Марина Овсянникова
Проект для детей старшей группы «Береза — символ России»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Название проекта : «Береза – символ России».
Вид проекта : долгосрочный исследовательско - творческий.
Сроки: 6 недель (январь – февраль).
Проблема: вопросы детей : «Почему береза – символ России?», «Почему береза – самое любимое дерево?», недостаточные знания у детей о самом почитаемом в России дереве – березе, несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Публикация «Проект для детей старшей группы „Береза — символ России“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Символы России. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность темы: Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В наше время, когда городские дети мало общаются с природой, их экологическое воспитание необходимо начинать с знакомства с объектами природы ближайшего окружения. Одним из таких объектов является гордость русского народа – красавица березка. Может быть именно с нее и начнется для маленького гражданина большое понятие – «Родина»…
Цель: Выяснить, почему именно березу считают символом России, почему она так дорога сердцу русского человека.
Задачи: Собрать информацию о березе, познакомить детей с художественной литературой, фольклором, произведениями русских художников. Провести ряд наблюдений и экспериментов. Развивать у детей наблюдательность, образное мышление, умение видеть красоту природы. Упражнять в составлении рассказов и экологических сказок, создании образов березы в продуктивном творчестве. Воспитывать у детей любовь к природе и Родине. Укрепить сотрудничество родителей с детским садом.
Участники: дети 5-6 ти лет, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Ожидаемый результат: У детей начал развиваться познавательный интерес, дети познакомились с возможностями самостоятельно добывать нужные знания, анализировать, делать выводы. Они приобрели новый опыт поисковой, исследовательской деятельности, изучили целебные свойства березы, начали учиться высказывать собственные суждения. Проект способствовал развитию творческих способностей детей. На основании своих исследований дети пришли к выводу: бережно относиться к символу России – березке.
Приоритетные образовательные области:
Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Интеграция познавательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы проведения: совместная деятельность, непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность.
Схема реализации проекта «Береза – символ России» :
Составление плана проекта,помещение его в патриотический уголок, сбор материалов и информации, периодические отметки о выполнении пунктов плана, самостоятельная деятельность детей.
Материал и оборудование:
Репродукции картин русских художников, энциклопедии, книги, различные художественные материалы, оборудование для экспериментирования, магнитная доска, фланелеграф, макет березы, иллюстрации, фотографии, изделия из бересты, березовый веник, березовый гриб – чага, набор аптечный с березовыми почками, березовый деготь, шапочки - маски для инсценирования и игр, русские народные костюмы, художественная и методическая литература.
Этапы реализации проекта :
1-й этап – подготовительный.
№ Мероприятие Цели
1. Составление плана работы по проекту. Определение целей и задач по теме проекта.
2. Определение проблемы. Сформулированы проблемные вопросы детей : «Почему березу называют символом России?», «Почему береза – самое любимое дерево? Наметить темы и пути исследования.
3. Формирование рабочих исследовательских групп :
-корреспондентов;
-исследователей.
Взять интервью у работников д/с, найти информацию и наглядный материал о березе.
4. Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций и фотографий. Сделать подборку информативного и наглядного материала.
5. Разработка предполагаемых идей по теме проекта :
- Найти в интернете, в каких странах растут березы (Артем Б.)
-Спросить у мамы и папы, что они знают о березах (Катя Б.)
-Посмотреть в лупу на кору, из чего она состоит (Настя М.)
-Взять интервью у сотрудников детского сада (воспитатель)
-Найти в книгах стихи, пословицы
загадки, картинки (Кирилл С.)
-Сделать паспорт березы (восритатель)
-Нарисовать красивые березы и сделать поделки (Полина С.)
Упражнять детей в планировании своих предполагаемых действий.
Поместить план проекта в патриотическом уголке и периодически делать
пометки о выполнении.
2 этап. Технологический.
Работа с детьми.
Образовательная область «Познание».
1. Опрос детьми сотрудников детского сада по теме проекта – интервью.
2. Выбор берез на участке. Знакомство с ними.
3. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями берез. Исследование ствола березы. Использование художественного слова.
4. Дидактические игры «Найди листок березы», «С чьей ветки детки?», «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?», «Деревья и кустарники», «Собери картинку».
5. Оформление паспорта березы.
6. НОД «Береза – символ России»
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
1. Чтение К. Паустовского «Подарок», Л. Горошкина «Березка», Н. Птухина «Ода березе», Л. Смирнова «Березка», Г. Рахимова «Три березки под окном», М. Агашиной «Белая береза», В. Бианки «Волшебная береза», И. Радужной «Зимний сон берез», Ф. Сологуба «Письмо – жалоба березы», А. Лопатина, М. Скребцовой «Как листочек березу спас», р. н. сказки «Как коза избушку строила», М. Пришвина «Березкам зябко» и т. д.
2. Заучивание П. Воронько «Береза», повторение С. Есенина «Белая береза».
3. Заучивание пословиц и поговорок о березе.
Образовательная область «Художественное творчество».
1. Рисование по стихотворению С. Есенина «Белая береза».
2. Создание коллективного панно «Березы зимой» (квилинг, использование шерстяных ниток).
3. Изготовление шапочек – масок для инсценирования р. н. сказки «Как коза избушку построила».
4. Аппликация объемная «Белые березы».
5. Рисование «Семья берез», «Друзья березы», «Береза в разное время года» .
6. Изготовление макета березы.
7. Рисование иллюстраций к экологическим сказкам.
Образовательная область «Коммуникация».
1. Беседа «Друзья березы»).
2. Рассматривание репродукций картин О. Калашниковой «Весенние березы», А. Пластова «Березы», И. Грабаря «Февральская лазурь», В. Поленова «Золотая осень», Куинджи «Березовая роща».
3. Беседа «Почему нужно беречь березки?» .
4. Творческое рассказывание «Мой друг – березка» .
5. Сочинение экологических сказок о березе.
6. Показ инсценировки р. н. сказки «Как коза избушку строила» детям младшей группы.
7. Чтение детьми стихов о березе.
Образовательная область «Музыка».
1. Слушание «Ах, ты, береза» Раухвейгера.
2. Хороводы «Ай, да березка» муз. Т. Попатенко, «Во поле березка стояла», «В золоте березонька» сл. и муз. Г. Вихаревой.
3. Пение песни «Чудо, чудо, чудеса».
4. Творческие этюды «Березка».
5. Проведение праздника русской березки.
Образовательная область «Физическая культура».
1. Подвижные игры «1,2,3, к березе беги», «Березка», «Кто больше соберет подберезовиков».
2. Физминутки «Березка», «Топ –топ», «Березонька», «Возвращаться нам пора» .
Работа с родителями.
1. Подборка родителями стихов, пословиц, поговорок, загадок о березе, заучивание их с детьми.
2. Помощь родителей в организации выставки «Люблю березку русскую».
3. Приглашение родителей на праздник русской березки.
4. Изготовление ширмы – раскладушки «Березовое царство – лучшее лекарство», буклетов «Сохраним русскую березку».
5. Сбор родителями информации и наглядного материала по исследовательским группам.
6. Помощь родителей в оформлении «Паспорта березы», альбома «Русская красавица».
7. Помощь родителей в оформлении уголка березы в патриотическом уголке.
3 этап. Заключительный.
№ Мероприятие
1. Оформление альбома «Русская красавица».
2. Экологический праздник «Русская березка».
3. Выставка – вернисаж «Люблю березку русскую».
Выводы: В результате проведенной работы дети поняли, почему березу называют символом России. У детей повысился познавательный интерес к объектам природы, в частности, к деревьям. Произошло развитие их исследовательской, практической, продуктивной деятельности. Укрепилось сотрудничество родителей с детским садом.
Заключение: Реализация проекта познакомила детей с возможностями самим добывать информацию по интересующему вопросу. Дети узнали, почему березу называют символом России, какие разновидности берез есть на ее территории, какие свойства имеет береста, познакомились с полезными свойствами березы. Дети стали бережнее относиться к березам на участке детского сада, заботиться о них.
Список литературы:
Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет» - В., Учитель, 2009 г.
Молодова М. Н. «Игровые экологические занятия с детьми» - М., Асар, 1996 г.
Сигимова М. Н. «Мир природы глазами ребенка» - Н. ,НИПКИПРО, 1996 г.
Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду», М., Учитель, 2009 г.
Лучич М. В. «Прогулки с детьми в природу», М., Просвещение, 1969 г.
Шустова И. Б. «Растения России», М., Дрофа, 2008 г.
«Я познаю мир», детская энциклопедия, - М., АСТ, 1995 г.
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду, старшая группа», - М., Сфера, 2007 г.
Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», - М., Просвещение, 2001 г.
Юный эколог: программа по экологическому воспитанию. Николаева С. Н., - М., Мозаика – Синтез, 1999 г.
Природа и художник: программа по изобразительному искусству. Копцева Т. А., - М., 2001 г.