Получи документы

Конспект занятия «Природные зоны России»

Тарасенко Оксана Александровна
Конспект занятия «Природные зоны России»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия «Природные зоны России»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Организационная информация

1. Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие.

2. Вид деятельности детей: познавательная. игровая, двигательная.

Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности: «Природные зоны России.»

2. Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности:

Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: словесная игра, настрой на предстоящую деятельность; игровая мотивация; обращение к опыту и знаниям детей.

Темочки:

Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия:проговаривание волшебных слов; ,просмотр презентаций; организация дидактической игры «Рассели животных и растения по природным зонам»; работа с картой; рассматривание глобуса.

Приемы организации практической деятельности детей:

рассматривание картин природных зон : «Тундра», «Степь»; проведение эксперимента с землёй.

Приемы поддержания интереса у детей:, загадывание загадок, дидактическая игра «Рассели животных и растения по природным зонам» чередование видов детской деятельности, видео презентации, обобщение ответов детей.

Приемы оценки и самооценки: поощрение, похвала детей.

3. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие.

4. Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет.

5. Цель: обогащение сознания детей таким содержанием, которое способствует формированию представлений о природной зоне Земли - тундра, степь.

6. Задачи:

Развивающие:

Развивать познавательную активность.

Развивать наглядно-образное мышление, умение сравнивать, анализировать и обобщать.

Образовательные:

Формировать элементарные знания о природе России.

Формировать в воображении дошкольников положительный образ Родины, представления о России как о родной стране.

Знакомить детей с климатическими зонами России (тундра, степь)

Учить пользоваться географической картой;

Упражнять в умении устанавливать взаимосвязи в природе животных и растений,

взаимосвязь с климатом и природной зоной;

Закреплять названия животных и растений разных климатических зон;

Формировать эмоциональное отношение к миру, в котором мы живем.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к природе, родной стране.

Воспитывать умение беречь и охранять родную природу.

Планируемые результаты: наличие представлений у детей о климате, разнообразии и особенностях животных,растений тундры и степей.

8. Организация среды для проведения образовательной деятельности: подготовка видео презентации «Тундра», «Степь»; подбор загадок, картинки животных и растений природных зон тундры и степи, карта природных зон, модели природных зон, 2 емкости с землей, 2 стакана с водой, салфетки, цветик- семицветик.

9. Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты: рассматривание иллюстраций и альбомов по теме «Природные зоны России», беседа о животных тундры и степей, проведение опытов, работа с картой, заучивание согревающего массажа.

Конспект занятия

Вводная

часть Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

На занятии наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё (слышат).

Голова хорошо … (думает).

Введение в тему Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад я встретила старого хомяка. Он рассказал, что забыл в какой природной зоне он живет. Я пообещала ему помочь.

Как вы думаете, как мы можем ему помочь? (Ответы детей)

Поможем узнать хомяку, в какой природной зоне он живёт (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята посмотрите, а это что за мешок лежит на столе, а вы знаете что внутри? Как вы думаете что там? (Ответы детей)

Воспитатель: Попробуйте отгадать.

«На столе передо мной

Закрутился шар земной

Арктика, экватор, полюс,

Уместил всю землю (глобус)».

Воспитатель: Да, действительно, это глобус

- Ребята, а что же такое глобус? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, глобус – это модель нашей земли.

Посмотрите и скажите, какие цвета вы видите на глобусе? (Ответы детей)

(На глобусе мы видим зеленый, желтый, коричневый, синий, белый цвет.)

Воспитатель: Как вы думаете, что означают все эти цвета? (Ответы детей: зеленый-лес, желтый - пустыня, белый – снег, лёд арктики, синий – вода и т. д.)

Воспитатель: -Ребята, послушайте еще одну загадку:

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном.

(Географическая карта)

Воспитатель: - А что такое карта? (Ответы детей) Это тот же глобус, только в развернутом виде.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами карта России.

И сегодня мы отправимся с вами в путешествие по природным зонам Земли, чтобы узнать в какой природной зоне живёт хомяк.

- Скажите, а что такое природные зоны Земли? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это часть земли с определенным климатом, растениями и животными.

-А куда мы с вами отправимся, попробуйте отгадать, сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ:

Основная часть «Далеко, сколько ни напрягай глаза, простирается пустынная голая местность. Нигде не видно высоких деревьев — только маленькие деревья, кустарники изо всех сил жмутся к земле, растопырив во все стороны цепкие корни. Как подует холодный ураганный ветер, заметет пурга, закружит — только держись! Казалось бы, кто станет жить в таких условиях! Так нет же — для кого-то даже негостеприимная на первый взгляд местность — родной и любимый дом».

- Ребята, скажите, о какой природной зоне говорится в моём рассказе? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно ребята, мы отправимся с вами в тундру.

- У меня есть волшебный цветок, цветик — семицветик. С помощью этого цветка и волшебных слов мы попадем в тундру.

- Давайте скажем волшебные слова и оторвем один лепесток:

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток, (музыка ветра)

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по — нашему вели!

Вели чтобы мы оказались в тундре!

- Ребята, вот мы и в тундре!

- Тундровая зона находится на севере нашей страны. Тундра растягивается широкой полосой на много километров вдоль берега Ледовитого океана. (Показ на карте)

- Слово «тундра» означает «безлесная равнина», «бесплодная».

-Я предлагаю вам посмотреть видео про тундру. Смотрите внимательно, вдруг мы увидим родственников хомяка.

(просмотр видеопрезентации)

Воспитатель: Вот сколько интересного мы узнали о тундре.

-Ребята, скажите, здесь живёт хомяк? (Ответы детей)

Воспитатель: -Значит будем продолжать наше путешествие.

-Я вижу ребята, что вы немного замерзли побывав в тундре. Давайте немного погреемся! А что же нам нужно сделать, чтобы не провалиться в снег и не потеряться? (надеть лыжи и держаться рядом)

Согревающий массаж.

Нам мороз не страшен,

Лишь ленивым он опасен.

Щечки дружно растираем

И про нос не забываем!

Чтобы уши не болели

Разотрем мы их скорее

И ладошки прижимаем

Сильно- сильно растираем.

Вот на лыжах проезжаем,

Санки мы не забываем.

Тра-та-та, тра-та-та,

Постучимся в ворота

Солнышко, выходи,

Нам согреться помоги!

Воспитатель: Практически везде в зоне тундры грунт скован льдом, сверкающие зеркала множества водоёмов - они образовались в результате таяния мерзлоты и проседания почвы. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре много болот и озёр, а почва влажная.

А почему вода не просачивается в землю -O- Попробуем в этом разобраться, проведем эксперимент. Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию.

Проведение эксперимента.

Возьмём две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей и два стакана с водой. (В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом неизвестно)

Воспитатель: -Ребята посмотрите и скажите ёмкости одинаковые по размеру? А земли одинаково? (Ответы детей)

Воспитатель: В одной емкости земля нашей местности, а в другой земля тундры.

Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло? (Вода ушла в землю)

Проделаем то же самое со второй ёмкостью. Что происходит? (вода осталась на поверхности) почему она не проходит? Вероятно ей что- то помешало просочиться внутрь. Что же -O- Давайте раскопаем землю. Что там -O- (ответы детей - стекло). В тундре, конечно, не стекло мешает воде. А что? За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в нашем случае не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля - её называют «вечной мерзлотой». Любая ямка, канава, впадина быстро наполняется водой, и образуются болото. Поэтому и говорят, что в тундре 2 периода: снежный и мокрый!

Воспитатель: Давайте пройдём с вами на стульчики.

-Ребята, а как вы думаете, какие корни у растений в тундре? (Ответы детей)

Воспитатель: Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту.

-Какими же тогда вырастают сами растения? (Ответы детей) (Низкорослые, с мелкими листочками или покрытые восковым налетом, для уменьшения испарения.

Воспитатель: Ну, что ребята, пора нам продолжать путешествие. А чтобы узнать, в какую следующую природную зону мы отправимся, отгадайте загадку:

Тут куда не кинешь взгляд,

Травы ровные стоят

И колышутся волнами

Под душистыми ветрами.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь.

А зовется это … (Степь)

Воспитатель: правильно ребята, это степь. И поможет попасть нам в степь наш волшебный цветок, цветик — семицветик.

- Давайте скажем волшебные слова и оторвем ещё один лепесток:

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток, (музыка ветра)

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по — нашему вели!

Вели чтобы мы оказались в степи!

Воспитатель: - Вот мы и в степи с вами! Давайте выясним, что же такое степь.

СТЕПЬ – это очень большое ровное пространство земли, поросшее разными травянистыми растениями. Иногда среди ровного пространства степи встречаются холмы и овраги. В степях отсутствуют деревья, хотя деревья могут расти, только их очень, очень мало.

Зона степей протянулась от западных границ России до Алтайских гор. (Показ на карте)

Поскольку зона степей протянулась на большое расстояние, климат в разных частях зоны

степей отличается друг от друга.

-Кстати,наша Оренбургская область тоже находится в природной степной зоне. Может в этой природной зоне живет хомяк?

Внимание на экран. (Показ видеопрезентации)

Воспитатель: -Ребята,скажите здесь живёт хомяк? (Ответы детей)

-Да, ребята, мы узнали, что хомяк живёт в природной зоне степь. И он в скором времени встретится со своей семьёй. Хомяк передаёт нам огромное спасибо, что мы помогли найти ему свой дом.

- А что ещё интересного вы узнали о степи? (Ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, растения и животные степи живут в трудных условиях – это жаркое лето, малое количество осадков. Иногда в течение 1,5 – 2 месяцев не бывает дождей. Поэтому все это заставило растения и животных выработать приспособления, которые помогают им выжить в таких условиях. Но многим растениям и животным степи грозит исчезновение. Почему же они оказались в опасности? Главная причина вот какая: в степной зоне почти не осталось степей! Степи почти всюду распаханы. Основное занятие населения степи – земледелие, так как в степи очень плодородные почвы.

Люди выращивают культурные растения: пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу, подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами. Чтобы защитить поля от пыльных бурь, люди сажают леса, а чтобы напоить поля водой – проводят каналы. Животных вытесняют с исконных мест обитания из-за распашки и отравления земель химическими препаратами при обработке полей. Поэтому многие животные и растения степей занесены в Красную книгу.

Воспитатель: - Как вы думаете, что нужно делать, чтобы растения и животные не попадали в Красную книгу? (Ответы детей)

Воспитатель: Очень важная задача – сберечь сохранившиеся степи с их удивительным животным и растительным миром.

Воспитатель: А теперь ребята, я предлагаю разделиться вам на две команды: команду мальчиков и команду девочек.

Команда мальчиков наполнит растениями и животными природную зону степей, а команда девочек наполнит растениями и животными природную зону тундры.

Дидактическая игра «Рассели животных и растения по природным зонам»

(Дети подходят к своим столам)

Воспитатель: Молодцы ребята, справились вы с этим заданием. Но наше путешествие заканчивается. А чтобы попасть обратно в детский сад, нам поможет очередной лепесток цветика — семицветика.

- Давайте скажем волшебные слова и оторвем ещё один лепесток:

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток, (музыка ветра)

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по — нашему вели!

Вели чтобы мы оказались в детском саду!

Заключи-тельная часть Воспитатель: - Вот ребята, мы с вами опять в детском саду. В каких природных зонах мы сегодня побывали с вами? (Ответы детей)

Воспитатель:- Что интересного вы узнали о степях? О тундре? (Ответы детей)

Воспитатель:- Что вам особенно запомнилось в этом путешествии? (Ответы детей)

Воспитатель:- А кому мы помогли найти свой дом? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, мы с вами жители планеты Земля, которая является нашим общим домом. Так давайте будем любить нашу Землю, беречь и охранять природу!

Длительность 30 минут

Публикации по теме:

«Язычок-помощник. Вкусовые зоны языка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе«Язычок-помощник. Вкусовые зоны языка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Язычок-помощник. Вкусовые зоны языка». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Цель: формировать представление.

Коллективная работа детей старшей группы по созданию макета «Природные зоны Крыма» из бросового материала и бумагиКоллективная работа детей старшей группы по созданию макета «Природные зоны Крыма» из бросового материала и бумаги Цель: изготовить из картонных коробок, цветной бумаги, картона и предметных картинок макет, отражающий особенности природных зон Крыма.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Природные зоны России»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Природные зоны России» Цель: познакомить детей с природными зонами России: Крайним Севером, тундрой, зоной лесов, степью, пустыней; формировать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Природные зоны России»
Опубликовано: 5 марта 2025 в 08:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Природные зоны России»» (включая файлы) размещена пользователем Тарасенко Оксана Александровна (УИ 805951) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 марта 2025 пятница
Празднуем день рождения телефонного аппарата!
Бусы на все вкусы
Расцвели в саду тюльпаны!
08 марта 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД