Жанна Аванесян
Проектная деятельность по краеведению «Наша Волга»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектная деятельность по краеведению»
Название проекта :
«Наша Волга»
Автор разработчик:
Аванесян Жанна Викторовна старший воспитатель первой кв. категории
Содержание
1. Паспорт проекта
2. Актуальность (пояснительная записка) проекта
3. Технология проекта и этапы реализации плана
4. Выводы и оценка результатов
5. Анализ эффективности
6. Используемая литература
Публикация «Проектная деятельность по краеведению „Наша Волга“» размещена в разделах
- Волга, река
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Реки и озера
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Паспорт проекта
«Наша Волга»
Автором-разработчиком педагогического проекта «Наша Волга» является старший воспитатель Аванесян Жанна Викторовна
Участники: воспитанники старшей и подготовительных групп, родители и педагоги МОУ
Место проведения: МОУ детский сад №385 Дзержинского района Волгограда.
Тип проекта :
• по ведущему методу: познавательно-исследовательский;
• по содержанию: педагогический, ребенок и его семья;
• по характеру участия ребенка в проекте : воспитанники групп являлись участниками от зарождения идеи до получения результата;
• по характеру контактов: реализация проекта осуществлялась внутри образовательного учреждения, в тесном контакте специалистами МОУ и семьями воспитанников;
• по количеству участников: групповой.
• по длительности: краткосрочный. (3 недели) с 03 по 23 октября 2016 года
Актуальность (пояснительная записка) проекта
Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном. Любой край, город, село неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живем в городе- герое Волгограде. На Великой русской реке Волга! Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой.
Весь проект строился на воспитании у детей чувства любви к реке Волге. Нельзя любить реку не зная о ней ничего. Детям предлагается не только четкая система знаний о реке Волге, но и ставятся задачи конкретной помощи Волге, которые решаются самостоятельным путем, коллективно с группой, и с семьей. Личностное, творческое осмысление данных представлений каждым ребенком обеспечивает понимание необходимости экологически правильного отношения к природе, и к реке в частности.
Вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, создание специальных условий в развивающей предметно-пространственной среде для познавательной деятельности, помогают педагогу эффективно активизировать ребёнка, направить его на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.
Проблема, решаемая в проекте :
- недостаточный уровень знаний воспитанников об истории реки, о животном и растительном мире Волги;
- недостаточное представление у детей об основных источниках загрязнениях воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнению реки Волги.
Цель:
Создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с рекой Волга, ее природными ресурсами, через игры, занятия, экскурсии, игры- экспериментирования, чтения художественной литературы, различные конкурсы и задания.
Задачи:
Образовательные
-объяснить, что красота природы зависит в большей степени от человека, о его отношении к ней;
-обогатить знания детей о животном и растительном мире реки Волга
-закрепить правила поведения в природе, а именно у реки;
Воспитательные
-воспитывать желание общаться с природой, не принося ей вреда;
Развивающие
-обогащать и активизировать словарный запас детей, пополняя его по теме занятия;
-развивать навыки поисковой и исследовательской деятельности в изучении природы родного края;
Планируемые результаты:
В результате реализации данного проекта у воспитанников появится бережное и экономное отношение к водным ресурсам реки Волга,
-овладеют несложными способами экспериментирования с водой.
-закрепятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем).
-пополнение знаний воспитанников о разнообразии животного и растительного мира реки Волга.
-повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
-вовлечение родителей воспитанников в совместную проектную деятельность;
-использование результата совместного труда (лепбука) во всех видах детской деятельности;
Новизна материала заключается том, что в рамках реализации Регионального компонента педагоги МОУ детского сада путем проведения проекта расширили знания старших дошкольников о реке Волге, ее природных ресурсах путем применения новых педагогических технологий: технологии проектной деятельности, музейная педагогика, технология исследовательской деятельности, а так же технология сотрудничества, которая реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком.
Методика модели «трех вопросов»
1. Что мы знаем о природных ресурсах реки Волга? Что животный и растительный мир Волги необычайно богат. Здесь находят себе пропитание насекомые, лягушки, змеи, рыба и водоплавающие птицы. Но детям мало известно об этих обитателях Волги. (диагностика знаний детей на начало проекта).
2. Что мы хотим узнать? Как Волга влияет на природу, которая нас окружает? Почему растениям и животным нужна вода? Как влияет человек на окружающую природу и как сберечь ее?
3. Как нам найти ответы на вопросы?
