Лариса Дмитриева
Программа по формированию навыков здорового образа жизни для детей 7–10 лет «Секреты здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой, алкоголизмом родителей и. т. д. Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Публикация «Программа по формированию навыков здорового образа жизни для детей 7–10 лет „Секреты здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Программа «Секреты здоровья» ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Ребенок, изучая особенности своего организма на занятиях, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Именно начиная с младшего школьного возраста (и ранее) у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Роль программы в достижении учащимися планируемых результатов строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр., необходимыми для развития навыков ребенка.
Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Цель:
способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи:
заинтересовать младших школьников, замотивировать на получение знаний о здоровье;
формировать у детей знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
формировать у младших школьников понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»;
формировать важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации;
развивать познавательную активность младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширять кругозор учащихся;
развивать умения проводить самостоятельные наблюдения;
воспитывать у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни.
Формы обучения :
спортивные мероприятия, демонстрация фильмов, веселые старты, конкурсы, анкетирование, игры, тематические викторины, путешествия, беседы, оздоровительные минутки, встреча с педиатром, просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек.
Данная программа строится на принципах:
• Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
• Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
• Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемой программы.
Условия реализации программы.
Программа рассчитана для детей 7-10 лет
Рекомендуемое количество учащихся в группе 10 – 14 человек.
Занятия проходят 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты:
1. Владение навыками здорового образа жизни (чистить зубы утром и вечером; выполнять утреннюю зарядку; есть здоровую пищу; выполнять правила безопасного поведения на улицах города, на дорогах, на природе, в повседневной жизни; жить в гармонии с собой и окружающим миром);
2. Создание условий для повышения уровня качества образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;
3. Усвоить и понять, какие привычки представляют вред для здоровья (и почему);
4. Понимание значения здорового образа жизни для собственного здоровья и здоровья окружающих;
5. Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
6. Повышение уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья детей.
Тематический план
№ Тема Всего
часов
Наше здоровье
1 «Что такое здоровье?» 1
2 «Настроение, эмоции, чувства» 1
3 «Как помочь сохранить себе здоровье?» 1
4 «Закаливание организма»
5 «Ученье-свет» 1
Дружи с водой.
6 Развлечение «Чистота и здоровье» 1
Как сделать сон полезным?
7 «Сон-лучшее лекарство» 1
Организм человека
8 «Как устроен человек» 1
9 «Организм человека» 1
10 «Скелет-наша опора» 1
11 «Путешествие по городу Здоровья» 1
Забота о глазах
12 «Глаза - главные помощники человека» 1
В мире звуков
13 «Чтобы уши слышали» 1
Красивая улыбка
14 «Улыбнись, зубки покажи» 1
Уход за руками и ногами
15 «Рабочие инструменты человека» 1
Забота о коже
16 «Надёжная защита организма – кожа» 1
Как следует питаться
17 «Питание - необходимое условие для жизни человека» 1
Нет вредным привычкам
18 «Привычка- вторая натура» 1
19 «Умей сказать НЕТ!» 1
Содержание программы
Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей (младший школьный возраст, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
«Секреты здоровья» направлены на формирование знаний, умений и навыков (ЗУН, необходимых для самореализации и ориентации ребенка данного возраста в социуме. А также открывают большие возможности для творческой реализации личности.
Программа ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Воспитатель учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр., необходимые для развития навыков ребенка
Данная программа раскрывает детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников.
Содержание программы
№ Тема Содержание занятия
Цель занятия
Наше здоровье
№1 «Что такое здоровье?»
Оздоровительная минутка «Держи осанку».
Тест – опрос: «А вы считаете себя здоровыми?»
Расширить представления школьников о здоровье, развить понимание своей ответственности за собственное здоровье.
№2 «Настроение, эмоции, чувства»
Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе».
Массаж пальцев.
Учить распознавать эмоции у себя и других, словесно объяснять их; учить управлять своими эмоциями и ощущениями, выражать готовность обращаться за советом и помощью к старшим и оказывать ее другим.
№3 «Как помочь сохранить себе здоровье?»
Игра «Почему это произошло»?
Оздоровительная минутка. «Вверх по радуге».
