Калугина Екатерина Сергеевна
Проект «Образовательные терренкуры, как инновационный метод образования дошкольников в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Образовательные терренкуры как инновационный метод образования дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Проблема: В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, сформированы требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ, делающие акцент на территории, прилегающие к образовательной организации. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду не полностью обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также возможности для уединения. В соответствии с ФГОС среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной.
Публикация «Проект „Образовательные терренкуры, как инновационный метод образования дошкольников в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Терренкур в детском саду
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Основные принципы дошкольного образования говорят о том, что построение образовательной деятельности должно быть на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Проблема индивидуализации дошкольного образования в настоящее время является очень актуальной, в детском саду не создаются условия для поддержки инициативы детей в разных видах деятельности.
Актуальность: Образовательные терренкуры - это специально организованные маршруты для детей как по территории ДОУ с посещением зоны игр, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождение экологических и оздоровительных троп, которые способствуют оздоровлению организма воспитанников, повышению уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых, так и вне территории детского сада (парк, лесополоса, поселок). Совместная деятельность участников образовательных отношений по образовательным терренкурам даст возможность дошкольникам реализовать свои возможности в познавательном развитии, сделать самостоятельный выбор темы маршрута, направления и формы образовательной деятельности.
В нашем детском саду приоритетным направлением является экологическое образование дошкольников, педагогическим коллективом разработаны: проект «Экологизация образовательного пространства ДОУ как средство повышения экологической культуры всех участников образовательных отношений», программа «Тропинка», начата работа по созданию внутри и на территории ДОУ «экологической тропы».
Цель: Воспитание здорового, всесторонне, гармонично развитого воспитанника ДОУ, активного в выборе содержания своего образования в процессе прохождения маршрутов образовательных терренкуров.
Задачи:
создать безопасные территориальные условия для пеших прогулок;
создать условия для проявления индивидуальности, инициативности и самостоятельности в различных видах образовательной деятельности;
организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ;
формировать потребность в познавательной деятельности, двигательной активности, здоровом образе жизни.
Новизна заключается в том, что термин «терренкур», используемый в санаторно-курортном лечении применяется к области образования, к построению воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ одновременно с оздоровлением организма воспитанника ДОУ.
Паспорт проекта :
Проект «Образовательные терренкуры» предназначен для детей дошкольного возраста и находится в стадии реализации в МДОУ Детский сад №5 «Петушок»
Тип проекта – познавательно-исследовательский.
По времени проведения – долгосрочный (сентябрь 2018г - май 2019 г)
По характеру контактов – в контакте с семьёй.
Участники проекта - воспитатели, дети групп, родители.
План реализации проекта :
1 ЭТАП Теоретический:
Календарно-тематическое планирование образовательных терренкуров для всех возрастных групп ДОУ;
Обследование территории ДОУ, определение расположения, содержания, дизайна стационарных станций;
Разработка мероприятий по обеспечению техники безопасности детей на каждой станции.
2 ЭТАП Практический:
Благоустройство территории ДОУ.
Оформление карты-схемы маршрутов терренкура с указанием расположения стационарных станций на территории ДОУ.
Изготовление переносных макетов, табличек с названиями станций и указателей к ним.
Оформление станций в соответствии с требованиями охраны жизни и здоровья детей.
Проведение образовательных терренкуров по всей территории ДОУ для всех возрастных групп
3 ЭТАП: Аналитический:
Диагностика воспитанников (познавательная активность, физическое развитие).
Анкетирование родителей.
Создание сборника методических материалов.
Подготовка территории ДОУ к практической работе:
Создание стационарных станций на участках детского сада: «Лекарственные растения», «Цветник», «Лужок», «Сад», «Птичий дом», «Пень», «Витаминная грядка», «Черемуха», «Деревья», «Метеостанция», «Красная книга», «Площадка для отдыха».
Создание стационарных станций в здании детского сада: «Оранжерея», «Герань», «Цветущие растения», «Декоративные растения», «Вьющиеся растения», «Кактусарий», «Фиалки», «Мини-библиотека», «Лаборатория», «Мини-игротека», «Искусственный природный ландшафт» и уголки природы в группах.
Создание условий для спортивной, подвижной, малоподвижной, дидактической, театрализованной, творческой, интеллектуальной игры.
Предполагаемые результаты:
1. благоустройство территории ДОУ, преобразование развивающей предметно-пространственной среды;
2. создание условий для пеших прогулок по территории ДОУ;
3. активизация у воспитанников выбора вида деятельности;
4. снижение детской заболеваемости, приобщение к здоровому образу жизни, закаливанию;
5. экологическое воспитание детей;
6. формирование основ безопасного поведения на станциях терренкура, а также на дорогах, улицах, в быту.
Формы работы на образовательных терренкурах : познавательные беседы; наблюдения за насекомыми, птицами и растениями; Сбор природного материала; подвижные и дидактические игры; игры на внимание; спортивные игры; комплекс оздоровительных физических упражнений.
Календарно-тематическое планирование образовательных терренкуров
№
Тематика маршрута
Дата
Цель
1
«Поселок»
сентябрь
Знакомство с экологическими банерами.
2
«Экскурсия в парк»
октябрь
Расширять знания детей о деревьях, кустарниках, птицах.
3
«Дорога в школу»
ноябрь
Знакомство детей со школой.
4
«По тропе детского сада»
декабрь
Закреплять знания о сезонных изменениях зимой.
5
«Войнская слава»
февраль
Знакомство детей с мемориальной доской Андрея Учанина и с его памятником.
6
«По тропе детского сада»
март
Закреплять знания о сезонных изменениях весной.
7
«Образовательные терренкуры внутри детского сада»
апрель
Знакомство со стационарными станциями внутри детского сада.
8
«Маршрутами победы»
май
Закреплять знания детей о мемориале, о войне.
10
«Поход в лесополосу»
июнь
Закреплять знания о сезонных изменениях летом.
11
«Быть здоровым»
июль
Закреплять знания детей о здоровом образе жизни.
12
Поход по образовательным терренкуром (подведение итогов)
август
Выявление знаний детей о природе, здоровом образе