и верный друг ребят…» (рассказ о писателе А. П. Гайдаре). Мероприятие было приурочено ко дню рождения знаменитого земляка, отмечаемого в январе.
Предварительно проводились следующие виды работы:
-чтение произведений А. Гайдара «Поход», «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Школа», «Тимур и его команда»;
-заучивание пословиц о помощи;
-рассказывание о музах – богиня пения, музыки, поэзии и других искусств (с рассматриванием иллюстраций;
-взаимодействие с семьей:
«маршрут выходного дня» (прогулки по городу, «памятники Гайдару»);
подготовка с родителями творческих работ по прочитанным произведениям А. Гайдара;
заучивание стихотворений детьми;
помощь в подборе материалов для выставки (книг, сувениров).
Следующим мероприятием было обобщение информации, полученной по жизни и творчеству А. В. Ступина и становлению Арзамасской школы живописи.
В группе детям предлагалось заочно посетить Арзамасский историко-художественный музей, познакомиться с выдающимся художником, прославившим Арзамас, его картинами и учениками.
Проводились следующие формы сотрудничества с семьей:
Маршрут выходного дня: памятник А. В. Ступину.
Маршрут выходного дня: экскурсия в Арзамасский историко-художественный музей.
Мероприятию по теме «Перов В. Г. и его картины» предшествовали:
-рассказ педагога о жизни и творчестве В. Перове;
-демонстрация портрета и картин художника;
-заочная экскурсия в историко-художественный музей Арзамаса
Формой сотрудничества с семьей было предложение посетить Исторический музей родного города.
С детьми были проведены ряд мероприятий, посвященных народным промыслам, имевшим место быть в Арзамасе, на протяжении многих эпох. Итоговым стало мероприятием по теме «Искусство народных промыслов в Арзамасе».
Формы предварительной работы были следующие:
-проведена заочная экскурсия по экспонатам, соответствующим данной тематике, Арзамасского историко-художественного музея, с показом фотографий из их собрания;
-дошкольники изображали в творческих работах прославившие Арзамасский край золотое шитье, резьбу по дереву;
-родителям предлагалось посетить с детьми музей и увидеть экспонаты музея
В конце учебного года, после того как ребята познакомились со всеми буквами алфавита, мы узнали еще об одном великом человеке, который имеет отношение к нашему городу - Василье Порфирьече Вахтерове, Изданный им в самом конце XIX века «Русский букварь» выдержал более 120 изданий.
Формы предварительной работы были следующие:
-знакомство с жизнь и иллюстрациями книг, в частности» Букваря» Вахтерова;
Родителям предлагалось посетить улицу, названную именем Вахтерова.
Одним из заключительных мероприятий по освоению окружающей социокультурной среды стало знакомство с «Арзамасским театром драмы».
Детям было рассказано о прошлом и настоящем Арзамасского театра, его истории.
Были продемонстрированы фотографии здания театра драмы, фотографии артистов, служивших в нем ранее и сейчас.
Родителям было предложено посетить вместе с детьми спектакли драмтеатра.
Наше общеобразовательное учреждение взаимодействовало на протяжении всего учебного года с филиалом Центральной детской библиотеки им. А. П. Гайдара. Для них были проведены интересные и познавательные мероприятия.
С детьми была проведена глубокая работа по знакомству с жизнью и творчеством выдающихся жителей города, продемонстрированы объекты профессиональной деятельности людей, познакомились с красотой явлений окружающей действительности родного Арзамаса.