Светлана Олеговна Саитова
Проблемы преемственности между ДОУ и школой. Пути решения и перспективы работы
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
На современном этапе преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
• Учет состояния здоровья и физического развития детей.
• Уровень развития их познавательной активности, как необходимого компонента учебной деятельности.
• Уровень развития умственных и нравственных способностей детей.
• Развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
В реализации преемственности основным моментом является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является главным направлениям работы педагогов в образовательных учреждениях.
Подготовка к школе - это процесс, требующий пристального внимания и длительного времени. Это одна из функций, которую выполняет детский сад. Успешность дальнейшего обучения в школе во многом зависит от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок. В свою очередь, психологическая преемственность требует учёта возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности. Так как переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.
Придя в школу, каждый ребёнок переживает и волнуется. Он входит в мир знаний, в мир новых прав и обязанностей, знакомится со взрослыми и сверстниками. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы переход детей в школу был не таким болезненным, а был более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям. Дать представление о том, что жизнь в школе отличается от жизни в детском саду. Школьный режим, общие правила, уроки, оценки - это совсем не похоже на то, к чему он привык в детском саду. Поэтому учителя должны более внимательно знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не так уж велика. А знакомство самих дошкольников со школой, и со школьной жизнью дает им возможность расширить у них интерес к школе, желание учиться.
Проблема в том, что чаще всего подготовка к школе рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, а наличием или отсутствием определённых знаний по учебным предметам. Однако психологи и педагоги утверждают, что наличие знаний само по себе не является показателем успешности обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.
Поэтому, целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности,
творческого воображения, произвольности. Именно эти направления деятельности в дошкольном образовательном учреждении должны стать ведущими. А школа, в свою очередь, должна подхватить достижения дошкольников и развивать накопленный ими потенциал.
Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т. е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения.
При современной постановке учебно-воспитательной работы в детских садах дети получают определённую подготовку к обучению в школе. Учителя 1 классов отмечают целый ряд положительных качеств у воспитанников детских садов: большинство из них имеют достаточно обширные и правильные представления об окружающих предметах и явлениях, хорошо развитые фонематический слух и речь, понятие о числе, геометрических фигурах (треугольник, квадрат, овал и т. д.) и их свойствах, некоторые временные и пространственные представления, владеют порядковым и количественным счётом в пределах 10, умеют рассказывать сказки, любят игры, песни, музыку, знакомы с правилами поведения на уроке, в школе.
Однако в свете современных требований начальной школы, подготовка детей в детских садах к обучению в школе явно недостаточна, а иногда и совсем неудовлетворительна. Для осуществления преемственности, важное значение имеют тесные деловые, педагогически целеустремленные контакты между детским садом и школой. Путей осуществления таких контактов много.
Хотелось бы выделить такие формы работы, которые на наш взгляд заслуживают особого внимания это:
— совещания по обмену опытом работы воспитателей подготовительных групп и учителей 1 классов, которые проводятся систематически отделами управлениями образования.
— научно – теоретические, научно — практические конференции, которые играют существенную роль в развитии теории по вопросам преемственности в работе детских садов и начальных классов, с участием директоров школ, завучей и учителей начальных классов и дошкольных работников.
— учительские конференции, участие в которых помогают обогатить знаниями и опытом воспитателей подготовительных групп детских садов.
Очень полезными, в смысле обмена опытом, являются посещения учителями занятий в детском саду, а воспитателями – в школе, с последующим обсуждением и анализом этих занятий. Это оказывает положительное воздействие на работу, как детских садов, так и начальных школ.
Очень важно проведение совместных педагогических совещаний работников детских садов и школ с постановкой вопросов о преемственности в работе подготовительных групп и 1 классов.
Проблемы преемственности и пути их решения:
• Проблема 1. Непосредственное взаимодействие педагогов ДОУ и МОУ ограничено. Не определены общие цели работы педагогов ДОУ и МОУ.
• Решение. Разработка совместных мероприятий дошкольных и школьных педагогов, с целью обеспечения непрерывного образования детей
• Проблема 2. С одной стороны недостаточная информированность педагогов ДОУ о школьных программах, с другой – о дошкольных программах.
• Решение. 1) Организация постоянно действующих курсов по изучению программ.
• 2) Методическое пособие (своеобразный навигатор по программам).
• Проблема 3. Завышенные требования к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий).
• Решение. Разработка и планирование совместных мероприятий, отражающих возрастные особенности развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
• Проблема 4. Мониторинг ДОУ по готовности детей к школе в настоящее время недостаточно информативен.
• Решение. Привлечение родителей к участию в создании портфолио ребенка, как получение дополнительной информации о достижениях ребенка.
• Проблема 5. Разногласия между ДОУ и МОУ в оценке мотивационной готовности детей к обучению в школе.
• Решение. Выбор методики соответствующей требованиям школы.
• Проблема 6. Технологии обучения в ДОУ и МОУ:
- ДОУ использует в практике систему классно-урочного обучения.
- МОУ не использует в практике игровые технологии обучения.
• Решение. Например, использование метода проектов с учетом школьных программ в ДОУ; пропаганда использования игровых технологий в школе.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.