Игра «Назови возможные последствия событий» Учить управлять своим настроением, искать причину и последствия событий, уметь самостоятельно искать выходы из различных ситуаций.
№4 «Закаливание организма»
- Беседа по теме
- Оздоровительная минутка «На корточках»
Формировать убеждение в необходимости укрепления организма, привычку к закаливанию.
№5 «Ученье-свет»
Оздоровительная минутка «Упражнения животных»
«Аукциона идей»
Игра «Какой ты ученик?»
Обучать планировать режим деятельности в период интеллектуальных нагрузок; владеть способами быстрого снятия стресса; противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.
Дружи с водой.
№6 Развлечение «Чистота и здоровье» Праздник чистоты.
Материалы сценария из книги «Школа докторов природы» Л. А. Обуховой Прививать навыки личной гигиены школьников.
Как сделать сон полезным?
№7 «Сон-лучшее лекарство»
Беседа по теме.
Оздоровительная минутка «Деревце».
Игра «Плохо – хорошо» (по гигиене сна). .
Это интересно!
Учить распознавать психологические и физиологические проявления состояния организма, их взаимосвязь; учить регулировать состояние своего организма, в том числе через полноценный отдых.
Организм человека
№8 «Как устроен человек»
Беседа по теме.
Дать общее представление о строении и функционировании особенностях организма человека, взаимосвязи всех органов и систем и их зависимости от благоприятных и неблагоприятных экологических факторов.
№9 «Организм человека»
Беседа по теме.
Оздоровительная минутка.
Массаж пальцев рук.
Игра «Консилиум». Обучать чувствовать собственное тело, знать его органы, их функциональное предназначение, привести к осознанию необходимости правил личной гигиены.
№10 «Скелет-наша опора»
Беседа по теме.
Оздоровительная минутка «Прогрессивная релаксация.
Формировать представление о важности физического здоровья человека, его жизненно важных органах; навык соблюдения правильной посадки для сохранения красивой осанки.
№11 «Путешествие по городу Здоровья»
Развлечение Систематизировать знания детей о строении человеческого организма, о расположении и назначении различных органов.
Забота о глазах
№12 «Глаза - главные помощники человека» Беседа по теме.
Практическая работа – наблюдение
Оздоровительная минутка
Гимнастика для глаз
Игра «Три криминалиста» Формировать представление о функции органов зрения у человека; прививать навыки бережного отношения к органам зрения.
В мире звуков
№13 «Чтобы уши слышали»
Беседа по теме.
Проведение опытов. Оздоровительная минутка Формировать __представление о функции органов слуха у человека; прививать навыки бережного отношения к данным органам
Красивая улыбка
№14 «Улыбнись, зубки покажи»
Беседа по теме.
Оздоровительная минутка.
Формировать навыки правильного ухода за зубами, вырабатывать стремление иметь здоровые зубы.
Уход за руками и ногами
№15 «Рабочие инструменты человека» Беседа по теме
Оздоровительная минутка
Игра «Якорь»
Сформировать убеждение о важности слаженной работы различных частей тела, их назначении и функции.
Забота о коже
№16 «Надёжная защита организма – кожа»
Игра-соревнование «Кто больше?». Динамический час
Проведение опытов
Конкурс знатоков пословиц и поговорок Дать понятие о функциональном предназначении кожи; формировать навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех присущих возрасту функциональных состояниях.
Как следует питаться
№17 «Питание - необходимое условие для жизни человека»
Беседа по теме.
Игра «Аукцион идей»
Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в магазин».
Оздоровительная минутка
«Вершки и корешки»
Игра «Мое меню» Учить соблюдать элементарные правила режима питания; формировать понятие о питании как составляющей здорового образа жизни.
Нет вредным привычкам
№18 «Привычка- вторая натура»
Беседа по теме
«Расскажите себе о себе»
Формировать понятие о здоровом образе жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
№19 «Умей сказать НЕТ!» Беседа по теме
Демонстрация фрагмента мультфильма «Ну, погоди!»
Обсуждение.
Оздоровительная минутка. Формирование устойчивой позиции учащихся отказа от вредных привычек.