Ирина Сафонова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Пришла весна-прилетели птицы» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.
Задачи:
- напомнить детям о приходе весны;
- научить замечать признаки весны;
- познакомить с явлением – перелет птиц;
- расширять и обогащать словарь детей (перелёт, пернатые);
- познакомить с перелётными птицами : грачом, скворцом, соловьём;
- воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам;
- развивать наблюдательность, внимание, мышление.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Пришла весна-прилетели птицы“ в средней группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира, социализация, музыка, коммуникация.
Материал: звуковая запись: «Звуки леса», «Голоса птиц», картинки с изображением птиц : грача, скворца, соловья, скворечник.
Предварительная работа: беседы на темы: «Пришла весна», «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Весна», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Перелет птиц», «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Ворона и воробей».
Ход занятия.
Воспитатель:
Присядьте рядышком друг с другом
Словно месяц полукругом
И послушайте загадку
Дайте правильно отгадку.
Загадка.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла …. (Весна).
Воспитатель:
- Верно, после холодной зимы пришла к нам снова весна. Сегодня мы собрались здесь, чтобы Весну – Красну встречать, первых птиц привечать. Давайте вспомним признаки весны. Поиграем в игру «Вопрос – ответ», мой вопрос, ваш ответ.
Игра «Вопрос – ответ».
- что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
- что в небе лёгкое, белое, пушистое? (облако)
- что весной греет, светит, припекает? (солнце)
- что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)
- что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)
- что весной бежит, журчит, поёт? (ручьи)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А всё потому что, вы подобные явления наблюдали в природе. Вы назвали признаки весны, а я составила картину, давайте назовем её «Весна пришла».
- Что является одним из главных признаков весны?
Воспитатель:
- Правильно, ребята, одним из главных признаков весны является возвращение птиц с теплых стран. В это долгожданное время года, на улице тепло, светло и красиво.
Светит солнце, небо ясное. Поэтому я предлагаю вам отправиться в весенний лес и послушать голоса разных птиц – тех, что зимовали в наших краях и тех, что вернулись с дальних стран (прошли под музыку, встали кругом).
- Закрываем глазки и считаем до пяти
1, 2, 3, 4, 5, в лес пришли мы погулять.
Постоим мы на дорожке
Птиц послушаем немножко.
Открываем глазки. Вот, ребята, мы и оказались в весеннем лесу (звучит звук леса и голоса птиц).
-Весело и радостно поют птицы?
-Да.
-Почему им так весело? Чему они радуются?
- Птицы рады приходу весны.
- Посмотрите на нашу картину и попробуйте по ней рассказать о весне.
-Весной небо голубое и чистое. На нём белые пушистые облака, по земле бегут – журчат ручьи.
А я ещё добавлю один элемент картины. Весной возвращаются перелётные птицы.
- Я тоже внимательно слушала голоса птиц и кажется поняла их песенку. Вот что поют зимующие птицы в последний день зимы. Они говорят – мы выжили, мы выжили, живы, живы мы. Давайте повторим их радостную песенку.
- А перелётные птицы рады тому, что преодолев очень долгий и опасный путь вернулись на лето сюда.
Вот и к нам прилетели птицы. Я буду делать их описание, вы угадывать и играть роль птиц.
1. Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица … (грач).
Воспитатель:
Грачи прилетают самыми первыми. Как только растает снег на полях. Питаются они червяками, жуками, пауками. Живут грачи большими семьями – стаями. И свои гнёзда строят высоко на деревьях.
В народе есть примета: «Увидел грача – весну встречай».
2. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец).
Воспитатель:
Скворцы прилетают вслед за грачами и питаются сначала дождевыми червями, а позже уничтожают гусениц, охраняют леса и сады. Люди мастерят для скворцов – скворечники и развешивают их рядом со своими домами.
В народе есть примета: «Увидал скворца – знай весна у крыльца».
3. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это… (соловей).
Воспитатель:
Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями. Вернувшись, отыскивают старые жилища (гнёзда в кустарниках) и поют. Люди любят соловья за нежную, звонкую, красивую песню.
В народе есть примета: «Соловей всю ночь поёт – к хорошей погоде».
(Дети выстраиваются в ряд).
Воспитатель:
Вот вы и превратились в птиц (надеваю на детей коронки с изображением птиц : грача, скворца, соловья).
Обратите внимание у всех птичек есть: голова, клюв, глаза, туловище покрытое перьями (потому птиц называют пернатыми, крылья, хвост и ноги. Все птицы похожи по форме, но они разные по цвету и размеру.
Грач большой – чёрный, скворец синевато - фиолетовый поменьше, соловей коричневый – маленький.
- Давайте порассуждаем почему мы их называем перелётными птицами.
- Потому что они спасаясь от зимнего голода перелетают с одного края в другой, где есть еда. От слова перелетают и произошло такое название перелётные птицы.
Мы с вами сейчас представим как происходит перелёт птичьих стай. Мы поиграем в знакомую игру «Лето и зима».
- Пригреет солнце на горе, птицы сразу во дворе (дети бегут к солнышку);
- Если снег на улице и погода хмурится, птицы в миг пугаются в стаи собираются (дети бегут к снежинке, (в конце игры дети находятся около солнышка).
Воспитатель:
- Вот вы птички оказались в тёплой весне, где много солнечного тепла и корма. И будете жить здесь всю весну, лето и начало осени. Не просто жить, а спасать наши сады и леса от вредителей и радовать нас своим щебетом.
Давайте расселим птиц по домам.
Упражнение «Рассели птиц по домам» : скворца - скворечник, грача - гнездо на дереве, соловьям – гнёздышко в кустарнике.
- Слышите, как они радостно поют для нас свои песни (запись пение птиц).
Мы должны пообещать им, что никогда не обидим не одной птички.
Давайте все вместе хором им дадим такое обещание:
Вас не будем обижать
Гнёзд не будем разорять
В клетки вас сажать не будем
Пользу вашу не забудем.
3. Итог занятия :
Воспитатель: давайте скажем спасибо нашим верным друзьям – птицам, за то, что они возвращаются к нам, на свою родину.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чём сегодня мы беседовали на занятии?
- О каком времени года мы говорили?
- О каких новых перелётных птицах вы узнали?
-Мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали. Молодцы!
- А сейчас закроем глазки. И вспомним всё, что происходило сегодня с нами (реалаксация).
Такой экскурсии весенней
Каждой был сегодня рад.
Вспомним как весну искали
Мы по солнечным шагам,
Как мы птицами летали
По неведомым краям,
Как пернатым обещали
Птичьих гнёзд не разорять.
А теперь пора настала
Снова в детский сад попасть
1, 2, 3, 4, 5, глазки открывайте
И тихонечко за мной в группу вы шагайте.