Чинькова Венера Гаязовна
Конспект занятия «Пришла весна — прилетели птицы» в средней группе по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей:
- Речевое развитие;
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное;
- Физическое развитие;
Цель: Уточнить и расширить представления детей о весне и прилетающих птицах.
Задачи:
- образовательные:
Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелетными; Упражнять детей в образовании существительных при помощи суффиксов (грач-грачонок) Активизировать словарь по теме «Перелетные птицы» : грач, лебедь, аист, журавль, утка, соловей, скворец, гусь, стайка. Упражнять в словообразовании однокоренных слов: грачиная, лебединая, журавлиная, утиная. Упражнять детей в описании примет весны с использованием мнемоквадратов; Учить понимать смысл загадок; Продолжать учить отвечать на вопросы;
Публикация «Конспект занятия „Пришла весна — прилетели птицы“ в средней группе по речевому развитию» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- развивающие :
Развивать связную речь детей, обогащать их словарь; Развивать интерес к жизни пернатых; Развивать логическое мышление, память, воображение, слуховое и зрительное внимание.
- воспитательные:
Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Формировать инициативность, самостоятельность, дружелюбие, взаимопонимание. .
Словарь:
Грач, лебедь, аист, журавль, утка, соловей, скворец, гусь, стая, перелетные птицы.
Оборудование:
Предметные картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, мяч, игра «Четвертый лишний», обруч (проталинка, звукозапись «Голоса птиц», капельки, блестящая коробочка с запиской.
Предварительная работа:
• Беседа на темы: «Приметы весны»; «Перелётные птицы»;
• Рассматривание иллюстраций о птицах;
• Наблюдение за птицами во время прогулок;
• Дидактическая игра «Птица – не птица»
• Игры с мячом;
• Работа по мнемоквадратам.
• Описание птиц по опорной таблице.
Ход ООД:
1. Вовлечение детей в занятие. Воспитатель находит капельку и подзывает детей к себе (дети садятся на ковре полукругом).
- Ребята, посмотрите к нам в гости пришла Капелька. А с собой она принесла загадку.
Присядьте рядышком друг с другом Словно месяц полукругом И послушайте загадку Дайте правильно отгадку:
Отшумели все метели, и морозы не трещат,
С крыш закапали капели, и сосульки в ряд висят. (весна).
- Почему вы решили, что это весна? (ответы детей).
2. Введение в тему. Д/и «Нарисуй весну» (с использованием мнемоквадратов)
В. - Ребята, а Капелька предлагает нам «Нарисовать весну». А рисовать мы будем словами. Называть приметы весны нужно с таких слов «Весна –это когда…
( Дети: ярко светит солнце; тает снег, кругом лужи; бегут ручьи, идет теплый весенний дождь, на деревьях набухают почки, на деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники, появляется первая травка, просыпаются насекомые, возвращаются перелетные птицы)
В. - Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Ребята, а вы знаете стихи о весне. Кто хочет нам их прочитать? Давайте встанем в круг и послушаем ребят.
1. Небо ярко засинело, Землю солнышко пригрело! Пробудилось все от сна. Это к нам пришла весна!
2. Снег растаял, снег растаял, Эта новость не простая, Это значит наступает Настоящая Весна.
3. Солнце ласково смеется Светит ярче, горячей. И с пригорка звонко льется Разговорчивый ручей
4. Ручейки везде поют И подснежники цветут Пробудилось все от сна Это к нам пришла весна.
Воспитатель. Весна это утро года, просыпается природа, животные, насекомые, прилетают с юга птицы.
3. Игровая мотивация (красивая коробочка с запиской от вороны и капелькой)
В. Ой, ребята, совсем забыла вам сказать когда я пришла на работу в группе я нашла вот эту красивую коробочку. Как вы думаете, что в ней может быть. Давайте откроем и посмотрим что же в ней. Ребята, а здесь записка. Давайте прочитаем:
«Карр-карр! Беда-беда! Весна наступила, снега растопила, а птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучших друзей, чем вы, для птиц не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц! А в помощники вам я послала свою капельку, она вам поможет!»
«Карр-карр! Она разбросала на пути птиц, капельки. Колдовство пропадет и птицы вернутся с юга, если вы выполните все задания указанные на капельках»
Воспитатель: Ребята, поможем птицам? Тогда отправляемся искать капельки. Вот наши капельки с заданиями (капельки на доске). Какое же задание на 1 капельке?
4. Игра «Найди перелётную птицу» (1 капелька)
Дети встают возле стола, на котором разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только птиц, которые весной возвращаются с юга и поместить на проталину (в обруч)
В. - Поместите на проталину только тех птиц, которые возвращаются к нам весной с юга.
В. -Назовите птиц, которых вы поместили на проталину. (грач, лебедь, журавль, утка, соловей, скворец, гусь, ласточка)
В. -Назовите одним словом этих птиц (перелетные)
В. - Почему этих птиц называют перелётными? (Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.) В. - А зачем они осенью улетают в теплые края? (им нечего есть, холодно)
В. Ребята, скажите какой путь преодолевают птицы (Далекий, трудный.)
В. -Ребята, а птицы улетают по одной или группами (группами). Большая группа птиц называется стая.
5. Упражнение «Подбери однокоренное слово».
В. - Стая уток (какая стая) - утиная, журавлей - журавлиная, лебедей - лебединая, гусей – гусиная, стая соловьев - соловьиная, стая грачей – грачиная, стая стрижей – стрижиная.
В. -Как вы думаете они в своих стаях дружат. Мы с вами тоже дружные ребята. Давайте поиграем.
Физкультминутка (дети в кругу)
Мы играем в стайку, стайка, полетай-ка!
Полетели птички, птички-невелички!
Птички летают, устали не знают.
Сели птички на дорожку, поклевали птички крошки.
Клю-клю-клю – поклюём, нашу песенку споём! (дети открывают и закрывают прищепку правой и левой рукой, изображают клюв птиц)
Дети стоят в кругу.
В. Вот и 2 капелька.
6. Игровое упражнение «У кого кто?» (с мячом)
В. – Ребята, как вы думаете зачем птицы весной возвращаются (ответы детей)В. - Правильно, ребята. Птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.
Первая перелетная птица прилетает - грач. Они строят себе гнездо из крупных веток.
Позже прилетают – скворцы. Они строят гнездо в скворечнике. Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево. За скворцами прилетают ласточки. Они строят гнезда под крышей дома или на берегах рек.
У грача-грачонок, у скворца- скворчонок, у журавля-журавленок, у лебедя-лебеденок, у утки-утенок, у ласточки- ластушенок.
В. У нас еще одна капелька. 3 капелька
7. Игра «Четвертый лишний» (на доске карточки с игрой)
Синичка, ласточка, снегирь. Кто лишний? – ласточка, потому что она перелетная. Грач, синичка, сорока Голубь, сорока, скворец Дятел, воробей, утка
8. Отгадывание загадок о птицах и рассказывание детьми о них.
В. - Ну, вот и расколдовали перелетных птиц. А теперь попробуйте угадать какие птицы к нам прилетели и расскажите о них.
1. Всех прилётных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица … (грач).
(Ребенок рассказывает о граче).
Грач – это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач поедает жуков, личинок, червей. Грачи прилетают самыми первыми. Он вьет гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.
В. Есть такая примета: «Увидел грача – весну встречай».
2. На шесте – дворец, Во дворце – певец, А зовут его … (скворец).
(Ребенок рассказывает о скворце).
Скворцы прилетают вслед за грачами. И питаются сначала дождевыми червями, а позже уничтожают гусениц. Люди мастерят для скворцов – скворечники и развешивают их рядом со своими домами.
В. - Есть такая примета: «Увидал скворца – знай весна у крыльца».
3. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это… (соловей).
(Ребенок рассказывает о соловьях).
Соловьи прилетают, когда на деревьях распустились листочки. Они вьют гнезда и поют. Люди любят соловья за нежную, звонкую, красивую песню.
В. Есть такая примета: «Соловей всю ночь поёт – к хорошей погоде».
- Ура! У нас все получилось! Вы прошли все испытания. Сняты злые чары колдуньи. Птицы вернулись с юга и запели. (звукозапись «Голоса птиц»)
7. Рефлексия
-Кого мы сегодня от злой колдуньи выручали? (перелетных птиц)
-Что нового вы узнали о перелетных птицах?
(Осенью улетают в тёплые края потому что им нечего есть, холодно. Весной возвращаются, чтобы вывести птенцов.
Птицы преодолевают далекий, трудный путь.
Птицы улетают группами. Большая группа птиц называется стая.)
-Какое из заданий вам показалось самым интересным?
-А какое трудным7
-Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.
- Птицы в знак благодарности дарят нам медали «Друзьям птиц!»
-Кого мы сегодня от злой колдуньи выручали? (перелетных птиц)
-Что нового вы узнали о перелетных птицах?
(Осенью улетают в тёплые края потому что им нечего есть, холодно. Весной возвращаются, чтобы вывести птенцов.
Птицы преодолевают далекий, трудный путь.
Птицы улетают группами. Большая группа птиц называется стая.)
-Какое из заданий вам показалось самым интересным?
-А какое трудным?
-Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.
- Птицы в знак благодарности дарят нам медали «Друзьям птиц!»