Олеся Лушникова
Профессиональное выгорание педагогов ДОУ и его профилактика
Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Высокая нагрузка и переутомление могут привести к истощению, известному как синдром эмоционального выгорания. Поэтому так важно и необходимо каждому знать и придерживаться условий сохранения своего психоэмоционального здоровья.
Публикация «Профессиональное выгорание педагогов ДОУ и его профилактика» размещена в разделах
Педагог в своей профессиональной деятельности должен обладать таким важным качеством, как эмоциональная устойчивость – способность управлять своим внутренним психическим состоянием, чувствами, поведением. Самообладание, способность к саморегуляции – это те качества, которые обеспечивают педагогу эмоциональную устойчивость, управление ситуацией, владение собой. Более того, профессия педагога относится к профессиям альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.
Профессиональное выгорание педагога – это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов личности.
Педагогическое выгорание является следствием высокой личностной включенностью в педагогический процесс, повышенным эмоциональным фоном. Значительные эмоциональные нагрузки приводят к тому, что педагог постоянно находится в состоянии эмоциональных стрессов, поэтому в профессиональной педагогической среде риск эмоциональных срывов достаточно высок.
Безусловно, деятельность педагогов тесно связана с напряженными ситуациями и эмоциональными факторами как объективными, так и субъективными, влияющими на психофизическое и эмоциональное здоровье педагогов. Это ежедневная психическая нагрузка, повышенная ответственность, загруженность в течении рабочего дня, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, конфликтные ситуации, возникающие при взаимодействие с коллегами и администрацией.
Синдром профессионального выгорания педагога включает в себя такие составляющие, как эмоциональная истощенность, деперсонализация и редукция профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, состояние, когда иссякли все имеющиеся эмоциональные ресурсы и велик риск эмоционального срыва.
Деперсонализация –тенденция развития негативного отношения к раздражителям, негативных установок, имеющих скрытый характер, внутреннее сдерживаемое раздражение, которое выходит наружу в виде раздражения или конфликтных ситуаций.
Редуцирование педагогом персональных достижений, проявляясь в снижении компетентности в работе, недовольстве собой, негативном самовосприятии в профессиональной сфере, следствием имеет снижение профессиональной и личной самооценки, возникновение чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе.
Для профилактики профессионального выгорания педагогов рекомендуется в образовательных учреждениях создавать кабинеты психологической разгрузки, осуществлять системно работу с педагогами по предупреждению профессионального выгорания по таким направлениям, как диагностическое, коррекционное, просветительское.
Практика показывает, что эффективным средством профилактики являются тренинги, упражнения на развитие позитивного самовосприятия, «минутки настроения».
Рассмотрим на некоторых примерах.
Тренинг «Управление эмоциями». Эмоция, будучи психическим отражением в форме непосредственного переживания жизненных ситуаций возникают лишь в связи с такими событиями и результатами действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы. Во время тренинга педагогам предлагают перечислить известные эмоции, записать на листе одну эмоцию, не показывая то, что он написал, другим участникам тренинга. Участники сдают листки, которые анализируются, на основе анализа даются конкретные рекомендации.
Тренинг «О чем может сказать улыбка?». Американский психолог П. Экман, разработал систему расшифровки человеческих эмоций, определил 18 видов улыбок и выявил ту, которая настраивает мозговые центры на ощущение радости. Проводя серию экспериментов П. Экман установил, при каких условиях возможна счастливая улыбка. Участникам тренинга предлагалось с помощью зеркала определить, как выглядит их лицо, когда они улыбаются, при этом нужно было попробовать разные варианты улыбок: улыбка, показывающая внимательное слушание собеседника; улыбка - притворная радость; улыбка - вежливая отстраненность; улыбка, сглаживающая впечатление от недавних резких слов; «дежурная», виноватая, счастливая улыбка и др.
Тренинг «Управление эмоциями». Педагоги часто переживают, и даже страдают, от своих личных эмоций, вызванных целым рядом причин: негативные обстоятельства, болезнь, профессиональные проблемы и т. д. Для того чтобы педагог был менее зависим от обстоятельств, он должен уметь управлять своими эмоциями. Участникам предлагается вспомнить событие, которое как-то расстроило, эпизод, который вызывает неприятные чувства. Затем нужно сосредоточиться и вспомнить то, что видели, когда это происходило. Воспоминание может быть отчетливым (или нет, с ясными или размытыми контурами. Внимательное разглядывание этой картинки должно привести к ее прозрачности, блеклости, уменьшению в размерах, и, наконец, отдалению. Отдалившись, восприятие некогда волнующего эпизода меняется: негативное чувство слабеет, становится возможным посмотреть на ситуацию под другим углом зрения. Воспоминания, приобретя уменьшительные параметры, становятся для нас малозначительными.
Кроме того, с целью профилактики профессионального выгорания необходимо обучить педагогов некоторым упражнениям, выполнение которых поможет развить позитивное самовосприятие. Это такие упражнения, как:
- упражнение «Контраргументы» (разворачивание и обоснование контраргументов, нахождение им подходящих примеров);
- упражнение «Кто я?» : честно закончить предложение (Я уважаю себя, когда я. ; У меня есть замечательные качества., подумать над вопросами: «Трудно ли было отвечать на вопросы, почему?», «Испытывали ли Вы затруднения, когда писали о себе хорошо?»;
- упражнение «Восприятие жизни» (разделить лист на две колонки, в левой записать плохие события жизни, в правой – положительные аспекты тех же событий, ответить на вопрос: «Можно ли найти положительные аспекты в любой неприятной ситуации?».
Что делать, если понимаешь, что выгораешь? Вот несколько действенных советов, благодаря которым удается справиться с проблемой:
1. Важно находить поддержку среди коллег: просить помощи, когда нужно, и помогать самому.
2. Важно помнить об идее, с которой педагог пришел работать в детский сад. Ведь педагог, как и врач - это целая миссия.
3. Не гнаться за деньгами. Столичные учителя получают приличную зарплату, но это не повод идти в профессию. Если мотивируют только финансовые возможности, выгорание может наступить очень быстро.
4. Важно выстроить личные границы. Когда начинаешь анализировать свое состояние и "дружить" с самим собой, вероятность выгорания меньше.
Своевременное выявление признаков выгорания, а также применение упражнений и тренингов в своей профессиональной деятельности, позволит педагогу целенаправленно изменить эмоциональный фон, самочувствие, что, в дальнейшем, положительно отразится на его работоспособности.