Лучший педагог года Итоги 2024

Проектная деятельность как средство развития личности. Из опыта работы (1 фото)

Любовь Толстолуцкая
Проектная деятельность как средство развития личности. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

Проектная деятельность как средство развития личности. Из опыта работы

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Темочки:

Поэтому в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования приоритетной является исследовательская деятельность дошкольников, которая позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы.

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно - поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста весьма актуально по целому ряду причин:

- во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

- во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

- в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

В нашем детском саду широко используется метод проблемного обучения с целью реализации проектной деятельности.

Предпосылками использования метода проектной деятельности явились :

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

-использование инновационных технологий;

-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

- взаимодействие с социумом.

Нам, педагогам, необходимо самим постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу, а так же преодолевать барьер между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей.

Проектная деятельность подразумевает выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить. Для этого нужна помощь не только педагогов, а и родителей.

Педагоги в силу своего профессионального опыта имеют достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступить в различных ситуациях. Но задача педагога заключается не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей. Именно педагог создает условия для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.

Для достижения цели определяем следующие задачи:

-создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;

- развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение, речь;

- формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности;

-учить детей работать в творческих группах;

-отстаивать свое мнение и умение доказывать правоту;

-добиваться положительного результата, т. е. продукта проекта :

- приобщать родителей к творческой работе.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

В течение года с детьми своей группы были реализованы групповые, индивидуальные и детско-семейные проекты так, например, в ходе исследовательского проекта «Греет ли человека одежда?», ребятам опытным путем удалось выяснить некоторые особенности одежды: (защита от холода и удержание тепла). И что человек сам теплый, в виде грелки. Тепло идет от него самого, а одежда только сохраняем тепло и не выпускает его наружу.

Исследовательский проект «Может ли сахар быть вредным для организма человека?», так же опытным путем, дал возможность дошкольникам, самостоятельно добыть знания и убедиться в том, что избыточный прием сладкого может разрушать костную ткань и влияет на состояние суставов человека и его зубов.

Информационно-творческий проект «Зимующие птицы нашего региона» входящий в план основных мероприятий по проведению Года экологии.

Работая над проектом «Зимующие птицы» на первом этапе дети собрали познавательную копилку о зимующих птицах, в которую вошли (иллюстрации, открытки, книжки-загадки о птицах, книжки-малышки «Красная книга» нашего региона, художественную и познавательную литературу). Родители приняли активное участие в сборе копилки.

Следующим этапом в работе над проектами является – создание модели. Дети классифицировали собранную информацию по разным признакам и составляли модель «Зимующие птицы», «Зимующие птицы нашего региона», «Легко ли птицам зимой?», «Как можно помочь птицам перезимовать?»

После чего перешли к практическому этапу, опять-таки, вовлекая семьи воспитанников. Почти каждая семья сделала кормушки и принесла в детский сад. Часть кормушек было развешено на территории нашего участка, часть была подарена: детям других групп, детской библиотеке, администрации поселка. Кто не смог сделать кормушку, приняли активное участие в сборе корма для птиц.

По окончанию проекта наступил третий самый ответственный этап – использование созданного продукта. Так в проекте «Зимующие птицы» каждый ребёнок вместе с родителями смастерил книгу о зимующих птицах, книгу загадок и т. д., которые в дальнейшем используются в группе, как обучающие пособия. Все дети совместно с родителями приняли участие в акции «Поможем птицам пережить зиму!» Изготовленные и развешенные кормушки, а так же собранный корм, в настоящее время используются для подкормки зимующих птиц и повышения численности их выживания.

В ходе проекта дети обогатили и систематизировали свои знания о зимующих птицах, выделили птиц, непосредственно нашего региона. Пополнили группу методическими пособиями. А самым главным продуктом проекта стали кормушки, повысилась ответственность за жизнь пернатых друзей, и выработалось устойчивое желание помогать птицам, перезимовать холодную и голодную зиму, ежедневно пополняя кормушки кормом, дети искренне надеются, что значительно сократят численность погибших птиц.

