Светлана Поворотова
Проект «Хохлома в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Актуальность.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
Публикация «Проект „Хохлома в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Проекты, планирование
- Темочки
Цель проекта.
Цель проекта : Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство (хохломскую роспись).
Задачи проекта.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
Приобщать детей к хохломской росписи в условиях детской практической творческой деятельности;
Знакомить с закономерностями, выразительными средствами хохломской росписи;
На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности;
Формировать умение использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;
Развивать эстетическое, образное восприятие;
Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству, как эталону красоты.
Принципы.
1. Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
2. Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
3. Принцип культуросообразности: знакомство с историей возникновения хохломской росписи;
4. Принцип единства развития и воспитания;
5. Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
6. Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
7. Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
8. Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
9. Принцип системности.
Программно –методическое обеспечение.
1. Орлова Л. В. Знакомство с хохломской росписью. Методические рекомендации. -М. ,1994.
2. Жигалова С. Роспись Хохломы. -М. : Детская литература,1991.
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. -М. ,1990.
4. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно –прикладным искусством. -М. ,С., 2003.
5. Соломенникова О. А. Радость творчества. -М. ,Мозаика-синтез,2005.
Этапы реализации проекта.
Содержание деятельности. Деятельность педагога. Деятельность детей.
1. Подготовительный.
Проведение диагностических исследований.
Цикл бесед: «Золотая Хохлома», «Золотые руки мастеров», «Элементы росписи хохломой».
Чтение: Стихи о Хохломе, частушки, потешки, загадки о хохломе. Отрывок из книги Н. Бедник «Хохлома»(об истории хохломской росписи).
Цель: Рассмотреть хохломскую посуду и узнать все о Хохломе.
При постановке цели отбирает материал: посуда с хохломской росписью.
Вводит в игровые (сюжетные) ситуации: мастера хохломы, продавцы хохломы, гости ярмарки, и т. п.
Формулирует задачи:
• Познакомиться с хохломской росписью.
• Рассмотреть хохломскую посуду.
• Нарисовать элементы хохломской росписи.
• Создать узоры по собственному замыслу.
Входят в проблему:
Рассматривают хохломскую посуду и действуют с ней.
Вживаются в игровую ситуацию.
Осознают и личностно воспринимают проблему.
Принимают задачи проекта.
2. Организационный.
Найти: видеосюжеты о хохломе, аудиозаписи.
Подобрать дидактический материал (иллюстрации, картины, фотографии, фильмы, мультфильмы, презентации, аудиозаписи)
Подготовить материал для художественного творчества – рисования, лепки,аппликации.
Популяризует полученную раннее информацию.
Помогает спланировать деятельность.
Решает задачу организации деятельности.
Систематизируют информацию.
Планируют совместную деятельность.
Распределяют работу между собой.
3. Практический.
Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций в альбомах.
Отгадывание загадок о хохломе, разучивание стихов и частушек.
Дидактические игры: «Собери картинку», «Составь узор «ягодки», «Найди лишнее и объясни почему», «Назови элемент», «Укрась вазу», «Дорисуй рисунок», «Составь узор», «Раскрась картинку».
Просмотр презентаций о хохломе, видеосюжета из программы «Галилео», мультфильма «Хохлома».
Слушание аудиозаписей: «Золотая Хохлома», «Золотая ярмарка», «Купили мы для бабушки…», «Матрешки», «Хохлома».
Подвижные игры: «Кто быстрее донесет вазу», «Кто больше соберет ложек», «Не задень посуду».
Рисование: «Элементы хохломы», «Хохломские ложки», «Роспись чаши», «Вазочка для цветов», «Расписной туесок», «Ковши -птицы», «По замыслу».
Лепка: «Хохломские чудеса»-пластилинография.
Аппликация «Укрась вазу», «Чудо- карандашница».
Музыка: исполнение мелодии на ложках,хоровод «Иголка и нитка».
Интернет:
• Конспекты;
• Сценарии развлечений;
• Раскраски
Домашнее задание родителям: совместно с детьми выполнить работу по теме проекта.
Оформление изовыставки тему: «Домашняя мастерская». Организует работу над проектом ( поэтапно: направляет на поиск решений, исследование, экспериментирование, предметно-речевую деятельность).
Дает необходимые рекомендации.
Находит в интернете материалы, соответствующие теме проекта.
Следит за выполнением правил безопасности при просмотре сюжетов.
Контролирует соблюдение правил в игре.
Следит за выполнением правил безопасности при работе с инструментами.
Оказывает практическую помощь.
Оформляет выставку.
Повторяют за педагогом слова и фразы из знакомых стихотворений, разучивают новые.
Играют в дидактические игры.
Смотрят сюжеты и делятся своими впечатлениями.
Слушают песни.
Играют в игры.
По подсказке педагога берут материалы для той или иной деятельности.
Вместе с родителями дома выполняют поделку.
4. Результативный.
Было проведено диагностическое исследование, которое носило комплексный характер, проводилось индивидуально и было направленно на выявление уровня ЗУН у детей в работе с хохломской росписью.
Сценарий развлечения «Ярмарка»
Изовыстовка «Домашняя мастерская», проводит развлечение «Веселая ярмарка».
Побуждает детей и взрослых выполнять совместные движения под музыку.
Делают вывод о решении проблемы.
Участвуют в развлечении.
Методы и приемы.
Методы: наглядности, обследования, словесный, практический, эвристический, проблемно – мотивационный, жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Приемы: рассматривание подлинных изделий и др. наглядных пособий, беседа, использование художественного слова, указания, пояснения, самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, поощрение.
Интеграция образовательных областей.
Интеграция прослеживается через следующие виды деятельности:
Социализация. Игровая деятельность.
• Дидактические игры: «Собери картинку», «Составь узор «ягодки», «Найди лишнее и объясни почему», «Назови элемент», «Укрась вазу», «Дорисуй рисунок», «Составь узор», «Раскрась картинку».
Познание. Ознакомление с окружающим.
• Наблюдения на прогулке :рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи.
• Цикл бесед: «Золотая Хохлома», «Золотые руки мастеров», «Элементы росписи хохломой».
Коммуникация. Развитие речи.
• Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», составление описательного рассказа по хохломской росписи.
Художественная литература.
• Чтение:П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева.
• Заучивание стихов.
• Загадывание загадок.
• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
Познание. ФЭМП
• Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).
• Ориентировка в пространстве.
• Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».
Художественное творчество. Изобразительная деятельность. Лепка. Аппликация.
• Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
• Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Олень».
• Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.
• Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель», «Хохлома».
• Посуда «Гжель».
Музыкальное воспитание.
• Исполнение мелодии на ложках;
• Хоровод «Иголка и нитка»;
• Частушки;
Работа с родителями.
1. Родительское собрание на тему: «Эстетическое воспитание через деккоративно – прикладное искусство».
2. Консультации для родителей:
-«Разнообразие материалов для детской изобразительной деятельности»,
-«Знакомство детей с хохломской росписью».
3. Изовыстовка в рубрике «Домашняя мастерская» (совместные работы детей и родителей).
4. Наглядная информация для родителей: образцы хохломской росписи;
использование пластилинографии в самостоятельной деятельности детей.
Заключение.
В процессе создания предметов хохломской росписи у детей закрепились знания эталонов формы и цвета, сформировались четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей, при применении декоративно-прикладного искусства, развились в следующих направлениях:
В предварительном создании эскизов на бумаге;
В продумывании элементов узора;
В расположении их на объемах;
В создании предметов декоративного характера;
Умения найти способ изображения и оформления предмета;
В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Так же при овладении приемами народной росписи у детей сформировалась свобода и раскованность всей руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаз. Также, занятия хохломской росписью, способствовало формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного нравственного и эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.