Наталья Есакова
Программа по сопровождению ребенка в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: Есакова Наталья
Содержание
1. Пояснительная записка….
2. Цель и задачи рабочей программы….
3. Принципы и подходы к формированию программы…
4. Этапы адаптационного периода….
5. Степени тяжести прохождения адаптации….
6. Планируемые результаты освоения программы…
Содержательный раздел
1. Организация адаптационного процесса….
2. Индивидуальная адаптационная карта ребёнка….
3. План проведения мероприятий по профилактике дезадаптации детей на основе
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
здоровьесберегающих технологий….
Организационный раздел
Содержание психолого-педагогического сопровождения ребёнка в период
адаптации….
Организация адаптационного процесса….
Список литературы…
Приложения….
Целевой раздел
1. Пояснительная записка
«Программа работы по сопровождению ребенка в адаптационный период в рассмотрении основных подходов ФГОС дошкольного образования» разработана в соответствии с программой «От рождения до школы» Веракса Н. Е. ,.Комарова Т. С., Васильева М. А. ; с программой МДОУ детского сада № 23 п. Ремзавода; с учётом ФГТ и потребностей, запросов воспитанников, родителей.
2. Цели и задачи реализации рабочей программы
Создание благоприятных условий для полноценного развития ребёнка в ДОУ.
Задачи:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие навыков взаимодействия со взрослыми (воспитатель, психолог);
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
- обеспечение повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, укрепление здоровья у детей.
3. Основой программы являются следующие принципы:
Принцип гуманизма как основополагающий
Предполагает отношение к ребенку как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребенка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимым является проявление максимума терпения, чуткости и доброжелательности со стороны взрослых. Требования должны быть посильными и развивающими.
Принцип природосообразности и индивидуализации
Предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации
процесса адаптации : учет индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т. д. Взрослые выстраивают линию взаимодействия с ребенком, двигаясь, прежде всего, от ребенка.
Принцип развития
Предполагает, что смысл адаптационного процесса состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику.
Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком
Предполагает, что взрослые овладевают методами и приемами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка.
Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитания ребенка, установлении партнерских отношений «семья - дошкольное учреждение».
4. Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:
I этап - подготовительный.
Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.
II этап – основной.
Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.
III этап – заключительный.
Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.
5. Различение степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду
1. Лёгкая адаптация :
Временное нарушение сна нормализуется в течении 7 – 10 дней; аппетит в течении 10 дней; неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20 – 30 дней; характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.
2. Средняя адаптация
Все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливается в течении 20 – 40 дней; ориентировочная длительность 20 дней; речевая активность 30 – 40 дней; эмоциональное состояние 30 дней; двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30 – 35 дней. Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчётливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3. Тяжелая адаптация
(от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени, задержка в речевой, двигательной активности и психическом развитии. Дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть долгий период времени.
6. Планируемые результаты
Ожидаемый результат характеризуется снижением частоты проявлений тяжёлых эмоциональных состояний (повышенной тревожности, тяжёлой формы адаптации); установлением доверительных отношений с детьми, воспитателями и родителями.