Повышенной познавательной и творческой активностью детей отличался творческий проект, посвященный «Дню Матери» «Маму с праздником поздравим!»

Актуальность проекта заключается в том, что, к сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Порой встречаются семьи, где мама очень любит своего ребенка, а он ценит ее лишь за то, что она ему покупает гостинцы. Не все дети могут рассказать о маминых увлечениях, о профессиях своих мам, о семейных традициях, что можно сделать, чтобы маме было приятно. Так обстояли дела и в нашей группе. Во время первой беседы в канун праздника День матери, ребята рассказали, что их мамы самые добрые, заботливые и красивые. Они любят готовить вкусные блюда, стирать, выращивать цветы и т. д. А дети любят мам за то, что они добрые, ласковые, приходят всегда на помощь и покупают подарки.

На вопрос: «Хотят ли дети поздравить своих мам с праздником?» - 100% детей ответили - ДА. «Как это предлагают сделать?» - последовали следующие ответы: подарить маме хрустальную вазу, и цветы, торт со свечами, золотое кольцо, выучить и рассказать стихи, сделать открытку, пригласить на праздник в детский сад и. т. д.

После чего детям было предложено не торопиться, подумать и зарисовать идеи, которые мы сами можем реализовать.

Демонстрация своих идей сверстникам и отбор наиболее приемлемых предложений прошли путем голосования (в знак своей симпатии дети наклеивали на рисунок звездочку).

Были отобраны следующие предложения: своими руками сделать подарок, собрать фотографии мам и оформить красочные стенгазеты, нарисовать портреты мам, чтобы больше узнать о мамином хобби, совместно с мамой сделать книжку – малышку, сделать пригласительную открытку и пригласить мам на праздник в детский сад.

Для изготовления пригласительных открыток детям были предложены разнообразные материалы: карандаши, фломастеры, восковые мелки, бумага белая, цветная, салфетки, ножницы, клей, и т. д.

Дети самостоятельно разделились на группы по своим интересам. Одни оформили открытки с помощью рисунков, другие украсили аппликацией. Ребята проявили творческую активность, открытки получились самыми разнообразными.

Собрали фотографии мам для оформления праздничных газет «Моя мама лучше всех!» Фотографии помогли детям в написании портретов. Ребята работали в группах, наклеивали фотографии, договаривались, как ярче и красочнее оформить свою газету, проявляли творческую активность, отстаивали свое собственное мнение. Одна группу украсила газету смайликами, вторая – рисунками, а третья – нарисованным салютом. После чего, каждая группа детей сделала презентацию своей газеты и постаралась доказать, что именно их газета самая красивая, и почему они так считают.

При изготовлении подарков, цвет гиацинтов дети выбирали сами. Для работы были предложены салфетки: красного, голубого, желтого, бардового и розового цвета.

Самым важным и значимым для детей этапом в работе над проектом является презентация результатов, которая имеет большую значимость для социального развития реб нка. Презентация всегда проходит эмоционально, каждый хочет выступить, рассказать о проделанной работе. Наша задача состоит в том, чтобы дать возможность выступить каждому ребенку, отметить наиболее интересный опыт.

Содержательной и творческой была презентация книжек – малышек «Свою маму я люблю – все о ней я расскажу». Впоследствии проделанной работы по оформлению книжек, познавательная активность дошкольников повысилась в десятки раз. Дети выяснили, что хобби мамы не мытье посуды и стирка белья, а: занятие конным спортом и катание на коньках, вышивка и живопись, походы с ночевкой и рыбалка всей семьей, вязание и т. д. Дети узнали, например, что мама в школе была отличницей, занималась спортом, садилась на шпагат, окончила школу с золотой медалью. Она очень любит детей, у них в семье шесть детей и поэтому их семья называется многодетной.

Рассказы детей во время презентации книжек значительно отличались от первоначальных.

Продуктом проекта был праздник посвященный Дню матери, который прошел в нетрадиционной форме, проходивший под лозунгом: «Узнаем друг друга лучше!»

На празднике была представлена творческая выставка «Мамино хобби». Прошел замечательный обмен опытом. Каждая мама показала мастер-класс. Одна предоставила аппетитную выпечку и поделилась рецептом. Другая, оформила выставку вязаных изделий. Третья показала, подготовленную ею музыкальную презентацию о маме. Восторг детей вызвало хобби мамы, занимающейся разведением декоративных курочек, которых привезла в клетке. Этот проект произвел на детей неизгладимое впечатление. В ходе проекта не только повысилась познавательная активность детей, они самостоятельно, с небольшой помощью взрослых добыли столько важной информации о своих мамах, их увлечениях. А чувство гордости за свою маму, переполняло каждого.

Во всероссийском творческом конкурсе для детей и педагогов «Зимнее вдохновение» проект стал победителем в Номинации: «Педагогический проект».

Деятельность вышеуказанных проектов включала интеграцию различных видов детской деятельности : игровую, познавательную, исследовательскую, музыкальную, изобразительную и продуктивную. Тематика проектов определялась интересами детей. Работа над проектами начиналась с модели «трёх вопросов» или так называемого «мозгового штурма» -

Что знаю об этом? Что хочу узнать? Как это буду узнавать?

Дети выполняли это с огромным эмоциональным и творческим энтузиазмом, проявляли познавательную и творческую активность.

Одной из задач, над которой работает наш детский сад является: «Развитие проектной деятельности посредством организации взаимодействия ДОУ и семьи».

Поэтому хорошей традицией ДОУ стало проведение конкурсов детских и детско-родительских проектов, в которых активное участие принимает и наша группа. Так, например, в конкурсе исследовательских проектов, воспитанник группы Иван Г. с проектом : «Может ли сахар быть вредным для здоровья человека?» занял II место. В конкурсе детско-родительских проектов «Путешествие по родному краю» I место между собой разделили семья Федора Ю. с проектом «История моего дома» и семья Евгения М. с проектом «Как стать чемпионом?»

Своим опытом делюсь на педагогических сайтах и сообществах, принимаю участие в конкурсном движении. Многие проекты стали победителями конкурсов:

- Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов «Зимнее вдохновение», Творческий проект, посвященный «Дню Матери» «Маму с праздником поздравим!», победитель в Номинации: «Педагогический проект»;

- Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов «Зимнее вдохновение», Творческо-познавательный проект «Хлеб всему голова. Как правильно беречь хлеб?»; I место,

- MAAM.PU Экологический проект «Вторая жизнь упаковки», Даниил К. I место, https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskii-proekt-vtoraja-zhizn-upakovki-1680995.html и др.

Результативность:

Совместная работа над проектами стимулирует познавательную активность детей, объединяет родителей воспитанников в группе, позволяет активизировать их творческие способности, развивает интерес к продолжению исследовательской деятельности.

Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников.

Прежде всего, в ходе нашей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире, дети учатся самостоятельному поиску информации. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей - познавательных, коммуникативных, творческих. Появилась способность к началам анализа, синтеза, самооценки, а также стремлением к совместной деятельности. Дети постепенно приобретают навык публичного изложения своих мыслей, учатся доказывать свою правоту. Речь детей стала богаче, пополнился словарный запас. Обогатилось и содержание игровой деятельности - игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу. В ходе проектной деятельности дошкольники оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. Появились доверительные отношения с педагогами группы. Мы смогли вовлечь родителей в педагогический процесс и сделать участниками многих проводимых мероприятий, и надеемся на активное участие в новых проектах.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на самого воспитателя. Проектирование заставляет меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых и интересных форм работы с детьми.

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Из опыта работы «Проектная деятельность в работе с родителями» ФГОС ДО предусматривает взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы)Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы) Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы) Главная задача бизиборда-предоставление ребенку интересных и безопасных объектов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство развития личности. Из опыта работы
Опубликовано: 14 декабря 2024 в 13:21
+82Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как средство развития личности. Из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Толстолуцкая (УИ 75194) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД