Любовь Толстолуцкая
Проектная деятельность как средство развития личности. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Поэтому в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования приоритетной является исследовательская деятельность дошкольников, которая позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно - поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста весьма актуально по целому ряду причин:
- во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
- во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;
- в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
В нашем детском саду широко используется метод проблемного обучения с целью реализации проектной деятельности.
Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:
- видоизменение и совершенствование развивающей среды;
-использование инновационных технологий;
-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
- взаимодействие с социумом.
Нам, педагогам, необходимо самим постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу, а так же преодолевать барьер между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей.
Проектная деятельность подразумевает выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить. Для этого нужна помощь не только педагогов, а и родителей.
Педагоги в силу своего профессионального опыта имеют достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступить в различных ситуациях. Но задача педагога заключается не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей. Именно педагог создает условия для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.
Для достижения цели определяем следующие задачи:
-создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
- развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение, речь;
- формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности;
-учить детей работать в творческих группах;
-отстаивать свое мнение и умение доказывать правоту;
-добиваться положительного результата, т. е. продукта проекта:
- приобщать родителей к творческой работе.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
В течение года с детьми своей группы были реализованы групповые, индивидуальные и детско-семейные проекты так, например, в ходе исследовательского проекта «Греет ли человека одежда?», ребятам опытным путем удалось выяснить некоторые особенности одежды: (защита от холода и удержание тепла). И что человек сам теплый, в виде грелки. Тепло идет от него самого, а одежда только сохраняем тепло и не выпускает его наружу.
Исследовательский проект «Может ли сахар быть вредным для организма человека?», так же опытным путем, дал возможность дошкольникам, самостоятельно добыть знания и убедиться в том, что избыточный прием сладкого может разрушать костную ткань и влияет на состояние суставов человека и его зубов.
Информационно-творческий проект «Зимующие птицы нашего региона» входящий в план основных мероприятий по проведению Года экологии.
Работая над проектом «Зимующие птицы» на первом этапе дети собрали познавательную копилку о зимующих птицах, в которую вошли (иллюстрации, открытки, книжки-загадки о птицах, книжки-малышки «Красная книга» нашего региона, художественную и познавательную литературу). Родители приняли активное участие в сборе копилки.
Следующим этапом в работе над проектами является – создание модели. Дети классифицировали собранную информацию по разным признакам и составляли модель «Зимующие птицы», «Зимующие птицы нашего региона», «Легко ли птицам зимой?», «Как можно помочь птицам перезимовать?»
После чего перешли к практическому этапу, опять-таки, вовлекая семьи воспитанников. Почти каждая семья сделала кормушки и принесла в детский сад. Часть кормушек было развешено на территории нашего участка, часть была подарена: детям других групп, детской библиотеке, администрации поселка. Кто не смог сделать кормушку, приняли активное участие в сборе корма для птиц.
По окончанию проекта наступил третий самый ответственный этап – использование созданного продукта. Так в проекте «Зимующие птицы» каждый ребёнок вместе с родителями смастерил книгу о зимующих птицах, книгу загадок и т. д., которые в дальнейшем используются в группе, как обучающие пособия. Все дети совместно с родителями приняли участие в акции «Поможем птицам пережить зиму!» Изготовленные и развешенные кормушки, а так же собранный корм, в настоящее время используются для подкормки зимующих птиц и повышения численности их выживания.
В ходе проекта дети обогатили и систематизировали свои знания о зимующих птицах, выделили птиц, непосредственно нашего региона. Пополнили группу методическими пособиями. А самым главным продуктом проекта стали кормушки, повысилась ответственность за жизнь пернатых друзей, и выработалось устойчивое желание помогать птицам, перезимовать холодную и голодную зиму, ежедневно пополняя кормушки кормом, дети искренне надеются, что значительно сократят численность погибших птиц.
Повышенной познавательной и творческой активностью детей отличался творческий проект, посвященный «Дню Матери» «Маму с праздником поздравим!»
Актуальность проекта заключается в том, что, к сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Порой встречаются семьи, где мама очень любит своего ребенка, а он ценит ее лишь за то, что она ему покупает гостинцы. Не все дети могут рассказать о маминых увлечениях, о профессиях своих мам, о семейных традициях, что можно сделать, чтобы маме было приятно. Так обстояли дела и в нашей группе. Во время первой беседы в канун праздника День матери, ребята рассказали, что их мамы самые добрые, заботливые и красивые. Они любят готовить вкусные блюда, стирать, выращивать цветы и т. д. А дети любят мам за то, что они добрые, ласковые, приходят всегда на помощь и покупают подарки.
На вопрос: «Хотят ли дети поздравить своих мам с праздником?» - 100% детей ответили - ДА. «Как это предлагают сделать?» - последовали следующие ответы: подарить маме хрустальную вазу, и цветы, торт со свечами, золотое кольцо, выучить и рассказать стихи, сделать открытку, пригласить на праздник в детский сад и. т. д.
После чего детям было предложено не торопиться, подумать и зарисовать идеи, которые мы сами можем реализовать.
Демонстрация своих идей сверстникам и отбор наиболее приемлемых предложений прошли путем голосования (в знак своей симпатии дети наклеивали на рисунок звездочку).
Были отобраны следующие предложения: своими руками сделать подарок, собрать фотографии мам и оформить красочные стенгазеты, нарисовать портреты мам, чтобы больше узнать о мамином хобби, совместно с мамой сделать книжку – малышку, сделать пригласительную открытку и пригласить мам на праздник в детский сад.
Для изготовления пригласительных открыток детям были предложены разнообразные материалы: карандаши, фломастеры, восковые мелки, бумага белая, цветная, салфетки, ножницы, клей, и т. д.
