МААМ-картинки

Проект «Хохлома в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Светлана Поворотова
Проект «Хохлома в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Актуальность.

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Публикация «Проект „Хохлома в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель проекта.

Цель проекта : Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство (хохломскую роспись).

Задачи проекта.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

Приобщать детей к хохломской росписи в условиях детской практической творческой деятельности;

Знакомить с закономерностями, выразительными средствами хохломской росписи;

На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности;

Формировать умение использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;

Развивать эстетическое, образное восприятие;

Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству, как эталону красоты.

Принципы.

1. Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);

2. Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;

3. Принцип культуросообразности: знакомство с историей возникновения хохломской росписи;

4. Принцип единства развития и воспитания;

5. Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;

6. Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

7. Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.

8. Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.

9. Принцип системности.

Программно –методическое обеспечение.

1. Орлова Л. В. Знакомство с хохломской росписью. Методические рекомендации. -М. ,1994.

2. Жигалова С. Роспись Хохломы. -М. : Детская литература,1991.

3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. -М. ,1990.

4. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно –прикладным искусством. -М. ,С., 2003.

5. Соломенникова О. А. Радость творчества. -М. ,Мозаика-синтез,2005.

Этапы реализации проекта.

Содержание деятельности. Деятельность педагога. Деятельность детей.

1. Подготовительный.

Проведение диагностических исследований.

Цикл бесед: «Золотая Хохлома», «Золотые руки мастеров», «Элементы росписи хохломой».

Чтение: Стихи о Хохломе, частушки, потешки, загадки о хохломе. Отрывок из книги Н. Бедник «Хохлома»(об истории хохломской росписи).

Цель: Рассмотреть хохломскую посуду и узнать все о Хохломе.

При постановке цели отбирает материал: посуда с хохломской росписью.

Вводит в игровые (сюжетные) ситуации: мастера хохломы, продавцы хохломы, гости ярмарки, и т. п.

Формулирует задачи:

• Познакомиться с хохломской росписью.

• Рассмотреть хохломскую посуду.

• Нарисовать элементы хохломской росписи.

• Создать узоры по собственному замыслу.

Входят в проблему:

Рассматривают хохломскую посуду и действуют с ней.

Вживаются в игровую ситуацию.

Осознают и личностно воспринимают проблему.

Принимают задачи проекта.

2. Организационный.

Найти: видеосюжеты о хохломе, аудиозаписи.

Подобрать дидактический материал (иллюстрации, картины, фотографии, фильмы, мультфильмы, презентации, аудиозаписи)

Подготовить материал для художественного творчества – рисования, лепки,аппликации.

Популяризует полученную раннее информацию.

Помогает спланировать деятельность.

Решает задачу организации деятельности.

Систематизируют информацию.

Планируют совместную деятельность.

Распределяют работу между собой.

3. Практический.

Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций в альбомах.

Отгадывание загадок о хохломе, разучивание стихов и частушек.

Дидактические игры: «Собери картинку», «Составь узор «ягодки», «Найди лишнее и объясни почему», «Назови элемент», «Укрась вазу», «Дорисуй рисунок», «Составь узор», «Раскрась картинку».

Просмотр презентаций о хохломе, видеосюжета из программы «Галилео», мультфильма «Хохлома».

Слушание аудиозаписей: «Золотая Хохлома», «Золотая ярмарка», «Купили мы для бабушки…», «Матрешки», «Хохлома».

Подвижные игры: «Кто быстрее донесет вазу», «Кто больше соберет ложек», «Не задень посуду».

Рисование: «Элементы хохломы», «Хохломские ложки», «Роспись чаши», «Вазочка для цветов», «Расписной туесок», «Ковши -птицы», «По замыслу».

Лепка: «Хохломские чудеса»-пластилинография.

Аппликация «Укрась вазу», «Чудо- карандашница».

Музыка: исполнение мелодии на ложках,хоровод «Иголка и нитка».

Интернет:

• Конспекты;

• Сценарии развлечений;

• Раскраски

Домашнее задание родителям: совместно с детьми выполнить работу по теме проекта.

Оформление изовыставки тему: «Домашняя мастерская». Организует работу над проектом ( поэтапно: направляет на поиск решений, исследование, экспериментирование, предметно-речевую деятельность).

Дает необходимые рекомендации.

Находит в интернете материалы, соответствующие теме проекта.

Следит за выполнением правил безопасности при просмотре сюжетов.

Контролирует соблюдение правил в игре.

Следит за выполнением правил безопасности при работе с инструментами.

Оказывает практическую помощь.

Оформляет выставку.

Повторяют за педагогом слова и фразы из знакомых стихотворений, разучивают новые.

Играют в дидактические игры.

Смотрят сюжеты и делятся своими впечатлениями.

Слушают песни.

Играют в игры.

По подсказке педагога берут материалы для той или иной деятельности.

Вместе с родителями дома выполняют поделку.

4. Результативный.

Было проведено диагностическое исследование, которое носило комплексный характер, проводилось индивидуально и было направленно на выявление уровня ЗУН у детей в работе с хохломской росписью.

Сценарий развлечения «Ярмарка»

Изовыстовка «Домашняя мастерская», проводит развлечение «Веселая ярмарка».

Побуждает детей и взрослых выполнять совместные движения под музыку.

Делают вывод о решении проблемы.

Участвуют в развлечении.

Методы и приемы.

Методы: наглядности, обследования, словесный, практический, эвристический, проблемно – мотивационный, жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Приемы: рассматривание подлинных изделий и др. наглядных пособий, беседа, использование художественного слова, указания, пояснения, самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, поощрение.

Интеграция образовательных областей.

Интеграция прослеживается через следующие виды деятельности:

Социализация. Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Собери картинку», «Составь узор «ягодки», «Найди лишнее и объясни почему», «Назови элемент», «Укрась вазу», «Дорисуй рисунок», «Составь узор», «Раскрась картинку».

Познание. Ознакомление с окружающим.

Наблюдения на прогулке :рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи.

Цикл бесед: «Золотая Хохлома», «Золотые руки мастеров», «Элементы росписи хохломой».

Коммуникация. Развитие речи.

Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», составление описательного рассказа по хохломской росписи.

Художественная литература.

Чтение:П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».

См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева.

• Заучивание стихов.

• Загадывание загадок.

• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

Познание. ФЭМП

• Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).

• Ориентировка в пространстве.

• Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».

Художественное творчество. Изобразительная деятельность. Лепка. Аппликация.

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».

• Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Олень».

• Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.

Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель», «Хохлома».

• Посуда «Гжель».

Музыкальное воспитание.

• Исполнение мелодии на ложках;

• Хоровод «Иголка и нитка»;

• Частушки;

Работа с родителями.

1. Родительское собрание на тему: «Эстетическое воспитание через деккоративно – прикладное искусство».

2. Консультации для родителей:

-«Разнообразие материалов для детской изобразительной деятельности»,

-«Знакомство детей с хохломской росписью».

3. Изовыстовка в рубрике «Домашняя мастерская» (совместные работы детей и родителей).

4. Наглядная информация для родителей: образцы хохломской росписи;

использование пластилинографии в самостоятельной деятельности детей.

Заключение.

В процессе создания предметов хохломской росписи у детей закрепились знания эталонов формы и цвета, сформировались четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей, при применении декоративно-прикладного искусства, развились в следующих направлениях:

В предварительном создании эскизов на бумаге;

В продумывании элементов узора;

В расположении их на объемах;

В создании предметов декоративного характера;

Умения найти способ изображения и оформления предмета;

В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Так же при овладении приемами народной росписи у детей сформировалась свобода и раскованность всей руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаз. Также, занятия хохломской росписью, способствовало формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного нравственного и эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Публикации по теме:

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Творчество - это деятельность,.

Декоративно-прикладное искусство «Золотая хохлома» старшая группаДекоративно-прикладное искусство «Золотая хохлома» старшая группа Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в старшей группе «Золотая Хохлома» Подготовила и провела и провела воспитатель ГБОУСОШ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Хохлома в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 мая 2015 в 07:48
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Хохлома в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Поворотова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД