Елена Воробьева
Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение
2. Проект «Покормите птиц зимой»
краткая аннотация:
актуальность;
основная часть: цель, задачи, используемые методы, ресурсы;
ожидаемые результаты.
3. Алгоритм проектирования занятия с точки зрения требований новых ФГОС ДО.
4. Технологическая карта занятия по теме - «Зимующие птицы» :
место конкретного занятия в контексте изучаемой общей темы.
этапы занятия и вид деятельности;
Публикация «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС » размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
ресурсы этапа;
деятельность детей на этапе;
форма организации образовательной деятельности;
содержание материала;
5. Самоанализ занятия «Зимующие птицы».
6. Заключение.
7. Список использованной литературы, интернет ресурсы.
Приложение
1. Введение
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то современные стандарты предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности.
При проектировании занятий, воспитатель должен учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения:
1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, старше и опытнее.
2. Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.
3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.
4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.
5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т. д.
6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).
7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.
8. Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т. д.
9. Допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
10. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях, отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.
Таким образом, понятно, что меняется вся система организации и проведения занятий. А в связи с этим должен измениться и образ педагога. Педагог общается с детьми на равных, его внешний вид должен соответствовать приятию детей, то есть, чтобы дети его приняли «за своего», ему необходимо легко вступать в сотрудничество с детьми на их уровне.
2. Проект : «Покормите птиц зимой»
В МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №4» в январе 2022 года был проведен мини-проект «Покормите птиц зимой», на основе которого я постараюсь раскрыть тему: «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе. Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать; развивать коммуникативные способности.
Задачи: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
Обогащение и углубление представлений о зимующих птицах нашего края.
Способствование развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.
Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
Воспитать дружеское взаимоотношение между детьми.
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно, оценивать поступки других людей.
Формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним.
Актуальность: Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы чередуются, с оттепелями все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм, к нему невозможно добраться. Молодые особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!
Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в Алейске зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь и во второй половине зимы – свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Ожидаемые результаты: Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Тип проекта : творческий, групповой, семейный; информационно – познавательный.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, педагогический коллектив.
Срок реализации проекта : январь 2022 г.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: краткосрочный
Реализация проекта по этапам :
Этапы
Название мероприятия Форма проведения
Участники
1 этап
Подготовительный
1. Знакомство детей с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал.
2. Экскурсии по территории детского сада в зимний период.
3. Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.
4. Анкетирование родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц»
2 этап
Основной
1. «Птицы зимой»
Рассматривание иллюстраций
2. «Зимующие птицы»
3. «Птицы» В. Берестова
4. «Летает – не летает»
5. «Птицы на участке»
6. «Филин и пташки»
7. Наблюдение за птицами на участке
8. «Вместе с детьми кормим зимующих птиц»
Беседа
Занятие
ЧХЛ
Словесная игра
Оригами
Игра средней подвижности
Анкета для родителей Дети
Воспитатели
Родители
1. «Кто заботится о птицах»
2. «Птички-невелички»
3. Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного»
4. «Прилетели птицы»
5. «Птички – невелички снегири»
6. «Птички в гнёздышках»
7. Наблюдение за птичьими следами
8. «Птичье кафе» Беседа
Занятие
ЧХЛ
Дидактическая игра
Выставка рисунков
Подвижная игра
Изготовление кормушек совместно с родителями
Дети
Воспитатели
Родители
1. Создание копилки загадок о птицах.
2. А. Прокофьева «Снегири»
3. «Крошки для крошки»
4 «Четвертый лишний»
5. «Снегирь на ветке рябины»
6. «Вороны и собачка»
7. Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках
8. «Птицы - наши друзья»
ЧХЛ
Заготовка корма
Дидактическая игра
Лепка
Подвижная игра
Развлечение «Вечер поэзии» Дети
Воспитатели
Родители
1. «Покормите птиц зимой!»
2. «Зимний разговор через форточку»
3. М. Н. Богданова «Домашний воробей»
4. «Счёт птиц»
5. «Покормите птиц зимой!»
6. «Воробушки и автомобиль»
7. Подкормка птиц во время прогулки
8. «Покормите птиц зимой»
Занятие
Игра - инсценировка
ЧХЛ
Дидактическая игра
Аппликация (коллективная работа)
Подвижная игра
Информация для родителей Дети
Воспитатели
Родители
3 этап Заключительный
«Птичье кафе»
«Как мы птицам помогали»
Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ и на личном сайте
Выставка кормушек
Фотовыставка
Презентация
Дети
Воспитатели
Родители
3. Алгоритм проектирования занятия с точки зрения требований новых ФГОС ДО.
Методика проведения НОД включает следующие компоненты: реализация всех детских видов детской деятельности и использование разнообразных форм организации детей, которые зависят от степени активности детей, наличия интереса, навыка самостоятельности, уровня коммуникативности, возрастных и индивидуальных особенностей детей, вида деятельности, сложности материала. Форма организации обучения осуществляется в определенном порядке и режиме и отличаются по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения
Как определяется структура НОД? Структура НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится: на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.) .
