Получи документы

Проект как форма инновационной деятельности

Галина Будейкина
Проект как форма инновационной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.

Технология проектирования в детском саду.

Принимая решение использовать технологию проектирования в ДОУ, воспитатели должны ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников.

Публикация «Проект как форма инновационной деятельности» размещена в разделах

Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой путём самообразования).

Активное включение воспитанников в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремиться к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям.

Организация проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше. Темы проектов могут быть самими различными: «Путешествие в страну бабочек», «В царстве комнатных растений», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Вирус Фантазус в детском саду», главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :

• К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

• В каких источниках можно найти информацию;

• Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);

• С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаё т детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнали?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Затем воспитатель задаё т второй вопрос: Что мы хотим узнать? Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?

Способы сбора информации : чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

Ответы на вопрос Что мы узнали? Дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы:

- Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?

- Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

- Какое из занятий понравилось вам больше всего?

- Что нужно изменить в организации следующего проекта?

В специальной книге дети могут оценить каждый этап реализации проекта, иллюстрируя повествование рисунками, текстами, записанными под диктовку. В книге о проекте должно быть также отмечено участие в его реализации родителей.

Подводя итоги, воспитатель продумывает, как можно изменить организацию занятий для их улучшения; как индивидуализировать занятия для каждого ребёнка; как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие занятия можно организовать в будущем.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Целью проектного метода в дошкольных образовательных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития.

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. Развитие познавательных способностей;

3. Развитие творческого воображения;

4. Развитие творческого мышления;

5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности.

Младший дошкольный возраст:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведшая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Старший дошкольный возраст:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

I этап 1. Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формирует задачу (нежёстко). 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап 4. Помогает в решение задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

III этап 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап 9. Подготовка к презентации.

Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

В процессе проектирования ребёнок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также как эксперт.

В проектной деятельности ребёнок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:

- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнёрами (детьми и взрослыми);

- открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;

- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Характер участия ребёнка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Поэтапное развитие проектной деятельности.

Первый этап.

Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет ребёнок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяет без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые воспитателем. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения разнообразных интересов ребёнка; реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлечённости совместной деятельностью со взрослыми.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребё нку о его успехах: «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришёл на помощь!». Это помогает ребёнку осознать своё поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.

Алгоритм действий.

1-й шаг – интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы.

2-й шаг – определение взрослым цели проекта, его мотивация.

3-й шаг – привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

4-й шаг – совместное движение взрослых и детей к результату.

5-й шаг – совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Второй этап.

К концу пятого года жизни дети накапливают определённый социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжается развиваться самостоятельность. Дети принимают проблему. Уточняют цель. Способны выбрать необходимые средства для достижения, намеченного результата.

На втором этапе активность педагога несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем. Что интересно детям. Помочь им расширить цели и задачи.

Алгоритм действий.

1-й шаг – выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

2-й шаг – совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3-й шаг – планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4-й шаг – выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.

5-й шаг – обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6-й шаг – совместно с детьми определение перспектив проектирования.

Третий этап.

На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.

Алгоритм действия.

1-й шаг – выделение проблемы (детьми, либо взрослыми, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

2-й шаг – самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3-й шаг – планирование деятельности детьми (при возможности участии взрослого как партнёра, определение средств реализации проекта.

4-й шаг – выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договорённости, взаимообучение, помощь детей друг другу.

5-й шаг – обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6-й шаг – определение перспективы развития проектирования.

Публикации по теме:

Игра, как форма организации жизни и деятельности детей Аннотация: в данной статье игра рассматривается как форма организации жизни и деятельности детей в дошкольном возрасте, изучается значимость.

Презентация «Игра как форма организации и самоорганизации трудовой деятельности дошкольника» Игра как форма организации и самоорганизации трудовой деятельности дошкольника Баринова Наталия Викторовна «Игра как форма организации.

Игры-забавы как форма культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Родничок» Игры-забавы как форма культурно-досуговой.

Коллекционирование как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Работая с детьми, все мы сталкиваемся с тем, что дети приносят в детский сад игрушки. Но бывают не просто игрушки, а игрушки, объединённые.

Мастер-класс «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей»Мастер-класс «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей» «Лэпбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей» Цель: Ознакомление родителей с новым видом совместной деятельности взрослого.

Мастер-класс «Оригами как форма организации совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми» Мастер -класс Тема: «Оригами как форма организации совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми» Цель: Представить педагогам.

Мотивация как форма работы с детьми при организации непосредственно образовательной деятельности Одним из залогов успешного занятия является мотивация. Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов.

Музей как модель инновационной деятельности по патриотическому воспитаниюМузей как модель инновационной деятельности по патриотическому воспитанию Создание музейной комнаты началось с определения методической темы, определения цели и задач инновационной деятельности, разработки модели.

Проектная деятельность как форма организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста Развитие познавательного интереса развивающей к различным постарались областям канун знаний представляли и видам знакомства деятельности.

Экскурсия как форма внеурочной деятельности в образовательной области «Технология» Технология, как школьный предмет не только вооружает обучающихся политехническими знаниями, общетрудовыми и специальными умениями, но и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект как форма инновационной деятельности
Опубликовано: 14 января 2019 в 16:27
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект как форма инновационной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Галина Будейкина (УИ 346560) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД