Наталья Щетинина
Экспериментирование в познавательном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира экспериментирование. Он заключается в том, что даёт детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объектами и средой обитания. Всё усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы в ДОУ.
Публикация «Экспериментирование в познавательном развитии детей» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопрос «как?», более полно удовлетворить естественную любознательность детей. Во время экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Детям нравится проводить различные эксперименты, это объясняется тем, что детям присуще наглядно – действенное, наглядно – образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном детстве метод экспериментирования является ведущим, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Значение экспериментирования заключается в том, что при помощи несложных опытов детям можно объяснить суть многих явлений и процессов как в живой так и в неживой природе. У дошкольников следует развивать умение видеть проблемность в явлениях социальной жизни. Это можно отнести к социальному экспериментированию в различных жизненных ситуациях. Когда дети проявляют различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов. В качестве примера можно предложить инсценирования различных жизненных ситуаций.
Чтобы развить интерес к экспериментированию прежде всего надо правильно подойти к подбору приёмов, использующихся при развитии у детей умений экспериментированию.
Работа руками детей.
*Дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным детям.
*Совместная работа воспитателя и детей
*Помощь воспитателя детям.
*Комментирование детьми действий воспитателя с заранее продуманной ошибкой.
*Намеренная ошибка воспитателя иногда допускаются неточности в работе, что позволяет детям вносить исправления.
Точно также иногда выполняются неверные рекомендации детей, это позволяет им заметить свои ошибки.
Данные приёмы имитируют свойственный детям способ обучения путём проб и ошибок, одновременно подчёркивает те нюансы экспериментальных процедур, которые часто выполняются неверно.
*Приём решения экспериментальных задач.
Применяются три типа экспериментальных задач :
-как доказать, что…
-сколькими способами можно осуществить это действие…
-предскажите, что получится, если…
В старшем возрасте преобладает роль заданий по прогнозированию результатов. Например при посадке семян перед детьми стоит вопрос: «Сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через десять дней?» каждый выполняет свой рисунок, в котором отражает свои представления. Через декаду сверяя рисунки и реальные растения, устанавливается, кто из детей оказался наиболее близок к истине.
Практика показывает, что важную роль экспериментальная деятельность занимает в познавательном развитии дошкольников, но также экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений. Опыты и эксперименты по способу проведения подразделяются на демонстрационные и фронтальные. Несмотря на то, что демонстрационные эксперименты менее трудоёмки на всех этапах работы; они просты в методическом отношении. Проводя опыт, распределив время на различные этапы легче следить за вниманием детей, за качеством усвоения знаний. Меньше риска в соблюдении правил безопасности и непредвиденных ситуаций. Для того чтобы дети почувствовали себя полноправными участниками экспериментирования предпочтение отдаётся фронтальным опытам и экспериментам, несмотря на некоторые сложности этих экспериментов : труднее найти много объектов, сложнее написать конспект, также труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребёнком. Повышен риск ухудшения дисциплины и правил. Чтобы избежать этих сложностей дети вовлекаются в работу изначально - это обсуждение эксперимента, поиск материалов, объектов (задания на дом для совместного выполнения с родителями,совместное изготовление моделей. Конечно не каждый ребёнок вступает в подготовительный процесс изначально, но глядя на то, как другие дети увлечены подготовкой постепенно сами вступают в процесс подготовки. Мы не можем обязать ребёнка ставить опыты мы только можем заинтересовать. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраниться ощущение внутренней свободы.
Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. Для детей организован кружок познавательно исследовательской деятельности «капелька». План работы кружка составлен с учётом интересов детей и задач, необходимых для познавательного развития детей. В группе оборудована «Лаборатория доктора Всезнамуса». В «лаборатории» подобраны материалы и оборудование, необходимые для проведения опытов и экспериментов. Большую помощь в организации лаборатории оказывают родители. Было приобретено оборудование: лупы, песочные часы, весы и др. также периодически пополняют совместно с детьми различными материалами, которые необходимы для нашей работы с детьми.
Благодаря этому у детей формируется стойкий интерес, познавательная активность, инициативность. Чем старше дети, тем они более самостоятельны, но роль воспитателя в экспериментировании остаётся ведущей в любом возрасте.