Наталья Михина
Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
(из опыта работы)
Учитель – дефектолог Михина Н. В.
МБДОУ ЦРР – Детский сад № 1
«Муравейник» г. Коломна,
Московская область
Дискалькулия – специфическое нарушение счетных навыков, обнаруживаемое на начальной стадии обучения счету. Дискалькулия является следствием недостаточной сформированности познавательных и речевых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка.
Публикация «Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
По МКБ дискалькулия выделяется в специфическое расстройство арифметических навыков и фиксируется кодом – F 81.
Проявляется дискалькулия у детей в целом комплексе симптомов, важнейшими из которых являются:
• недостаточное овладение математическим словарем
• неточное представление о графической структуре цифр
• механическое воспроизведение порядка следования чисел
• затруднения в определении места чисел в ряду натуральных чисел
• трудности установления отношения числа к его «соседям»
• недостаточное знание состава числа
• трудности усвоения правил образования числа
• несформированность количественных отношений чисел
Дискалькулии, как и другие нарушения, ведущие к школьной неуспеваемости (такие, как дислексия и дисграфия, чаще всего являются следствием психической недостаточности, сенсорных нарушений, нарушений речи, особенно у детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД, детским церебральным параличом (ДЦП, задержкой психического развития (ЗПР).
Классификации дискалькулий :
• врожденные и приобретенные (С. С. Мнухин);
• первичные и вторичные (Н. Граньон-Галифрет, Дж. Айюриагерра, Л. С. Цветкова).
Наиболее обобщенной и практико-ориентированной является классификация Л. Косч, выделяющего:
• вербальную дискалькулию, проявляющуюся в нарушении словесного обозначения математических понятий;
• практогностическую дискалькулию, характеризующуюся расстройствами системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов;
• дислексическую дискалькулию, в основе ее лежит нарушение чтения математических знаков;
• графическую дискалькулию, проявляющуюся в нарушениях записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур;
• операциональную дискалькулию, отражающую неумение выполнять математические операции.
Для детей дошкольного возраста важно как можно раньше выявить предрасположенность к возникновению дискалькулии и начать коррекционную работу по профилактике данного нарушения.
Для детей этой категории характерны следующие трудности:
1. Трудности в восприятии пространства (дошкольники путают право-лево, верх – низ; часто встречаются ошибки при употреблении предлогов, обозначающих пространственные отношения). При относительной сформированности умений определять пространственные ориентиры относительно себя дети затрудняются в перенесении пространственных ориентиров на собеседника. Трудности вызывает и ориентировка на плоскости. Детям сложно определить пространственные взаимоотношения предметов и их частей.
2. Трудности вызывают задания, направленные на исследование уровня сформированности представлений о цвете, форме и величине. Как правило, почти все дети правильно узнают форму, величину, цвет, что позволяет сделать вывод о сформированности у них сенсорных эталонов. Вместе с тем, выполнение заданий, предполагающих включение обобщенного восприятия, вызывает у детей затруднения. Выполняя задание на классификацию по определенному признаку, дети недостаточно прочно фиксируют инструкцию, затрудняются в выделении существенных признаков, не могут действовать целенаправленно, переключаются с одного признака на другой.
3. Сложности у детей возникают при выполнении заданий, направленных на исследование понимания и употребления математических понятий (много – мало, больше – меньше – равно и т. д.). Дошкольники испытывают значительные трудности в понимании смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известную им математическую лексику.
4. В заданиях, направленных на исследование умения соотнести количество предметов с цифрой, дети испытывают затруднения в выборе нужной цифры, путают изображение цифры и ее название; дошкольникам требуются постоянная помощь и подсказка со стороны педагога. Несформированность зрительного гнозиса препятствует усвоению графических изображений цифр и усвоению математических символов.
5. При составлении и решении задач дошкольники с ЗПР испытывают затруднения в понимании условий задач, а также при запоминании числовых данных и выборе нужного математического знака, что говорит о недостаточном уровне сформированности слуховой памяти, лексико-грамматического строя речи, представлений о математических знаках.
Методика профилактики дискалькулии строится на основе следующих принципов: --- деятельностного подхода (активности, самостоятельности и комплексности); --- дифференцированного подхода; --- поэтапного формирования умственных действий
и реализуется в рамках комплексного сопровождения дошкольников с ЗПР.
