Лучший педагог года

Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР

Наталья Михина
Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

(из опыта работы)

Учитель – дефектолог Михина Н. В.

МБДОУ ЦРР – Детский сад № 1

«Муравейник» г. Коломна,

Московская область

Дискалькулия – специфическое нарушение счетных навыков, обнаруживаемое на начальной стадии обучения счету. Дискалькулия является следствием недостаточной сформированности познавательных и речевых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка.

Публикация «Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

По МКБ дискалькулия выделяется в специфическое расстройство арифметических навыков и фиксируется кодом – F 81.

Проявляется дискалькулия у детей в целом комплексе симптомов, важнейшими из которых являются:

• недостаточное овладение математическим словарем

• неточное представление о графической структуре цифр

• механическое воспроизведение порядка следования чисел

• затруднения в определении места чисел в ряду натуральных чисел

• трудности установления отношения числа к его «соседям»

• недостаточное знание состава числа

• трудности усвоения правил образования числа

• несформированность количественных отношений чисел

Дискалькулии, как и другие нарушения, ведущие к школьной неуспеваемости (такие, как дислексия и дисграфия, чаще всего являются следствием психической недостаточности, сенсорных нарушений, нарушений речи, особенно у детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД, детским церебральным параличом (ДЦП, задержкой психического развития (ЗПР).

Классификации дискалькулий :

• врожденные и приобретенные (С. С. Мнухин);

• первичные и вторичные (Н. Граньон-Галифрет, Дж. Айюриагерра, Л. С. Цветкова).

Наиболее обобщенной и практико-ориентированной является классификация Л. Косч, выделяющего:

• вербальную дискалькулию, проявляющуюся в нарушении словесного обозначения математических понятий;

• практогностическую дискалькулию, характеризующуюся расстройствами системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов;

• дислексическую дискалькулию, в основе ее лежит нарушение чтения математических знаков;

• графическую дискалькулию, проявляющуюся в нарушениях записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур;

• операциональную дискалькулию, отражающую неумение выполнять математические операции.

Для детей дошкольного возраста важно как можно раньше выявить предрасположенность к возникновению дискалькулии и начать коррекционную работу по профилактике данного нарушения.

Для детей этой категории характерны следующие трудности:

1. Трудности в восприятии пространства (дошкольники путают право-лево, верх – низ; часто встречаются ошибки при употреблении предлогов, обозначающих пространственные отношения). При относительной сформированности умений определять пространственные ориентиры относительно себя дети затрудняются в перенесении пространственных ориентиров на собеседника. Трудности вызывает и ориентировка на плоскости. Детям сложно определить пространственные взаимоотношения предметов и их частей.

2. Трудности вызывают задания, направленные на исследование уровня сформированности представлений о цвете, форме и величине. Как правило, почти все дети правильно узнают форму, величину, цвет, что позволяет сделать вывод о сформированности у них сенсорных эталонов. Вместе с тем, выполнение заданий, предполагающих включение обобщенного восприятия, вызывает у детей затруднения. Выполняя задание на классификацию по определенному признаку, дети недостаточно прочно фиксируют инструкцию, затрудняются в выделении существенных признаков, не могут действовать целенаправленно, переключаются с одного признака на другой.

3. Сложности у детей возникают при выполнении заданий, направленных на исследование понимания и употребления математических понятий (много – мало, больше – меньше – равно и т. д.). Дошкольники испытывают значительные трудности в понимании смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известную им математическую лексику.

4. В заданиях, направленных на исследование умения соотнести количество предметов с цифрой, дети испытывают затруднения в выборе нужной цифры, путают изображение цифры и ее название; дошкольникам требуются постоянная помощь и подсказка со стороны педагога. Несформированность зрительного гнозиса препятствует усвоению графических изображений цифр и усвоению математических символов.

5. При составлении и решении задач дошкольники с ЗПР испытывают затруднения в понимании условий задач, а также при запоминании числовых данных и выборе нужного математического знака, что говорит о недостаточном уровне сформированности слуховой памяти, лексико-грамматического строя речи, представлений о математических знаках.

Методика профилактики дискалькулии строится на основе следующих принципов: --- деятельностного подхода (активности, самостоятельности и комплексности); --- дифференцированного подхода; --- поэтапного формирования умственных действий

и реализуется в рамках комплексного сопровождения дошкольников с ЗПР.

Данную коррекционную работу проводят учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор лечебной физкультуры, музыкальный руководитель, каждый из которых решает ряд задач, а именно:

Задачи учителя-дефектолога:

Формирование знаний о составе числа;

Формирование знаний о правилах образования числа;

Формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, определение причинно – следственных связей.

Задачи учителя-логопеда:

Обучение детей согласованию порядковых числительных с существительным в роде, числе и падеже;

Развитие умения пользоваться математической терминологией;

Обогащение сенсорного опыта детей.

Задачи воспитателя:

Развитие у детей математического словаря;

Закрепление знаний о составе и правилах образования числа;

Развитие представлений о цвете, форме и величине.

Задачи инструктора ЛФК:

Закрепление количественных представлений, порядкового счета;

Развитие ориентировки в пространстве при выполнении упражнений.

Задачи музыкального руководителя:

Развитие у детей чувства ритма;

Уточнений представлений о геометрических фигурах, например ведение хороводов. При этом педагог уточняет, что хоровод должен быть круглым;

Развитие количественных представлений, порядкового счета (пересчет предметов, необходимых для игры; когда дети встают парами, они должны сказать, какая пара первая, вторая и т. д.).

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии проводиться в процессе ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, т. е. преимущественно в игровой деятельности. Благодаря использованию математических игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.

Игровые упражнения для коррекционной работы по профилактике вербальной дискалькулии :

• Развитие восприятия цвета, формы величины, количественных представлений: «Чем похожи, чем различаются две фигуры». «Разложи по коробкам» (геометрические фигуры разного цвета и размера).

• Развитие умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико-грамматического строя языка: «Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов). «Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень).

«Нелепицы» (по временам года). «Времена суток» (назови и разложи последовательно; составь рассказ по серии сюжетных картин).

Обучение математической терминологии: «Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета). «Глаголы, стройся!» (уточнение понимания глаголов, их употребление). «Поручения» (с использованием математической терминологии). Развитие зрительно-пространственного восприятия. «Назови, что где находится» (на картине, на схеме). «Сделай зарядку» (с использованием схем упражнений). «Наша квартира». «Цыплята в домике».

• Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма. «Нарисуй нужное количество геометрических фигур». «Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру». «Хлопай, как я»; «Хлопай так, как на рисунке».

Развитие зрительной и слуховой памяти: «Назови число от указанного числа в прямом и обратном порядке». «Назови пропущенное число среди названных чисел». «Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета).

• Развитие логических операций Серия упражнений на числовом материале (закрепление порядкового значения числа) : «Раскрась числа разным цветом», «Определи кто и какой по счету в очереди», «На какой жердочке птичка». Классификация на основе двух признаков: «Покажи те игрушки, на которых можно кататься», «Покажи фрукты, но не круглые», Классификация на основе функциональных признаков:

«Покажи, что самое легкое», «Покажи, что может летать»

• Игры с песком и водой математического содержания. Счет предметов, звуков, движений.

• Развитие аналитико-синтетической деятельности.

«Четвертый – лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы). «Чем похожи и чем различаются цифры?».

Развитие представлений об образе цифр и математических знаков: «Найди цифру среди других графических знаков (букв)». «Напиши цифру» (перевод слухового образа в графический). «Чем похожи и чем различаются цифры».

• Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением:

«Чем похожи и чем различаются две цифры?».

«Назови соседей числа». «Поручения» (с использованием цифр). «Соедини картинки с одинаковым количеством предметов».

Вовремя и правильно подобранная коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей позволяет подготовить ребенка к школе или повысить его успеваемость.

Литература

1. Белинская Е. В. «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками». М., Изд. «Белый ветер» 2009г.

2. Береславский Л. Современные игровые методики развития интеллекта. - М. : Школьная Пресса, 2010г.

3. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе. - Ростов-на-Дону. : Феникс, 2011г.

4. Останкова Ю. В. «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе». Волгоград, Изд. «Учитель»2008г.

5. Шевченко С. Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР» - Книга 1 «Методические рекомендации и программы». М., Изд. «Школьная Пресса», 2004г.

6. Шевченко С. Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР» - Книга 2 «Тематическое планирование занятий». М., Изд. «Школьная Пресса», 2004г.

Публикации по теме:

«Профилактика миопии у детей дошкольного возраста». Сегодня я коротко привлеку ваше внимание, как сохранить ребенку зрение. Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который.

Дискалькулии у детей На начальном этапе обучения математике в школе затруднения отмечаются и у детей с сохраненным психическим развитием, и у детей с разными.

Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста Плоскостопие.

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста. Эмоциональная сфера дошкольника. Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем.

Профилактика гриппа и ОРВИ у детей дошкольного возраста Профилактика гриппа и ОРВИ у детей дошкольного возраста С гриппом хоть однажды в своей жизни сталкивались, пожалуй, все. И это неудивительно,.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных.

Профилактика компьютерной и телевизионной зависимости у детей дошкольного возраста В настоящее время родители дошкольников умиляются, как быстро бегают пальчики их малыша по клавиатуре и как ловко они управляются с мышкой.

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время – одна из основных проблем учителей-логопедов и учителей.

Профилактика простудных заболеваний для детей младшего дошкольного возраста. Предлагаю использовать данные мероприятия для укрепления здоровья ребёнка. *Закаливание организма: воздушные ванны, ходьба босиком по мокрым.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 25 декабря 2016 в 20:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Михина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД