Получи документы

Проект «Хохлома в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Светлана Поворотова
Проект «Хохлома в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Актуальность.

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Публикация «Проект „Хохлома в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель проекта.

Цель проекта : Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство (хохломскую роспись).

Задачи проекта.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

Приобщать детей к хохломской росписи в условиях детской практической творческой деятельности;

Знакомить с закономерностями, выразительными средствами хохломской росписи;

На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности;

Формировать умение использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;

Развивать эстетическое, образное восприятие;

Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству, как эталону красоты.

Принципы.

1. Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);

2. Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;

3. Принцип культуросообразности: знакомство с историей возникновения хохломской росписи;

4. Принцип единства развития и воспитания;

5. Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;

6. Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

7. Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.

8. Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.

9. Принцип системности.

Программно –методическое обеспечение.

1. Орлова Л. В. Знакомство с хохломской росписью. Методические рекомендации. -М. ,1994.

2. Жигалова С. Роспись Хохломы. -М. : Детская литература,1991.

3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. -М. ,1990.

4. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно –прикладным искусством. -М. ,С., 2003.

5. Соломенникова О. А. Радость творчества. -М. ,Мозаика-синтез,2005.

Этапы реализации проекта.

Содержание деятельности. Деятельность педагога. Деятельность детей.

1. Подготовительный.

Проведение диагностических исследований.

Цикл бесед: «Золотая Хохлома», «Золотые руки мастеров», «Элементы росписи хохломой».

Чтение: Стихи о Хохломе, частушки, потешки, загадки о хохломе. Отрывок из книги Н. Бедник «Хохлома»(об истории хохломской росписи).

Цель: Рассмотреть хохломскую посуду и узнать все о Хохломе.

При постановке цели отбирает материал: посуда с хохломской росписью.

Вводит в игровые (сюжетные) ситуации: мастера хохломы, продавцы хохломы, гости ярмарки, и т. п.

Формулирует задачи:

• Познакомиться с хохломской росписью.

• Рассмотреть хохломскую посуду.

• Нарисовать элементы хохломской росписи.

• Создать узоры по собственному замыслу.

Входят в проблему:

Рассматривают хохломскую посуду и действуют с ней.

Вживаются в игровую ситуацию.

Осознают и личностно воспринимают проблему.

Принимают задачи проекта.

2. Организационный.

Найти: видеосюжеты о хохломе, аудиозаписи.

Подобрать дидактический материал (иллюстрации, картины, фотографии, фильмы, мультфильмы, презентации, аудиозаписи)

Подготовить материал для художественного творчества – рисования, лепки,аппликации.

Популяризует полученную раннее информацию.

Помогает спланировать деятельность.

Решает задачу организации деятельности.

Систематизируют информацию.

Планируют совместную деятельность.

Распределяют работу между собой.

3. Практический.

Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций в альбомах.

Отгадывание загадок о хохломе, разучивание стихов и частушек.

Дидактические игры: «Собери картинку», «Составь узор «ягодки», «Найди лишнее и объясни почему», «Назови элемент», «Укрась вазу», «Дорисуй рисунок», «Составь узор», «Раскрась картинку».

Просмотр презентаций о хохломе, видеосюжета из программы «Галилео», мультфильма «Хохлома».

Слушание аудиозаписей: «Золотая Хохлома», «Золотая ярмарка», «Купили мы для бабушки…», «Матрешки», «Хохлома».

Подвижные игры: «Кто быстрее донесет вазу», «Кто больше соберет ложек», «Не задень посуду».

Рисование: «Элементы хохломы», «Хохломские ложки», «Роспись чаши», «Вазочка для цветов», «Расписной туесок», «Ковши -птицы», «По замыслу».

Лепка: «Хохломские чудеса»-пластилинография.

Аппликация «Укрась вазу», «Чудо- карандашница».

Музыка: исполнение мелодии на ложках,хоровод «Иголка и нитка».

Интернет:

• Конспекты;

• Сценарии развлечений;

• Раскраски

Домашнее задание родителям: совместно с детьми выполнить работу по теме проекта.

Оформление изовыставки тему: «Домашняя мастерская». Организует работу над проектом ( поэтапно: направляет на поиск решений, исследование, экспериментирование, предметно-речевую деятельность).

Дает необходимые рекомендации.

Находит в интернете материалы, соответствующие теме проекта.

Следит за выполнением правил безопасности при просмотре сюжетов.

Контролирует соблюдение правил в игре.

Следит за выполнением правил безопасности при работе с инструментами.

Оказывает практическую помощь.

Оформляет выставку.

Повторяют за педагогом слова и фразы из знакомых стихотворений, разучивают новые.

Играют в дидактические игры.

Смотрят сюжеты и делятся своими впечатлениями.

Слушают песни.

Играют в игры.

По подсказке педагога берут материалы для той или иной деятельности.

Вместе с родителями дома выполняют поделку.

4. Результативный.

Было проведено диагностическое исследование, которое носило комплексный характер, проводилось индивидуально и было направленно на выявление уровня ЗУН у детей в работе с хохломской росписью.

Сценарий развлечения «Ярмарка»

Изовыстовка «Домашняя мастерская», проводит развлечение «Веселая ярмарка».

Побуждает детей и взрослых выполнять совместные движения под музыку.

Делают вывод о решении проблемы.

Участвуют в развлечении.

Методы и приемы.

Методы: наглядности, обследования, словесный, практический, эвристический, проблемно – мотивационный, жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Приемы: рассматривание подлинных изделий и др. наглядных пособий, беседа, использование художественного слова, указания, пояснения, самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, поощрение.

Интеграция образовательных областей.

Интеграция прослеживается через следующие виды деятельности:

Социализация. Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Собери картинку», «Составь узор «ягодки», «Найди лишнее и объясни почему», «Назови элемент», «Укрась вазу», «Дорисуй рисунок», «Составь узор», «Раскрась картинку».

Познание. Ознакомление с окружающим.

Наблюдения на прогулке :рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи.

Цикл бесед: «Золотая Хохлома», «Золотые руки мастеров», «Элементы росписи хохломой».

Коммуникация. Развитие речи.

Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», составление описательного рассказа по хохломской росписи.

Художественная литература.

Чтение:П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».

См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева.

• Заучивание стихов.

• Загадывание загадок.

• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

Познание. ФЭМП

• Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).

• Ориентировка в пространстве.

• Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».

Художественное творчество. Изобразительная деятельность. Лепка. Аппликация.

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».

• Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Олень».

• Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.

Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель», «Хохлома».

• Посуда «Гжель».

Музыкальное воспитание.

• Исполнение мелодии на ложках;

• Хоровод «Иголка и нитка»;

• Частушки;

Работа с родителями.

1. Родительское собрание на тему: «Эстетическое воспитание через деккоративно – прикладное искусство».

2. Консультации для родителей:

-«Разнообразие материалов для детской изобразительной деятельности»,

-«Знакомство детей с хохломской росписью».

3. Изовыстовка в рубрике «Домашняя мастерская» (совместные работы детей и родителей).

4. Наглядная информация для родителей: образцы хохломской росписи;

использование пластилинографии в самостоятельной деятельности детей.

Заключение.

В процессе создания предметов хохломской росписи у детей закрепились знания эталонов формы и цвета, сформировались четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей, при применении декоративно-прикладного искусства, развились в следующих направлениях:

В предварительном создании эскизов на бумаге;

В продумывании элементов узора;

В расположении их на объемах;

В создании предметов декоративного характера;

Умения найти способ изображения и оформления предмета;

В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Так же при овладении приемами народной росписи у детей сформировалась свобода и раскованность всей руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаз. Также, занятия хохломской росписью, способствовало формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного нравственного и эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Публикации по теме:

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Творчество - это деятельность,.

Декоративно-прикладное искусство «Золотая хохлома» старшая группаДекоративно-прикладное искусство «Золотая хохлома» старшая группа Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в старшей группе «Золотая Хохлома» Подготовила и провела и провела воспитатель ГБОУСОШ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Хохлома в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 мая 2015 в 07:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД