Наталья Дмитриева
«Про зеленого жука». План-конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием элементов мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием элементов мнемотехники
Уважаемые коллеги! В прошлый раз в своем блоге я поделилась с вами своим опытом работы по заучиванию стихотворений. Сегодня хочу представить вам конкретный план- конспект занятия по заучиванию стихотворения А. Барто " Жук" с использованием готовой схемы опорных сигналов. Занятие предназначено для детей старшей группы и преследует несколько задач:
Цели и задачи занятия:
Публикация «„Про зеленого жука“, План-конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием элементов мнемотехники» размещена в разделах
- Жук, жуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
- закрепление знаний детей о характерных особенностях строения класса насекомых;
-развитие логического мышления - умения рассуждать и делать умозаключения;
-развитие связной речи, обогащение словарного запаса по теме-
" Насекомые";
-развитие зрительной памяти, умения рассказывать стихотворение, используя опорные сигналы;
Дидактические материалы к занятию:
- куклы Мальвина и Буратино;
- плоскостные изображения цветов, жуков, бабочек;
- демонстрационные картинки с изображением насекомых, птиц,зайчонка, овечки, ящерицы,черепахи;
- мнемотаблица к стихотворению;
Ход занятия:
На ковре разложены плоскостные изображения цветов, бабочек, жуков. Кукла Мальвина приглашает ребят в свой сад. Дети вместе с воспитателем располагаются на ковре. Мальвина рассказывает о том, как она любит свой сад, просит детей посмотреть какой он у нее, назвать, кто в нем живет.
1 часть: Д\У " Узнай насекомое"
Мальвина загадывает детям загадки о насекомых, выделяя их характерные признаки:
Загадка№1" Это насекомое зеленого цвета, у него на голове длинные усики, он умеет прыгать. Кто это? (кузнечик)
Загадка№2" У этого насекомого шесть лапок и большие красивые крылья, оно похоже на цветок. Кто это? (бабочка)
Загадка№3 " У этого насекомого шесть лапок, есть четыре крылышка: два тонких прозрачных, а два плотных красного цвета с черными точечками. Кто это? (жук - божья коровка);
2 часть: Д/У " Исправь ошибки Буратино"
Появляется Буратино,спрашивает ребят, о ком они говорят, хвалится, что все знает о насекомых. Мальвина предлагает ему выбрать картинки, на которых нарисованы насекомые. Буратино начинает вслух рассуждать:
Рассуждение №1:". У насекомых есть крылья. " и выбирает картинки мухи, бабочки, воробья, синички. Дети исправляют ошибку - воробей и синица - птицы!
Рассуждение№ 2: " Насекомые любят травку. " и выбирает картинки кузнечика, жука, зайчонка и овечки. Дети исправляют ошибку - зайчонок и овечка - звери!
Рассуждение№3: ". Насекомые умеют ползать. " и выбирает картинки божьей коровки,жужелицы, ящерицы и черепахи. Дети исправляют ошибку - ящерица и черепаха - это не насекомые!
Буратино обижается и говорит, что сейчас принесет такую загадку для Мальвины, которую она никогда не отгадает! (уходит).
3 часть: Физкультминутка - П/И " Насекомое, рыба, зверь"
Мальвина предлагает детям отдохнуть и поиграть в игру. Объясняет правила игры: рыбы - плавают: звери - ходят; насекомые - летают. Если она называет насекомое - дети должны "летать"; если рыбу- " плыть"; если зверей -" ходить на четвереньках". Дети двигаются согласно условиям игры.
4 часть; Рассматривание и разбор опорной схемы (мнемотаблицы) к стихотворению.
Буратино приносит мнемотаблицу и просит Мальвину разгадать, что за историю про насекомого он здесь загадал. Дети вместе с воспитателем разбирают каждый опорный сигнал мнемотаблицы.
Мнемотаблица к стихотворению;
Разбор опорных сигналов:
- Посмотрите, что нарисовано на первой карточке - нарисован жук, значит эта история действительно про жука!
- а что нарисовано на второй картинке - ромашка, какая? (большая, наверное, этот жук живет на большой ромашке.
- а что нарисовано на следующей картинке (Ответы детей - рука и знак) А какой это знак? (знак запрета, отрицания.). Интересно, как это связано с жуком? Может быть следующая картинка нам поможет?
- что же нарисовано на следующей картинке? (отвечает Мальвина - я я. я знаю - это кармашек, у меня такой есть, только при чем здесь жук совсем не понимаю). Что же будем продолжать разгадывать загадку Буратино.
- что нарисовано на следующей картинке (ответы детей - цифра 6 и палочки, их тоже шесть) Как вы, думаете о чем это? Рассуждая, дети приходят к выводу, что у жука шесть лап.
Таким образом разбирается каждый опорный сигнал мнемотаблиц.
По окончании разбора Буратино просит Мальвину рассказать историю про жука, которую он загадал. Мальвина не может этого сделать.
5 часть: Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу:
Буратино читает стихотворение, каждый раз обращаясь к соответствующему опорному сигналу таблицы.
Текст стихотворения
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не могу держать в руках,
Пусть сидит в кармашке.
Лапок шесть, а глаза два,
Трещинка на спинке;
- Вот хорошая трава!
На, поешь травинку!
Ах, упал, упал из рук,
Нос измазал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях!
Затем Буратино просит Мальвину повторить стихотворение. Мальвина повторяет стихотворение вместе с детьми, каждый раз обращаясь к опорным сигналам таблицы.
6 часть: Рассказ стихотворения детьми
Буратино просит детей всех вместе и по очереди рассказать стихотворение. (4-5 раз);
7 часть: Заключение
Воспитатель хвалит и Мальвину, и Буратино, и детей. Дарит на память всем бабочек (бабочки из сеточки- такими бабочками украшают букеты цветов, чтобы дети не забыли о ком они сегодня говорили. А также просит Буратино оставить свою загадку (мнемотаблицу) ребятам, чтобы они могли рассказывать эту историю друг другу.