Наталия Стрельцова
Привитие социальных норм по здоровому образу жизни у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложная. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Актуальность данной темы определена такими нормативно-правовыми документами как :
и Законом РФ "Об образовании" (ст. 51)
ФГОС ДО (п. 1.6)
ФГОС ДО направлен на решение таких задач, как
-"охрана и укрепление физического и психического здоровья детей"
- "формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей ЗОЖ".
Публикация «Привитие социальных норм по здоровому образу жизни у дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Привычка к здоровому образу жизни – жизненно важная привычка ; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Таким образом, задачи сохранения здоровья, привитие социальных норм ЗОЖ являются приоритетными в образовательной деятельности ДО.
Данную проблему мы стараемся решать, обеспечивая развитие личности, мотивации и способностей детей, путем освоения образовательной области "Физическое развитие",содержание которой выделяет становление ценностей ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами.
Для успешного решения проблемы, необходима ее интеграция с другими образовательными областями образовательной программы.
Особое внимание при реализации задач мы уделяем компонентам, которые выделяются как основные принципы ЗОЖ.
Исходя из этого, основными направлениями образовательной деятельности являются:
- Занятия физической культурой
- формирование полезных привычек
- закаливание
- рациональное питание
- соблюдение правил личной гигиены
- соблюдение режима, создание условий для полноценного сна
При проведении работы с дошкольниками по формированию социальных норм ЗОЖ педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять подумать, прислушаться к своему организму. В связи с этим, особое внимание уделяется организации различных видов деятельности взрослого и детей, которая создает условия не только для получения знаний, но и приобретению детьми опыта их практического применения.
Реализация работы по ЗОЖ в условиях ДО осуществляется через образовательную деятельность, режим, игру, прогулку индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
Ежедневно проводится утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения,специальные занятия физкультурой в спортивном зале и в бассейне.
Большое значение в развитии движений и воспитании ДА оказывают подвижные игры, которые проводятся в группах, на специальных занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности детей.
Потребность в здоровье и ЗОЖ у детей формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно,о важности соблюдения правил личной гигиены,подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Эти знания дети приобретаю на специальных занятиях "Уроках здоровья, а также при проведении различных режимных моментов.
При проведении образовательной деятельности педагоги используют различные методы и приемы:
рассказы и беседы, моделирование различных ситуаций, знакомство с художественной литературой,дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры-тренинги.
Полученные знания дети отображают в игровой, проектной и продуктивных видах деятельности, во время проведения досугов, праздников и участия в соревнованиях.
Одним из факторов определяющих ЗОЖ, является закаливание.
Система закаливающих мероприятий, разработанная вДО включает:
обширное умывание, полоскание горла и рта, босохождение, плавание,
максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
Особое место уделяется взаимодействию с родителями.
Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-родительское сообщество (дети-родители-педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого. Родители являются нашими партнерами.
Активно участвуют в различных мероприятиях: соревнованиях, досугах, праздниках. В выполнении совместно с детьми творческих заданий в рамках реализации проектной деятельности: создают книжки-малышки, мини-проекты.
Непринужденная веселая атмосфера позволяет ребенку выполнять различные, даже самые сложные, задания, а взрослым проявлять к ребенку больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.
Успешность деятельности в данном направлении определяется способностью детей использовать приобретенные знания и умения.
ФГОС ДО определяет целевые ориентиры успешного выполнения программы на этапе завершения дошкольного образования,
которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного детства :
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет интерес и самостоятельность
-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам.