Марина Фокина
Открытое занятие по экологии в старшей группе «Природа Северной Осетии»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад№41
г. Владикавказа
Открытое занятие по экологии в старшей группе.
Тема:
Воспитатель: Фокина М. В.
Программное содержание:
1. Углубить знания детей об особенностях родного края, географическом положении природы.
Публикация «Открытое занятие по экологии в старшей группе „Природа Северной Осетии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Природа Северной Осетии
- Республика Северная Осетия - Алания
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Развивать способность раскрывать причинно- следственные связи и взаимозависимости природных явлений, совершенствовать монологическую речь и умение формулировать свои мысли.
3. Познакомить с особенностями Северной Осетии – пещерами, ледниками, горами, альпийскими лугами, лесами на основе сопоставления фактов и описаний.
4. Воспитывать в детях желание замечать, ценить и охранять красоту и природы родного края.
Методы и приемы:
Словесные:
Художественное слово, речевые логические задачи, беседа, вопросы к детям, указания, поощрения, анализ.
Практические:
Работа с игровизором, рассматривание иллюстраций, работа с картой.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал:
Слайд-шоу «Природа Северной Осетии», иллюстрации природных объектов Северной Осетии – ледники, горная река, альпийские луга, Физическая карта Северной Осетии, карта гор Северной Осетии, растений.
Раздаточный материал:
Карточки к дидактическим играм, значки экологов, горные породы, исследовательский ящик.
Словарная работа:
Кавказские горы, хребты: Боковой, Главный, Лесистый, Пастбищный. Ледники.
Горные породы:
известняк, каменный уголь, кварц, мрамор, бурый уголь, красный железняк, бурый железняк, кварц, слюда.
Цветы альпийских лугов:
незабудки, подснежники, примулы, камнеломки, вероники, колокольчики.
Предварительная работа:
Беседа по теме, сравнение природных объектов, сопоставление фактов, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, изучение карты Северной Осетии и обозначения на ней.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
В-ль – Ребята, листая недавно детскую книгу, я в ней нашла очень интересную загадку, вот послушайте и попробуйте отгадать.
Из тучки холодной я с неба упала,
Кружилась под солнцем и ярко блистала,
Теперь на ладошку твою опустилась
И в капельку влаги на ней превратилась.
Была я бела и легка, как пушинка,
И как называлась я….
Дети: Снежинка.
В-ль – Правильно,вот эта снежинка и она к нам прилетела с подарком. Интересно от кого он? Как вы думаете,ребята?
(в-ль достает снежинку с конвертом,а в ней листы картона от Д. М.)
Дети: От Д. М.
В-ль достает из конверта белые листы бумаги. - Я думаю, что это необычные листы, наверняка их Д. М заколдовал. Но у нас есть волшебные краски и с их помощью мы справимся с любым колдовством. Берите себе по листочку и проходите к столам.
Дети под осетинскую музыку раскрашивают с помощью губок листы и на них проявляются горы.
В-ль - (вывешивает физическую карту Северной Осетии.)
2. В-ль – Ребята, рассмотрите территорию нашей республики.
В-ль – Почти половина территории нашей республики покрыта горами. Горная часть состоит из Кавказских гор поделенные на 5 хребтов: Боковой, Главный, Скалистый, Лесистый и Пастбищный. Ребята, а вы знаете из чего сделаны горы?
Дети: Из камней.
В-ль –А вы знаете из каких?
(Известняк, каменный уголь, гранит, базальт, мрамор, глина, железная руда.)
В-ль: Из этих горных пород веками складывались Кавказские горы.
В-ль - Как их можно назвать одним словом? (полезные ископаемые)
Игра «Ящик ощущений» Ребята,сегодня я вам принесла чудо- ящик, с его помощью мы попробуем определить узнаете горные породы на ощупь.
Вопросы: - Плотная или рыхлая? Имеет колющую поверхность? Шероховатая или гладкая? Какой формы? Теперь доставай ее, Как ты думаешь, как она называется? (дети отгадывают породы)
В-ль: -Молодцы ребята, вы умеете различать горные породы и называть их признаки.