Обеспечение проекта
Для реализации предлагаемого педагогического проекта «Наша Волга» использовались следующие средства:
• научно-методические: подбор необходимой литературы, конспекты тематических бесед, НОД, картотеки игр;
• наглядно – дидактические: макеты, иллюстрации, мультимедийные презентации, музейная комната «И помнит мир спасенный…»;
• материально-технические: аудиосистема, мультимедийное оборудование.
Продукт проекта :
Театрализованное представление для детей и родителей старшей и подготовительных групп «Волга, Волга…»
Лепбук «Волга, Волга …»
Технология проекта и этапы реализации
Необходимо отметить, что дети проявляли заинтересованность и стремление к участию на всех этапах проекта. Сама идея проведения проекта родилась благодаря детской любознательности и заинтересованности тем материалом, который мы предлагали дошкольникам в рамках реализации Регионального компонента. После проведения экскурсии для старших дошкольников в музейную комнату «И помнит мир спасенный…» по теме «История возникновения родного города», где детям рассказали и о реке Волге, как она называлась раньше, как и почему на берегу реки возник город Волгоград, детям было предложено дома с родителями поговорить о Волге, о том, что известно им о реке, какие животные и растения ее окружают. Нарисовать вместе рисунки на тему «Наша Волга». К великому разочарованию педагогов детского сада дети принесли рисунки с изображением отдыха на реке, пейзажи пляжа и «шашлыков». Родители признавались, что им почти ничего неизвестно о Волге. И только одна девочка из 7 группы принесла коллекцию речных камней и рассказала, что эти камушки не такие, как морские, что они вместе с мамой собирают камни с реки Волга и сравнивают их с привезенными из других мест. Так начался первый этап проекта. Вместе со взрослыми (воспитателями, родителями) ребята участвовали в постановке конкретных задач проекта, находили пути решения проблемы, вносили свой посильный вклад в поиск информации, подготовку и реализацию мероприятий проекта. Весь проект строился на воспитании у детей чувства любви к реке, рядом с которой они живут. Нельзя любить реку не зная о ней ничего. Вот почему главными принципами проекта стали научность и системность содержания. Не менее важен и принцип доступности, реализация которого проходит через различные игры: подвижные, дидактические, настольно – печатные, словесные ….
Подготовительный этап проекта включал в себя следующие формы работы:
Определили вместе с детьми, что именно будут исследовать в ходе проекта;
• изучили педагогическую и художественную литературу по данной теме и определили основные направления работы над проектом;
• подобрали и изготовили наглядно-дидактический материал (гербарии, коллекция камней, ракушек, макеты, иллюстрации, картотеку народных подвижных игр Поволжья, мультимедийные презентации);
• оценили актуальные знания детей об истории и о природных ресурсах реки Волга;
• составили план деятельности по достижению цели проекта.
Основной этап проекта «Наша Волга!» состоял из трех тематических блоков:
• первый блок- «История и жизнь реки Волга»- педагоги старшей и подготовительных групп совместно с учителем-логопедом разработали и провели тематическую неделю, посвященную реке Волга,
• второй блок - «Растительный мир реки Волга»,
• третий блок- «Животный мир реки Волга»,
Второй и третий блок основного этапа проекта нашли свое отражение в вариативной части образовательной программы ДОУ, проводились во второй половине дня через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность, при проведении режимных моментов, а также в процессе взаимодействия с семьями детей. На протяжении всего этапа в соответствии с предложенной тематикой подбирался материал и предлагался детям для исследования с использованием различных образовательных технологий и форм работы.
Особое значение отводилось организации исследовательской, поисковой деятельности детей, в процессе которой дети изучали историю реки, узнавали о редких животных и растениях, занесенных в Красную книгу Волгоградской области. В рамках работы проекта были изготовлены совместно с родителями макеты реки Волга, дети принимали участие в создании стенгазет, рисунков и плакатов, принимали участие в викторинах, проводили опыты
Итогом основного этапа проекта было Театрализованное представление для детей и родителей старшей и подготовительных групп «Волга, Волга…» и изготовление «Лепбука «Волга, Волга.»
Содержание основного этапа проекта
Тематический блок «История и жизнь реки Волга»
Понедельник
Познавательно-исследовательская деятельность
Экскурсия в музейную комнату
«Что мы знаем о Волге?»
Музыкальная деятельность
Прослушивание музыкальных произведений о Волге «Песня о Волге» муз. В. Аксенова
«Песня о Волге»-муз. И. Дунаевского Отгадывание загадок про речных обитателей реки Волга.