Этапы реализации НОД : Мотивационно-побудительный этап - вводная часть: (организация детей) предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты; организационно-поисковый (содержательный этап) - основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач, на этом этапе осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата); рефлексивно-коррегирующий этап - заключительная часть (рефлексия, подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции, а в средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Эффективность рефлексивной части - это отношение детей к НОД и мотивация их на перспективу НОД.
4. Технологическая карта занятия
Тема: «Зимующие птицы»
Место данного занятия в контексте изучаемой общей темы –изучение нового.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, социум, творчество.
Раздел: ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование.
Тема: Зимующие птицы.
Цели: Расширять представления детей о зимующих птицах.
Задачи: Познакомить с новой птицей (клест).
Развивать умение ориентироваться на плоскости (понимать термины «слева», «справа», «снизу», «сверху» предлоги «после», «перед», «над», «под», «между», «в центре», «правый верхний угол», «правый нижний угол» и т. д).
Упражнять в умении составлять описательный рассказ по мнемотаблице.
Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, потребность в двигательной активности, сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, выбирать необходимые материалы, для создания выразительного образа в рисовании.
Формировать доброе и заботливое отношение к птицам, желание проявлять заботу о них.
Словарная работа: зимующие птицы, клест.
Билингвальный компонент: название птиц.
Предварительная работа: Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке, заучивание загадок о птицах, просмотр предметных картинок с изображением зимующих птиц.
Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, запись «Птичьи голоса», контурное изображение зимующих птиц, цветные карандаши, восковые мелки, картинки к игре «Кто внимательный», ноутбуки, магнитофон.
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Введение в занятие : Круг. Упражнения в тишине на релаксацию.
Справа друг и слева друг,
Сделали мы с вами круг.
Предлагает сесть в удобном положении, закрыть глаза.
- Ребята, прислушайтесь к звукам вокруг нас, в себе, на улице.
Предлагается озвучить услышанные звуки.
-Мы слушали голоса птиц, а где же они сами? Найдите их. Игра «Найди птицу»
(по группе в разных местах разложены иллюстрации зимующих птиц)
Проводит беседу:
- назовите птицу, которую вы нашли?
- как можно назвать этих птиц, одним словом?
- становятся в круг.
- повторяют слова,
- садятся,
- закрывают глаза,
- сидят тихо, молча и неподвижно, примерно полминуты.
- слушают музыку (трель разных птиц,
- высказывают свое мнение,
- участвуют в предложенной игре,
- ищут птиц по группе,
- отвечают на вопросы.
Организационно – поисковый Организует процесс познания, как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах домов и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Зима страшна птицам не холодом, а голодом. Нужно каждый день наполнять кормушки. Ведь если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями.
Обращает внимание на то, что сегодня к нам в гости пришел Мудрый филин, он загадает нам загадки о его друзьях, а вы попробуете их отгадать.
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор.
Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет.
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома,
А зовут ее?
Актуализирует социальный опыт и ранее приобретенные знания, Филин предлагает нам поиграть.
Игра «Кто где?».
Посмотрите внимательно на слайд. Я буду задумывать птицу, говорить, где она находится, а вы должны будете сказать, кто это? (между воробьем и вороной, слева от снегиря и так далее) Затем воспитатель задает вопросы:
-Где находится воробей? И т. д.
Игра «Самый внимательный».
(индивидуальная работа)
Зарядка для глаз «Птичка»
Птичка вправо полетела,
Птичка влево полетела,
Полетела птичка вниз,
Ой, смотри – не ушибись!
Взмыла птичка за версту,
И уселась на носу!
Побуждает детей к процессу познания:
А еще Мудрый филин попросил меня рассказать вам об очень интересной птице.
Рассказ о клесте
Называется она КЛЁСТ. Клест птица среднего размера. Эта птица питается семенами еловых и сосновых шишек, поэтому у него такой необычный клюв: верхняя часть изогнута вниз, а нижняя часть – вверх. У клеста все туловище красного цвета. Только крылья черные. Клест выводит птенцов зимой, чтобы прокормить их семенами шишек.
Проверка восприятия по вопросам:
Какого размера клест?
Чем питается?
Что необычного в строении клюва?
Почему у клеста так устроен клюв?
Какого цвета эта птица?
Когда выводит птенцов?
Физкультурная минутка «Снегири»
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири
Распустили пёрышки
Греются на солнышке
Улететь хотят
Улетели! Улетели!
За метелью, за метелью.
Моделирует ситуацию, побуждая к действию:
Птицы просят вас составить загадки о них: Рассказ -описание
Ориентирует детей на поиск, исследование проблемы, последнее задание от зимующих птиц:
«Раскрашивание силуэтов птиц»
Включаются в процесс познания:
Ведут активный поиск ответа на загадки,
- называют птиц на каз. языке,
- Воробей,
- Снегирь,
- Дятел,
- Синичка,
- Голубь,
- Ворона,
Участвуют в предложенных играх:
-рассматривают картинку,
- слушают задание,
- находят и называют птицу,
- рассматривают внимательно слайд, (30 секунд).
- запоминают, как расположены на нем птицы,
- выкладывают на своих карточках, точно так же, как на слайде.
- проверяют, правильно запомнили.
- держат птичку в руке,
- выполняют движения в соответствии с текстом,
- сопровождая движения взглядом,
- слушают с интересом,
- рассматривают картинки,
- опираясь на содержание рассказа, находят ответы на вопросы.
- Опущенными руками, показывают грудку руками,
- Хлопают себя по бокам,
- Вертят головой
- Бегут по кругу, взмахивают руками,
- выбирают картинку с изображением птицы,
- составляют рассказ-описание с опорой на мнемотаблицу
Исследуют проблему доступным путем:
- выбираютсилуэт птицы,
- подбираютнужный материал,
- раскрашивают контур птицы,
- показывают раскрашенную птицу,
- называют ее.
Рефлексивно – корригирующий Подводит итог организованной учебной деятельности.
Вспоминают, чем они сегодня занимались, что больше всего запомнилось, что было особенно трудным.
Индивидуальная работа. Осуществляет индивидуальную помощь по мере необходимости. Обращаются за помощью к воспитателю.
Предполагаемый результат: Воспроизводят: умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице.
Понимают:как самостоятельно решать поставленную задачу, выбрать необходимые материалы, для создания выразительного образа в рисовании.
Применяют: доброе и заботливое отношение к птицам, желание проявлять заботу о них.
5. Самоанализ занятия «Зимующие птицы»
Занятие проводилось с воспитанниками старшей группы по подгруппам. Количество воспитанников: 12 человек. Само занятие соответствовало возрасту воспитанников и имело чёткую структуру построения. При планировании занятия я постаралась учесть особенности и возможности воспитанников, в отведённое время уложилась.
Проводя занятие, применила следующие методы и приё мы:
- образец речи педагога, вопросы, речевые пояснения.
- наглядные и практические приё мы: использовала на слайдах иллюстрации зимующих птиц.
- настрой детей на занятие (Использовала упражнение в стихах на релаксацию).
Старалась выстроить личностно - ориентированное взаимодействие с воспитанниками:
Выслушать мнение каждого ребёнка, поддержать их рассуждения, таким образом создать ситуацию успеха для каждого из них.
Так же старалась придерживаться норм ФГОС, а именно:
Мною были поставлены следующие задачи:
Познакомить детей с новой птицей (клест) .
Развивать умение детей ориентироваться на плоскости (понимать термины «слева»,«справа», «снизу», «сверху» предлоги «после», «перед», «над», «под», «между», «в центре», «правый верхний угол», «правый нижний угол» и т. д).
Упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по мнемотаблице.
Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, потребность в двигательной активности.
Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Развивать умение выбирать необходимые материалы, для создания выразительного образа в рисовании.
Формировать доброе и заботливое отношение к птицам, желание проявлять заботу о них.
Мною были продуманы условия: в группе проветрено, продумано размещение детей, расставлено оборудование, подготовлен соответствующий материал для проведения совместной образовательной деятельности.
Структура занятия состояла из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной.
1 часть была направлена на мотивацию детей. У них возникло желание заботиться о зимующих птицах.
2 часть строилась на использовании всех методов: игровой, наглядный, словесный, практический, которые были тесно взаимосвязаны.
3 часть – заключительная, в которой детям была предложена практическая деятельность – раскрашивание силуэтов птиц.
Также использовала здоровьесберегающие технологии – физминутка под музыкальное сопровождение, что помогло детям расслабиться и повысить эмоциональный настрой.
На протяжении всего занятия я старалась акцентировать внимание детей на вопросах, стимулировала речевую активность детей, задавала вопросы, добивалась ответов, предлагала повторить.
В ходе занятия старалась реализовать совместную деятельность взрослого и детей, главной составляющей являлось взаимодействие.
С программным содержанием ребята справились. Дети расширили свои знания о зимующих птицам, обогатили словарный запас, закрепили понятие «зимующие птицы».
Использование сюрпризных моментов, смена видов деятельности позволили в течение всего занятия удерживать внимание детей.
Считаю, что мне удалось достичь цели занятия через реализацию всех поставленных задач.
6. Заключение
От педагога зависит успех и эффективность воспитательно- образовательной работы, основной целью которой является реализация требования программы воспитания и обучения, а главной задачей – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. Современные подходы к организации НОД требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. А достичь этого можно только в процессе правильной организации НОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.
Таким образом правильно организованная НОД это:
Мотивация.
Субъект-субъект, сотрудничество.
Интеграция.
Проектная деятельность.
Партнерство.
Комплексный подход к обучению.
Самостоятельно-поисковая деятельность.
Разнообразие видов деятельности.
Совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Взаимодействие с семьями детей.
Учет интересов детей.
Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети.
. Список литературы, интернет ресурсы:
1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.
2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.
3. Вершинина Н. Б., Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010
4. https://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html
5. https://www.razumniki.ru/stihi_pro_zimu.html
6. https://lit.peoples.ru/poetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml
7. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж, 2007г.