Елена Михайленко
Проектная деятельность как один из перспективных методов в работе дошкольного логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодняшний дошкольник - совсем другой по сравнению с ребёнком пятнадцати – двадцатилетней давности. Жаль, что для современного дошкольника характерна потеря живости, притягательности самого процесса познания, познание мира идёт информативно и однобоко посредством СМИ и компьютерных игр. Визуальность и виртуальность познавательных процессов приводит к тому, что год от года увеличивается количество детей, не желающих идти в школу. К этим проблемам прибавляются речевые - продолжается рост количества дошкольников с речевыми и не только проблемами. Педагоги бьют тревогу, отмечая снижение положительной мотивации к занятиям, к процессу познания, речевую примитивность и скудность. Таких детей хочется назвать “уставшими от рождения”. Он только появился на свет, а ему уже всё неинтересно, он не тянется к новым знаниям, к постижению глубин духовного, внутреннего мира человека и мира, который его окружает. Что делать? Как исправить ситуацию?
Публикация «Проектная деятельность как один из перспективных методов в работе дошкольного логопеда» размещена в разделах
Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода. Мне оказались близки характерные для него черты: слияние теории и практики, когда ставятся и выполняются умственные задачи, при этом отправной точкой коррекционно-развивающего обучения являются интересы ребёнка.
Этот метод актуален и очень эффективен, он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования, что несомненно актуализирует задачу её изучения и внедрения в образовательных учреждениях.
Апробация данного метода в течение трёх лет и анализ диагностики речевого и общего развития воспитанников убеждают, что он, вкупе с традиционным подходом в работе, способствует всестороннему развитию дошкольников с речевыми проблемами в согласии с предпосылками и побудительными мотивами, свойственными дошкольному возрасту.
Главные преимущества этого метода в работе логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.
Исходя из выше означенного, пришла к выводу о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Первым проектом, в котором принимали участие дети, родители, воспитатели стал проект «Пластилиновая азбука».
Целью реализации долгосрочного проекта было : закрепление зрительного восприятия образа букв.
В ходе проекта дети совместно с родителями мастерили буквы из пластилиновой основы с использованием различных материалов (крупы, бисера, ракушек, пуговиц, мелких речных камней и т. д.) Этот проект не только способствовал запоминанию графических элементов букв являющийся профилактикой дисграфии и дислексии будущих первоклассников.
Но и развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, зрительно-пространственного восприятия, развитию тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики, оживлению и формированию эмоционального контакта родителей с детьми, развитию творческого самовыражения дошкольников.
Итогом работы стала презентация проекта. Оформление выставки. Изготовление обучающих книжек «Пластилиновая азбука».
Очень интересной и содержательной была работа над проектом «Сказки о приключениях весёлого язычка».
Целью данного проекта является сохранение интереса и поддержание мотивации по выполнению артикуляционной гимнастики. В ходе данного проекта после знакомства с комплексами артикуляционной гимнастики предлагаю своим воспитанникам придумать собственные истории о приключениях весёлого язычка. А затем дома совместно с родителями нарисовать иллюстрации к своей сказке. Использование авторских сказок, направленных на развитие артикуляционного аппарата позволило более успешно справиться с некоторыми речевыми трудностями. Дети стали проявлять живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
Всем известно, что у детей логопатов страдает не только звукопроизношение, но и бедный словарный запас. Поэтому в своей работе я применяю краткосрочные проекты, связанные с прохождением лексических тем. Разработаны и реализованы проекты : «Витаминная семейка», «Все профессии важны».
Знания, приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого проекта, становятся личным достоянием каждого ребёнка, той движущей силой, на которой взращивается личность. Обучение с коррекционной направленностью приобретает форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка, результаты которой интересуют его гораздо больше, чем просто полученная от педагога информация. И речь выправляется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и приятнее - что и требовалось доказать!