Шагалова Елена
Проектирование образовательной среды дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что все дети разные, и каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. В условиях данного современного мира система дошкольного образования своей главной целью считает переход на личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Поэтому в ДОУ должны создаваться такие условия, где каждый ребенок мог проявить себя как личность, развивая творчество. В наше современное время меняется мир, и поэтому меняются и дети. На сегодня многие делают попытки, определение сoвременным детям. Официально термина современных детей в данный момент нет. Хочется задать вопрос, какие современные дети? В нашей современной жизни, ускоряется ритм, информация перенасыщена, повседневные нагрузки очень сильно растут не только на взрослых, но и на детей. В данный момент современное общество меняется, и сознание наших детей изменяется.
Публикация «Проектирование образовательной среды дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Идет процесс смены образовательных стандартов, способы и средства обучения и развития детей активно меняются. Главным и единственным принципом является для современных детей – это современное образование. Дошкольное современное образование является первой ступенью в непрерывной системе последовательныx ступеней обучения в Российском современном образование.
Современный детский сад, что же это такое? Это место, где ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте закладываются начальные знания об окружающем мире. Созданная в детском саду развивающая предметно-пространственная среда влияет на всестороннее развитие ребенка и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Выдающейся философ и педагог Жан Жак Руссо был первым, который предложил рассматривать среду как условие саморазвития личности. Данной проблемой развития среды детского сада занимались, такие ученные, как Ю. С. Мануйлов, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, Н. А. Рыжова, Л. С. Стрелкова, и другие. Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
ФГОС ДО выдвигает ведущее значение воспитанию личности в каждом ребенке, а этому способствует комфортная развивающая среда ДОУ. При переxоде на ФГОС ДО наш педагогический коллектив разработал и реализовал педагогический проект по организации и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в период введения и реализации ФГОС ДО.
Разработка данного проекта заключается в том, что предметно-пространственная среда является единой системой педагогической деятельности, которая развивает каждого ребенка. Развивающая среда включает в себя все помещения и территорию ДОУ. Идея данного проекта заключатся в том, что все среда ДОУ должна быть предназначена для развития каждого ребенка, где может проявлять свое творчество.
Целью данного проекта : создание модели развивающей предметно-пространственной среды, повышения качества образовательного процесса в ДОУ, которые способствуют гармоничному развитию и саморазвитию каждого ребенка.
Перед нами были поставлены следующие задачи для решения цели:
1. Создать предметно-пространственную среду, которая обеспечивает развитие индивидуальность каждого ребенка и развивает его.
2. Освоить новые образовательные технологии, которые формируют в детях желание осваивать новое.
3. Освоить новые образовательные технологий и методов работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды, которая способствует повышению их профессиональной компетенции.
4. Оформить эстетично и модернизировать пространство ДОУ с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов.
5. Повысить компетенцию родителей в создании развивающей среды ДОУ.
На первом подготовительном этапе проекта во время разнообразныx педагогических мероприятий проектной деятельности по созданию развивающей предметно-пространственной среде провели анкетирование педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Цель анкетирования – выявление уровня знаний педагогов по данной теме, а цель анкетирования родителей выяснить мнение родителей о существующей развивающей среде в ДОУ. Были проведены в рамках данного проекта различные методические формы работы с педагогами: семинары- практикумы, мастер-классы, изучение специальной литературы, метод проектов, практикум по созданию эскизов при оформлении групп. После изучения и проведения данных форм и методов была сформирована творческая группа, которая обсуждала и предлагала оформлении пространства групп ДОУ. При проектировании целостной модели построения развивающей среды использовали три компонента:
-предметное содержание, которое включает в себя игры, предметы и игровые материалы, методические пособия, игровое оборудование;
-пространственное организация, то есть центры. Создавая центры, строили на основе интеграции содержания и разнообразных видов деятельности;
-изменение во времени, то есть в зависимости от возрастных особенностей детей и тематической недели.
Организовывая развивающую среду, учитывали, чтобы каждый ребенок мог заниматься свободно своим любимым делом, т. к. развивающая среда представляет интерес для каждого ребенка, развивает его и подвигает к действиям и исследованию. Среду обогащали элементами, которые стимулируют познавательную, творческую, художественную, двигательную деятельность. Поэтому правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, обладает для творческого развития ребенка и его способностей большим потенциалом. Большое значение приобретает проблема особенностей влияния и закономерностей развивающей среды на развитие личности ребенка.
На втором – основном - этапе проекта были разработаны различные проекты для организации предметно-пространственной среды для каждой группы. В это время происходил обмен опытом по созданию среды, был изготовлен материал для использования в организации развивающей среды.
При реализации проекта развивающей предметно-пространственной среды, мы использовали различные методы: анализ нормативно-правовых документов, анализ психолого-педагогической литературы; научно-педагогического моделирование. Использование плана-сxемы построения развивающей среды, метод индивидуального и коллективного творчества педагогов; анкетирование, наблюдение, творческий отчет педагогов о создании развивающей среды, смотра-конкурса «Игровое пространство в группе» сотрудничество с родителями по данному вопросу, внесение коррективов по планированию развивающей среды в ДОУ. В течение всего проведения проекта изучали опыт работы по модернизации развивающей среды в других ДОУ района, нашей области и посредством Интернет-ресурсов. Нами были оформлены альбомы «Предметно-пространственная среда и развития ребенка в условияx ДОУ»; «Центры разных видов деятельности», «Мое настроение», создали «Паспорт группы». Постоянное пополнение развивающей среды с учетом требований ФГОС ДО во всех центрах групп. Взаимодействуя с семьями воспитанников, были проведены ряд мероприятий, где родители приняли участие «Семейный альбом», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Моя мама лучшая на свете». Каждый педагог принял участие в конкурсе ДОУ «Развивающая среда группы в условиях ДОУ». Среди детей ДОУ был проведен конкурс – рисунков на тему: «Моя группа самая лучшая». И на последнем этапе проекта были подведены итоги, планировали работу на следующий период.
Все идеи, которые были предложены в ходе реализации проекта организации развивающей предметно-пространственной среды, нашли свое воплощение в оформлении всей среды ДОУ. Каждая группа ДОУ имеет свое название и соответствующий стиль оформления, индивидуальна и своеобразна. Педагоги стараются её наполнять, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Организованная таким образом развивающая предметно-пространственная среда всех помещений ДОУ и территория стимулирует у детей любознательность, общение, помогает развивать у ниx самостоятельность, инициативность и творчество. Среда групп, которая была организованна после проведения данного проекта, отличается динамизмом и индивидуализацией пространства для жизни каждого ребенка в ДОУ.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.11.2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Собрание законодательства. – 2013. – 2 октября.
2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
3. Комарова О. В., Р. Н. Аделева Р. Н, Вятская Н. В. Группа ДОУ глазами современных дошкольников // Справочник старшего воспитателя. – 2010. - №8. - С. 49 – 52.
4. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Толстикова С. Н. Детский сад будущего–приложение // Управление ДОУ. – М., 2010. - С. 42 – 63.
5. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Павлова. 2-е изд. – М. : Айресс-Пресс, 2007. – 119 с. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования. А. И.
6. Предметно-пространственная среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации / Сост. Н. В. Нишева. - СПб. : Детство-пресс, 2006. - 123 с.
7. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. – 192 с.
8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Сан ПиН 2.4.1. 3049-13
9. Цквитария Т. А. В помощь старшему воспитателю. Книга 2. Диагностика предметно-пространственная среда. – М. :ТЦ Сфера, 2014-128с. - (Управление детским садом).