Валентина Соколова
Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста и с ОНР
▼ Скачать +Заказ
Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста обусловлена высокой распространенностью этих нарушений у младших школьников.
В наше время от ребенка, идущего в первый класс, требуются первоначальные навыки чтения. Т. к. программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение, ребенок, не умеющий читать, испытывает трудности в усвоении учебного материала. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму.
Публикация «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста и с ОНР» размещена в разделах
•ОНР –трудность выбора фонем, нарушение произношения звуков (искажение, пропуски, замены)
Дисграфия-артикуляторно-акустическая (опора на неправильное проговаривание)
•ОНР –нечеткость слухового восприятия, неточность слуховой дифференциации звуков
Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания)
•ОНР – нарушение языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза
Дисграфияна почве нарушения языкового анализа и синтеза
•ОНР –нарушение концентрации внимания и восприятия, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, зрительного гнозиса, анализа и синтеза, недостаточность пространственных представлений, леворукость, недостаточная сформированность мелкой моторики
Оптическая дисграфия (вербальная, литеральная, зеркальное письмо)
•ОНР –нарушение лексико-грамматического строя речи
Аграмматическая дисграфия
I. Развитие фонематического восприятия (профилактика артикуляторно-акустической и акустической дисграфии, фонетической дислексии)
• Принципы логопедической работы: опора на все анализаторы (речеслуховой, рече двигательный, зрительный, тактильный, тесная взаимосвязь с развитием фонематического анализа и синтеза.
• Этапы работы.
1 этап. Подготовительный
(уточнение артикуляции смешиваемых звуков с опорой на все анализаторы; определение наличия и места звука в слове; места звука по отношению к другим звукам – какой по счету, после какого, перед каким; выделение его из предложения)
Упражнения:
1. "Назови звуки, которые слышишь"
Ребенку предлагается закрыть глаза и назвать звуки, которые слышаться в комнате и за ней (голоса детей, пение птиц, гудок машин.)
2. "Слушай и поправляй"
Я буду говорить слова, а ты, если я неправильно назову слово - хлопни в ладоши и поправь меня. Вагон - вакон - факон - вагон - факон - вагом - вагоп - вагон. Какое слово я старалась сказать правильно? Ребенок: Вагон.
3. «Подбери слова».
Ребенку предлагается назвать несколько слов с заданным звуком.
4. «Узнавание звука на фоне слова».
Ребенок должен уметь определить есть ли заданный звук в слове.
5. «Определение местоположения звука в слове» :
- Где ты слышишь звук «…» в слове: в начале, в середине или в конце слова?
- Какой первый звук в слове?
Какой последний звук в слове?
6. «Определение последовательности и количества звуков, слогов в слове»
- сколько звуков в слове?
- между какими звуками находится заданный звук?
- сколько слогов в слове?
2 этап. Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков (в той же последовательности, что и на подготовительном этапе, но на материале слов со смешиваемыми звуками)
II. Развитие языкового анализа и синтеза (профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, фонематической дислексии)
Цель: научить определять количество, последовательность и место слов в предложении
1. Упражнение
2. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
3. Увеличить количество слов в предложении.
«Сколько кружков, столько признаков»
4. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово)
5. Подобрать предложение к схеме
III. Профилактика оптическойдисграфии
Цели и задачи
1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
а) Развитие зрительного гнозиса: восприятие цвета, формы, размера и величины;
б) Развитие буквенного гнозиса: восприятие цвета букв, формы, размера и величины букв; дифференциация расположения элементов букв.
2. Развитие зрительного анализа и синтеза.
3. Уточнение и расширение объёма зьной памяти (зрительного мнезиса) : формы предметов, цвета, последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).
4. Формирование пространственного восприятия и представлений:
а) ориентировка в схеме собственного тела;
б) дифференциация правых и левых частей предмета;
в) ориентировка в окружающем пространстве.
5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
6. Развитие общей и мелкой моторики.
Формирование пространственного восприятия и представлений
1. Показать правую (левую) руку.
2. Показать правой рукой левый глаз и т. д.
3. Расскажи, что находится слева от тебя (справа).
4. Игра «Молчанка»
5. Игра «Найди игрушку»
6. Дид. упр. «Найди по схеме» 7. Дид. упр. «Мы едем, едем, едем…» 8. Дид. упр. «Маршруты движения глаз» 9. Дид. упр. «Лабиринты» ( хорошо развивают крупную моторику: движения руки и предплечья, внимание, безотрывную линию). Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
10. Оригами.
11. Графические диктанты
Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
1. Нахождение фигур, предметов заданного цвета и формы, раскрашивание по заданию.
2. Ранжирование предметов по величине, размеру.
3. Зашумленные картинки по лексическим темам.
Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания букв.
1. Зашумленные буквы, наложенные друг на друга, буквы, спрятанные за предметами.
2. «Пирамидка»(разложи по величине и прочти слово, «Найди слово»
3. «Корректурная правка». Для этого упражнения нужна книжка скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течении 3-5 минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Лучше, если текст не будет прочитан, чтобы ребенок сконцентрировался на поиске букв.
4. Нахождение букв в сюжетных изображениях.
5. Обвести контур буквы, заштриховать ее
6. Конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина.
Важно! Если ребенок уже умеет сам писать, но с ошибками, не просите его их исправить, а просто закрасьте ошибку корректором и посмотрите вместе в словаре (книге, подскажите сами, как правильно писать это слово. А затем сам все исправит. Это следует делать в силу того, что у дисграфиков, как правило, хорошо развита зрительная память и они, запомнив выделенный элемент, в будущем снова повторят эту ошибку.