Наталья Цильман
Приобщение к народным традициям — важнейшая задача развития ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
Народная культура – это народная мудрость, народное знание, которое много веков сохраняется и передается из поколения в поколение. Богат наш народ песнями, частушками, пословицами, поговорками. Давайте спросим самих себя «Что осталось в памяти с детства?». Думаю, что без сомнения каждый ответит: колыбельная песня, потешки, небылицы, считалки, сказки… Да именно это богатство, эти крупицы устного народного творчества помогают вырастить и выходить в жизнь сотням поколений красивыми духовно и физически. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по новому, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относительно и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало и тревожно? Какие они соблюдали традиции и обычаи, Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Мы посчитали необходимым донести до сознания наших воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратилось к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства предков.
Публикация «Приобщение к народным традициям — важнейшая задача развития ребенка,» размещена в разделах
Детский фольклор – это оригинальный и многообразный пласт народного творчества богатейшей русской культуры. Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, говорившиеся нараспев под звон струн – о славных подвигах богатырей, защитников земли русской, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Так же как и фольклор русский народ создал декоративно-прикладное искусство. Оно возникло в глубокой древности. На гончарном круге мастер вытягивал из глины крынку для молока и пузатенький горшок, в котором удобно варить кашу, а из остатков глины лепил для детей игрушки: забавных барашков, коней, птиц, лесных зверьков. В деревенских кузницах ковались не только подковы для лошадей, но и похожие на тонкие стебли растений светцы для лучины и узорные петли для ставен и дверей. Из бересты изготовлялись туеса и плелись корзины. Звонкие коклюшки выплетали узоры кружев из льняных ниток.
Ныне дело древних умельцев продолжают мастера и художники золотой Хохломы, Городца, лаковой миниатюры Пахела, Дымково, Филимоново. У нас накопился большой опыт работы с дымковской, хохломской, жостовской росписью. По каждому виду росписи имеются пособия, конспекты занятий. Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают матрешки. Детям рассказываем о красоте и особенностях этой игрушки. Старшие дети знакомятся с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах, пробуют составлять небольшие рассказы, где действующим лицом является матрешка. Дети любят дидактические и хороводные игры с участием матрешки. «Игра-пляска с матрешкой», «Карусели», «Заря – заряница» в младших группах, «Найди матрешку», «Игры – хороводы» в старших группах. Наличие игрушек и других предметов, украшенных дымковской и хохломской росписью позволяет познакомить детей с этими видами народного творчества. Ребята с удовольствием рассматривают узоры на кухонных досках, игрушках, домашней утвари. Чудо-ремесло дымковская глиняная игрушка. Знакомство детей с ней начинаем с младшей группы. Освоить отдельные элементы дымковского орнамента – посильная задача даже для маленьких, в старшей группе ребята осваивают технику дымковской росписи и начинают лепку игрушек и роспись по типу дымковской. Народные мастера черпали и черпают свои образы из древних сказаний, преданий, а красоту и жизнерадостность творимого ими от родной природы.
Сейчас мы по новому относимся к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Именно поэтому народная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность.
Приобщение детей к народной культуре мы начали с создания в детском саду комнаты русского быта. Интерьер комнаты составляют подлинные предметы старины, появившиеся в результате поездок по району сотрудников детского сада и родителей наших воспитанников. Русская изба служит местом для проведения занятий, развлечений, посиделок и игр. Предметы русского быта: прялка, люлька, кухонная утварь, яркие народные игрушки используются в процессе бесед, интегрированных и игровых занятий, выставок народного творчества. Здесь дети наяву видят «лапти лыковые» в которых ходит зайчик в сказке, или «полное лукошко горошка», «дождь сквозь сито моросит», «позолоченная прялица» - эти строки знакомы каждому ребенку, а наши дети могут еще посмотреть на эти предметы, потрогать их руками. Здесь оживают образы бабушки за прялкой, курочки с цыплятами под печкой, малыша в люльке. Традиционными стали посиделки, когда дети собравшись вокруг бабушки и хозяюшки, учатся вышивать, поют народные песни, шутят и угощают то блинами, то кружкой молока из крынки. Детский фольклор давно ушел из детской жизни. И мы стараемся его возродить во время народных праздников. Это, «Колядки», «Масленница», «Веснянка», которые издавна проводились на Руси. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер – это и удаль и размах и искренность, подчиненные ритму природы, одухотворенные живой радостью существования. Например, в день весеннего равноденствия мы проводим праздник с красивым поэтическим названием «Сороки. Встреча весны». Дети сами из теста лепят фигурки жаворонков, выходят с ними на улицу и закликают весну, поют и выкрикивают заклички. Наши дети любят народную шутку. Они с удовольствием расскажут кто такие скоморохи, петрушки, ряженные, зазывали. Народные праздники – значимый путь сохранения русской культуры и русских традиций.
В дошкольном возрасте много времени уделяется сказкам, которые педагоги не читают, а рассказывают. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Чаще всего педагог надевает костюм бабушки или Василисы-сказочницы, дети встречают рассказчика радостно, приглашают сесть, и конечно же, с нетерпением ждут новой сказки. А сказка начинается с призкаски:
За ступенькою ступенька
Станет лесенка
Слово к слову будет песенка
А колечко на колечко
Станет вазочка
Сядь со мною на крылечко
Слушай сказочку.
Чтобы сказки прочно вошли в жизнь детей, полюбились и запомнились, надо помочь им осознать содержание произведений. Воспитатели не просто рассказывают, а так продумывают преподнесение, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, на его душу, чтобы он смог оценить ее значимость в жизни и передать будущим поколениям.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Многовековой опыт человечества показал, что народная игра - это важнейшее средство в воспитании ребенка. Игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, вбирая в себя лучшие национальные традиции. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием детей. Педагоги стараются направить народную игру на воспитание у ребенка ума, характера, воли, развитие нравственных чувств, создать определенный духовный настрой. Нередко дети вносят в процесс игры свои правило, дополнения, сами придумывают новые сюжеты, что непременно поощряется воспитателями. Национальный колорит игры можно усилить, если ввести в нее языковые и фольклорные элементы – заклички, считалки, припевки. Заклички мы используем, приглашая ребят в круг, считалки для справедливого выбора водящего, припевки для устранения порядка игры. Более того, каждая из игр сама по себе способствует развитию эмоциональной сферы детей, так как игровой процесс сопровождается яркими эмоциями и переживаниями, уделяет особое внимание игровым словам и их проговариванию, т. е. проводит работу по развитию речи, проигрывает бытовые ситуации, расширяя при этом знания о народной культуре. Они развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности и вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры интересным и содержательным.
Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Знакомить детей с народными инструментами начинаем еще с младшей группы: показываем барабан, бубен, погремушку, колокольчик ложки, играем на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомим с балалайкой дудкой, гуслями, гармониками, баяном. Нам удалось сделать простейшие шумовые инструменты. Знакомство с новыми инструментами, исполнение под их аккомпанемент песен. Плясок способствует музыкальному развитию детей.
Мы стараемся соблюдать русские народные традиции и в повседневной жизни детей. Подбираем потешки, песенки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего возраста. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Знакомим детей с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют их куклам и про Кота-воркота и про гулей.
Обращение к духовному наследию народа приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие экологические проблемы сохранения внешней среды.
Фольклор – это наша внутренняя среда, тоже требующая защиты, восстановления, равновесия между прошлым и настоящим, сохранения культурной среды. Каждому народу дороги его традиции, обычаи и обряды. И мы должны доказать это детям, научить их хранить, дорожить и преумножать богатейшее народное творчество, народную культуру нашей Родины.