Дети самостоятельно разделились на группы по своим интересам. Одни оформили открытки с помощью рисунков, другие украсили аппликацией. Ребята проявили творческую активность, открытки получились самыми разнообразными.
Собрали фотографии мам для оформления праздничных газет «Моя мама лучше всех!» Фотографии помогли детям в написании портретов. Ребята работали в группах, наклеивали фотографии, договаривались, как ярче и красочнее оформить свою газету, проявляли творческую активность, отстаивали свое собственное мнение. Одна группу украсила газету смайликами, вторая – рисунками, а третья – нарисованным салютом. После чего, каждая группа детей сделала презентацию своей газеты и постаралась доказать, что именно их газета самая красивая, и почему они так считают.
При изготовлении подарков, цвет гиацинтов дети выбирали сами. Для работы были предложены салфетки: красного, голубого, желтого, бардового и розового цвета.
Самым важным и значимым для детей этапом в работе над проектом является презентация результатов, которая имеет большую значимость для социального развития реб нка. Презентация всегда проходит эмоционально, каждый хочет выступить, рассказать о проделанной работе. Наша задача состоит в том, чтобы дать возможность выступить каждому ребенку, отметить наиболее интересный опыт.
Содержательной и творческой была презентация книжек – малышек «Свою маму я люблю – все о ней я расскажу». Впоследствии проделанной работы по оформлению книжек, познавательная активность дошкольников повысилась в десятки раз. Дети выяснили, что хобби мамы не мытье посуды и стирка белья, а: занятие конным спортом и катание на коньках, вышивка и живопись, походы с ночевкой и рыбалка всей семьей, вязание и т. д. Дети узнали, например, что мама в школе была отличницей, занималась спортом, садилась на шпагат, окончила школу с золотой медалью. Она очень любит детей, у них в семье шесть детей и поэтому их семья называется многодетной.
Рассказы детей во время презентации книжек значительно отличались от первоначальных.
Продуктом проекта был праздник посвященный Дню матери, который прошел в нетрадиционной форме, проходивший под лозунгом: «Узнаем друг друга лучше!»
На празднике была представлена творческая выставка «Мамино хобби». Прошел замечательный обмен опытом. Каждая мама показала мастер-класс. Одна предоставила аппетитную выпечку и поделилась рецептом. Другая, оформила выставку вязаных изделий. Третья показала, подготовленную ею музыкальную презентацию о маме. Восторг детей вызвало хобби мамы, занимающейся разведением декоративных курочек, которых привезла в клетке. Этот проект произвел на детей неизгладимое впечатление. В ходе проекта не только повысилась познавательная активность детей, они самостоятельно, с небольшой помощью взрослых добыли столько важной информации о своих мамах, их увлечениях. А чувство гордости за свою маму, переполняло каждого.
Во всероссийском творческом конкурсе для детей и педагогов «Зимнее вдохновение» проект стал победителем в Номинации: «Педагогический проект».
Деятельность вышеуказанных проектов включала интеграцию различных видов детской деятельности: игровую, познавательную, исследовательскую, музыкальную, изобразительную и продуктивную. Тематика проектов определялась интересами детей. Работа над проектами начиналась с модели «трёх вопросов» или так называемого «мозгового штурма» -
Что знаю об этом? Что хочу узнать? Как это буду узнавать?
Дети выполняли это с огромным эмоциональным и творческим энтузиазмом, проявляли познавательную и творческую активность.
Одной из задач, над которой работает наш детский сад является: «Развитие проектной деятельности посредством организации взаимодействия ДОУ и семьи».
Поэтому хорошей традицией ДОУ стало проведение конкурсов детских и детско-родительских проектов, в которых активное участие принимает и наша группа. Так, например, в конкурсе исследовательских проектов, воспитанник группы Иван Г. с проектом: «Может ли сахар быть вредным для здоровья человека?» занял II место. В конкурсе детско-родительских проектов «Путешествие по родному краю» I место между собой разделили семья Федора Ю. с проектом «История моего дома» и семья Евгения М. с проектом «Как стать чемпионом?»
Своим опытом делюсь на педагогических сайтах и сообществах, принимаю участие в конкурсном движении. Многие проекты стали победителями конкурсов:
- Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов «Зимнее вдохновение», Творческий проект, посвященный «Дню Матери» «Маму с праздником поздравим!», победитель в Номинации: «Педагогический проект»;
- Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов «Зимнее вдохновение», Творческо-познавательный проект «Хлеб всему голова. Как правильно беречь хлеб?»; I место,
- MAAM.PU Экологический проект «Вторая жизнь упаковки», Даниил К. I место, https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskii-proekt-vtoraja-zhizn-upakovki-1680995.html и др.
Результативность:
Совместная работа над проектами стимулирует познавательную активность детей, объединяет родителей воспитанников в группе, позволяет активизировать их творческие способности, развивает интерес к продолжению исследовательской деятельности.
Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников.
Прежде всего, в ходе нашей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире, дети учатся самостоятельному поиску информации. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей - познавательных, коммуникативных, творческих. Появилась способность к началам анализа, синтеза, самооценки, а также стремлением к совместной деятельности. Дети постепенно приобретают навык публичного изложения своих мыслей, учатся доказывать свою правоту. Речь детей стала богаче, пополнился словарный запас. Обогатилось и содержание игровой деятельности - игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу. В ходе проектной деятельности дошкольники оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. Появились доверительные отношения с педагогами группы. Мы смогли вовлечь родителей в педагогический процесс и сделать участниками многих проводимых мероприятий, и надеемся на активное участие в новых проектах.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на самого воспитателя. Проектирование заставляет меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых и интересных форм работы с детьми.
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.