Екатерина Панькина
Проблема развития связной речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Проблема развития связной речи старших дошкольников»
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы.
Публикация «Проблема развития связной речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Развитие речевой активности детей не может происходить само по себе, вне деятельности. В повседневной жизни ребёнок играет, общается со сверстниками и взрослыми, приобщается к труду, знакомится с произведениями художественной литературы и изобразительного искусства, открывает для себя мир природы.
Речь – инструмент развития высших отделов психики. Обучая ребёнка речи, вы одновременно развиваете его интеллект.
Сила родного языка, как фактор развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром (внеязыковая реальность).
Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Н. Гвоздевой, к пяти годам дети овладевают своей сложной системой грамматики.
Интеллектуальная функция речи выявляется коммуникативное назначение, ибо планирование своего поведения, решение мысленных задач – это момент деятельности общения.
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.
Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка. Я на занятиях по развитию речи дошкольников использую сюжетные рассказы из личного опыта детей.
Цель моих занятий по развитию речи с детьми - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов.
Для развития связной речи детей я поставила перед собой следующие задачи:
• Овладение связной монологической речью – освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя.
• Развивать умение у детей строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией.
• Сочинять сюжетные рассказы из личного опыта.
В своей работе я стараюсь уделять большое внимание и совместной деятельности с детьми - использую большое количество дидактических игр. В ходе игры дети в непринуждённой форме закрепляют полученные навыки, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях и животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь. Вместе с детьми мы ухаживаем за растениями, садим растения, собираем коллекцию семян и листьев, и все свои действия обязательно сопровождаем речью. В совместной деятельности так же отводится много времени для заучивания стихотворений и объяснения смысла непонятных слов, ведь художественное слово является образцом правильной и грамотной речи. Драматизация тоже помогает симулировать речевую активность каждого ребёнка, речь детей постепенно становится, более эмоционально окрашена.
Чем старше дети, тем больше самостоятельность они проявляют, т. е. уже сами могут ухаживать за растениями и животными, самостоятельно выбирать игры, изготавливать поделки из природного материала, расширяя и углубляя тем самым свой опыт взаимодействия с природой и совершенствуя свои речевые навыки.
Мы знаем, что воспитание и развитие ребёнка процесс многофакторный и нельзя только в условиях детского сада успешно решать задачу по развитию ребёнка, поэтому в своей работе мы стараемся уделять много времени работе с родителями. Провожу индивидуальные и групповые консультации, и беседы с родителями. Темы для консультаций могут быть запланированы, а могут носить спонтанный характер. Очень часто родители сами обращаются с интересующими их вопросами.
Для развития речевой активности в группе создана определё нная речевая среда:
1. Проводятся занятия (обучение грамоте, развитие речи);
2. Чтение художественной литературы и беседа по их содержанию;
3. Заучивание стихотворений;
4. В группе большая подборка дидактических игр речевой направленности: «Речевое лото», «Расскажи сказку», «Составь рассказ», «Четвёртый лишний», «Чей хвост, голова, уши», Создаются «Азбука», и т. д.
5. условия для комфортного межличностного общения детей,
6. Имеется большая фонотека;
7. Оборудован книжный уголок;
8. Речь педагога основной источник речевого развития детей.
Главным результатом моей работы по развитию речевой активности детей стало – стремление детей выражать свои мысли в словесной форме, развитие лексической стороны речи (обогащение и активизация словарного запаса детей); развитие и совершенствование звуковой культуры речи развитие фонематического слуха, закрепление произношения звуков родного языка, чёткое произнесение слов и предложений; развитие, умение образовывать разные формы одного и того же слова, согласовывать различные части речи вроде, числе и падеже, развитие связной речи.
В дальнейшем, я планирую продолжать работу по развитию речевой активности детей, т. к. речь – одна из важнейших линий развития ребёнка.