Юлия Федорченко
Проектная деятельность как инструмент экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель : Федорченко Ю. А
г. Белгород МБДОУ д/с №60
Аннотация: автор в статье рассматривает роль метода проектов в процессе экологического воспитания дошкольников. Доказывается актуальность вовлечения дошкольников в самостоятельную деятельность при ознакомлении с окружающим миром.
Публикация «Проектная деятельность как инструмент экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: дошкольное детство, тенденции дошкольного образования, экологическое воспитание, метод проектов, проектная деятельность.
В процессе решения проблем экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также повышения их экологической грамотности, нами был разработан и реализован исследовательский проект «Покормим птичек вместе». Это наиболее эффективный способ решения задач экологического воспитания дошкольников. Как пишет Л. П. Молодова, «опосредованные способы познания природы (книги, картины, телевидение) расширяют кругозор ребенка, однако оказывают меньшее воспитательное воздействие. Реализация проектной деятельности в обучении и воспитании предполагает обеспечение ребенка необходимым инструментарием для успешной дальнейшей жизни» [3. с. 11].
Цель проекта – формирование системы экологических представлений о вза- имозависимости природы и природоохранной деятельности человека.
Задачи проекта : – формировать у старших дошкольников основные экологические представления и понятия о птицах;
– воспитывать грамотное и бережное отношение к объектам живой при- роды;
– развивать эстетическое восприятие природы;
– обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ – семья».
Этапы проекта :
I этап. Деятельность педагога : постановка проблемы, формулировка цели и задач, сбор материала. Деятельность детей : погружение в проблему исследования. Проведение тематических бесед. Под руководством педагога дети пришли к общему выводу о том, что зимой птиц необходимо подкармливать.
II этап. Практическая деятельность : изготовление совместно со взрослыми кормушек. Развешивание готовых кормушек, подкормка зимующих птиц, наблюдение, проведение тематических праздников, подготовка и составление «Краcной книги птиц, обитающих в Белгородской области и городе Белгороде».
III этап. Анализ полученных результатов реализованного проекта. В проекте принимали участие 25 детей старшего дошкольного возраста, постоянно посещающих детский сад. Привлекались родители воспитанников. Результаты первичной диагностики по выявлению уровней сформированности экологических представлений на I этапе показали, что дети с низким уровнем (15%) не проявляют активного интереса к окружающей природе, не владеют в достаточной мере теоретическими и практическими экологическими знаниями, испытывают затруднения при формулировке ответов. Дети со средним уровнем (60%) отвечают, в основном, односложно, требуются наводящие вопросы и помощь педагога. Дети с высоким уровнем (25%) показали более глубокие знания о природе, умеют формулировать обобщающие выводы, проявляют активный познавательный интерес к ней. По итогам реализации проекта была проведена срезовая повторная диагностика, которая позволила выявить следующие результаты. Высокий уровень показали 70%, показатель среднего уровня показали 25%, низкий уровень выявлен у 5% детей. При сравнении полученных результатов выявлена положительная динамика формирования и развития экологической грамотности детей. Полученные результаты показали, что в процессе реализации экологического проекта общий уровень сформированности экологических представлений у детей группы качественно и количественно повысился. Развешенные кормушки выступают практическим эффективным средством стимулирования желания охраны зимующих птиц. Участие в реализации проекта в итоге помогло дошколь- никам расширить свой кругозор и разнообразить представления о зимующих птицах.
Список литературы 1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста / О. А. Воронкевич. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 496 с., ил. 2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДА- ТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352 с. 3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей / Л. П. Молодова. – Мн. : «Асар». – 2006. – 128 с. : ил. 4. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа и условия её реализации в детском саду / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2019. – 224 с.