5. В-ль – На горных вершинах, так холодно, что снег там никогда не тает. Он скатывается, скользит вниз по склонам, пока не превращается в некое подобие ледяной реки.
В-ль – Как вы, думаете, как называется эта ледяная масса, свисающая с гор?
Дети: (Ледники)
В-ль - А какие названия ледников вы знаете?
Дети: (Цейский, Колка)
В-ль : Эти ледники самые большие и красивые, а вообще их очень много в нашей республики и они нужны для питания горных рек.
7. В-ль – По территории Северной Осетии протекает много рек, но основной является какая река?
Дети: (Река Терек) (показ картинки с горной рекой)
В-ль: - Правильно, реку Терек еще называют «рекой Дружбы», потому что она протекает по соседним республикам.
Поэтический образ горной реки Кавказа создал М. Ю. Лермонтов, часто бывавший у нас в гостях.
Она коры не знает ледяной.
Цепей зимы и хлада не боится;
Серебряной покрыта пеленой.
Она сама между снегов родится,
И там, где даже серна не промчится.
Дитя, природы с детской простатой.
Она, резвясь, играет и катится!
В-ль – Откуда река Терек берет свое начало?
Дети: (Она берет свое начало в ледниках горы Зилга – Хох. (воспитатель показывает на карте.)
В-ль - А какие еще реки протекают по территории республики?
Дети: (Урух. Ардон, Геналдон, Цейлон, Фиагдон, Гизельдон, Закадон, Урсдон)
В-ль: Правильно, обозначаются реки на карте синей линией.
8. В-ль – Вода великая сила, она точит камень и бежит бурлящимся потоком стремительно вниз, прокладывая себе дорогу в горах. Ребята, давайте послушаем как шумят горные реки. Ложитесь на палас и закрывайте глаза. (2-3 минуты)
Что вы чувствовали и представляли себе,когда слушали музыку?
Но в наших горах есть еще и минеральная вода. Я предлагаю вам ее попробывать.
В-ль: Какая она на вкус?
9. В-ль: Склоны долин вокруг ледников покрыты яркими альпийскими цветами. (Показ иллюстрации альпийских лугов)
В-ль: Какие альпийские цветы вы знаете?
Дети: (Незабудки, подснежники, примулы, камнеломки)
10. Физминутка: «Цветы на лугу»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивание руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивание руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут. (Потягивание руки в стороны.)
11. Игровизор «Найди и соедини»»
В-ль: - На игровизоре изображены цветы, найдите пожалуйста, те которые подходят к горной местности и проведите линию к значку с горами, а другие со значком клумбы.
В-ль: - Молодцы ребята справились с заданием. Перечислите какие цветы вы соединили с значком гор?
Дети: - Колокольчики, примулы, подснежники, камнеломки.
В-ль: А почему тюльпан не соединили с горами?
Дети: Потому, что это садовый цветок.
В-ль: - Перечислите какие еще садовые цветы изображены.
Дети: - Нарцисс, роза, астра.
В-ль: - Молодцы ребята справились с заданием. Я вижу, что вы можете отличать садовые и горные цветы.
О красоте природы нашего родного края много стихов написал поэт основоположник осетинской литературы К. Л. Хетагуров и именно его словами Я хочу закончить наше занятие.
Мир сказок, мир теней, прохлады.
Волшебных грез. Везде, кругом.
Густым, увенчаны шатром.
Стоят столетние громады.
Вот липа. К ней склонился клен
И шепчет что-то. К груди белой
Чинары тянется несмелой
Рукой орешник--- Он влюблен
В неё давно, но. что за пара! -
Она, красавица чинара,
Царица леса, он пред ней-
Смешной, уродливый пигмей!
Но на этом не заканчивается наше знакомство с природой нашей республики. На следующих занятиях мы познакомимся с лесными массивами и их обитателями. Ребята, у нас с Д. М. для вас есть еще один подарок (Достает коробку в ней сладости для детей.)