Изготовление дидактических игр и пособий к детскому лепбуку «Волга, Волга …»
Выставка коллекции камней и ракушек.
Вторник
Познавательно-исследовательская деятельность
(математическое и сенсорное развитие)
Физическое развитие
Двигательная деятельность
Физкультурное занятие «Вдоль по Волге на плоту» Викторина
«Растительный мир реки Волга»
Беседа о безопасном поведении на воде, изучение экологических знаков Д/игра «Жизненный цикл обитателей Волги» (Лепбук «Волга, Волга …»)
Рассматривание макетов реки Волга
Рисование
«Воспоминания об отдыхе летом на Волге»
Среда
Изобразительная деятельность
Пластилинография «Закат на Волге»
Коммуникативная деятельность
Чтение художественной литературы о Волге.
Стихотворения:
«На Волге-реке»
Дмитрий Степанов,
«Волга» Евгений Евтушенко
Музыкальная деятельность
Прослушивание песен о Волге, беседы о произведениях Экскурсия в музейную комнату «Путешествие по Волге»
Рассказ воспитателя о Красной книге Волгоградской области. Рассматривание иллюстрации исчезающих видов растений и животных из Красной книги Волгоградской области при помощи средств ИКТ
Четверг
Познавательно-исследовательская деятельность
Детское экспериментирование с водой «Очищение воды»
Коммуникативная деятельность
Игра-путешествие «Путешествие по главной реке России - Волге»
Физическое развитие
Двигательная деятельность
Физкультурное занятие «Речники»
Чтение сказки Л. Н. Толстого «Волга и Вазуза» (Лепбук)
Д/игра «Сортировка мусора»
(Лепбук)
Сюжетно-ролевая игра «Речной транспорт»
Пятница
Конструирование
Речной транспорт
Физическое развитие:
Двигательная деятельность
Подвижные игры Поволжья (на воздухе)
Виртуальная экскурсия по реке Волга с использованием мультимедийного оборудования
Изучение «экологических знаков» (Лепбук)
Выставка совместных работ с родителями: макеты, плакаты, рисунки.
Викторина «Безопасность на реке Волга»
Тематический блок «Растительный мир реки Волга»
понедельник
Информационная страничка "Мой край родной " с показом слайдов "Растения Волгоградской области".
Рисование на тему "Красота природы нашего края". Закрепление знаний детей о растительном мире города Волгограда.
Создание альбома «Растительный мир города Волгограда»
вторник
Д/И "Экологические знаки". (Лепбук)
Рассматривание иллюстраций и фотографий растений в книгах, журналах, энциклопедиях.
среда
Чтение рассказа для детей "Красота растений".
Подвижная игра «Цветы»
Рисование на тему "Красота природы нашего края".
четверг
Д/И "Третий лишний"
Детское экспериментирование с водой «Влияние воды на жизнь растений»
Дети с воспитателем рассматривают комнатные растения, веточки в вазе и отмечают, что количество воды сокращается. Вывод: Растения "пьют" воду.
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
пятница
Игра-викторина "Эти удивительные растения".
Подвижная игра
"Возьми листок".
Рисование на тему "Красота природы нашего края".
Тематический блок «Животный мир реки Волга»
День недели, число Мероприятия, проведенные с детьми в рамках тематической недели
понедельник
Знакомство с животным миром города Волгограда.
Рассматривание картинок животных, которые «живут» в реке Волга и вблизи водоема.
Составление описательного рассказа по мнемотаблице
Подвижная игра «Пластилиновые фигуры»
Рисование животных города Волгограда. Закрепление знаний детей о животных города Волгограда.
Создание альбома «Животный мир города Волгограда»
Консультация для родителей «Дикие животные наших лесов. Домашнее задание»
вторник
Знакомство с «Красной книгой Волгоградской области».
Просмотр презентации "Красная книга Волгоградской области".
Дидактическая игра
«Разрезные картинки»
Рисование рыб из красной книги.
среда
Решение экологической задачи: «Кто где живёт?»
Сюжетно-ролевая игра
«Строим дом для животного»
Подвижная игра «Земля, вода, воздух, огонь».
Рисование на темы: «Рыбы, которые живут в реке Волга», «Моё любимое дикое животное».
четверг
Дидактическая игра «Назови детёныша»
Подвижная игра
«Зайка серенький сидит»
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»
пятница
Отгадывание загадок.
Дидактическая игра «Назови кто, чем питается»
Подвижная игра «Волк и зайцы»
Рисование по трафарету (в нетрадиционной технике рисования) на тему «Животный мир города Волгограда»