Данную коррекционную работу проводят учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор лечебной физкультуры, музыкальный руководитель, каждый из которых решает ряд задач, а именно:
Задачи учителя-дефектолога:
Формирование знаний о составе числа;
Формирование знаний о правилах образования числа;
Формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, определение причинно – следственных связей.
Задачи учителя-логопеда:
Обучение детей согласованию порядковых числительных с существительным в роде, числе и падеже;
Развитие умения пользоваться математической терминологией;
Обогащение сенсорного опыта детей.
Задачи воспитателя:
Развитие у детей математического словаря;
Закрепление знаний о составе и правилах образования числа;
Развитие представлений о цвете, форме и величине.
Задачи инструктора ЛФК:
Закрепление количественных представлений, порядкового счета;
Развитие ориентировки в пространстве при выполнении упражнений.
Задачи музыкального руководителя:
Развитие у детей чувства ритма;
Уточнений представлений о геометрических фигурах, например ведение хороводов. При этом педагог уточняет, что хоровод должен быть круглым;
Развитие количественных представлений, порядкового счета (пересчет предметов, необходимых для игры; когда дети встают парами, они должны сказать, какая пара первая, вторая и т. д.).
Коррекционная работа по профилактике дискалькулии проводиться в процессе ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, т. е. преимущественно в игровой деятельности. Благодаря использованию математических игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.
Игровые упражнения для коррекционной работы по профилактике вербальной дискалькулии :
• Развитие восприятия цвета, формы величины, количественных представлений: «Чем похожи, чем различаются две фигуры». «Разложи по коробкам» (геометрические фигуры разного цвета и размера).
• Развитие умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико-грамматического строя языка: «Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов). «Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень).
«Нелепицы» (по временам года). «Времена суток» (назови и разложи последовательно; составь рассказ по серии сюжетных картин).
• Обучение математической терминологии: «Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета). «Глаголы, стройся!» (уточнение понимания глаголов, их употребление). «Поручения» (с использованием математической терминологии). Развитие зрительно-пространственного восприятия. «Назови, что где находится» (на картине, на схеме). «Сделай зарядку» (с использованием схем упражнений). «Наша квартира». «Цыплята в домике».
• Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма. «Нарисуй нужное количество геометрических фигур». «Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру». «Хлопай, как я»; «Хлопай так, как на рисунке».
• Развитие зрительной и слуховой памяти: «Назови число от указанного числа в прямом и обратном порядке». «Назови пропущенное число среди названных чисел». «Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета).
• Развитие логических операций Серия упражнений на числовом материале (закрепление порядкового значения числа) : «Раскрась числа разным цветом», «Определи кто и какой по счету в очереди», «На какой жердочке птичка». Классификация на основе двух признаков: «Покажи те игрушки, на которых можно кататься», «Покажи фрукты, но не круглые», Классификация на основе функциональных признаков:
• «Покажи, что самое легкое», «Покажи, что может летать»
• Игры с песком и водой математического содержания. Счет предметов, звуков, движений.
• Развитие аналитико-синтетической деятельности.
• «Четвертый – лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы). «Чем похожи и чем различаются цифры?».
• Развитие представлений об образе цифр и математических знаков: «Найди цифру среди других графических знаков (букв)». «Напиши цифру» (перевод слухового образа в графический). «Чем похожи и чем различаются цифры».
• Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением:
• «Чем похожи и чем различаются две цифры?».
• «Назови соседей числа». «Поручения» (с использованием цифр). «Соедини картинки с одинаковым количеством предметов».
Вовремя и правильно подобранная коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей позволяет подготовить ребенка к школе или повысить его успеваемость.
Литература
1. Белинская Е. В. «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками». М., Изд. «Белый ветер» 2009г.
2. Береславский Л. Современные игровые методики развития интеллекта. - М. : Школьная Пресса, 2010г.
3. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе. - Ростов-на-Дону. : Феникс, 2011г.
4. Останкова Ю. В. «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе». Волгоград, Изд. «Учитель»2008г.
5. Шевченко С. Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР» - Книга 1 «Методические рекомендации и программы». М., Изд. «Школьная Пресса», 2004г.
6. Шевченко С. Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР» - Книга 2 «Тематическое планирование занятий». М., Изд. «Школьная Пресса», 2004г.