Марина Емельянова
Приобщение младших дошкольников к фольклорным текстам через малые жанры
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моей работы: «Приобщение младших дошкольников к фольклорным текстам через малые жанры». Для начинающего педагога и педагога работающего с детьми раннего и младшего возраста, эта тема очень интересна.
Диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству достаточно широк.
Публикация «Приобщение младших дошкольников к фольклорным текстам через малые жанры» размещена в разделах
В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками (К. Д. Ушинский, О. И. Капица, Г. С. Виноградов, А. П. Усова, Е. А. Флерина, Г. Гучене, М. Ю. Новицкая, Р. П. Боша, А. Е. Шибицкая, Н. Ф. Самсонюк и другими авторами). Эти исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества.
«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»
К. Д. Ушинский.
Об актуальности приобщения к фольклору хорошо сказал М. И. Калинин «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».
На современном этапе актуальность темы связана с изменением быта, жизненного уклада в семье: это отсутствие предметов народного быта, встречающихся в фольклорных произведениях; взрослые в силу своей занятости не уделяют должного внимания произведениям фольклорного жанра. Все зачатки происходят в младшем возрасте когда ребёнок впитывает в себя всё что ему даётся. Это воспитание черт, закладывание культуры, традиции быта,воспитание любви к малой родине,семье. Поэтому через фольклорные жанры потешки, колыбельные,сказки происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры. В младшем возрасте нельзя упустить прививать эти фольклорные жанры. .
И Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что среди основных принципов дошкольного образования являются и те, которые касаются нравственного и духовного развития личности ребенка:
п. 6 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
п. 9 учет этнокультурной ситуации развития детей.
Была поставлена цель и определены задачи.
Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к русскому
народному фольклору.
Задачи:
Формировать у детей интерес к фольклорным текстам, желание их слушать.
Создавать условия для установления эмоционального контакта между детьми и взрослыми.
Развивать у детей умение понимать и передавать в тексте знакомые потешки, сказки, колыбельные, загадки, с использованием знаков-символов.
Обогащать словарь образными выражениями, сравнениями.
Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах
использования фольклора в воспитании детей.
Для реализации данной темы, свою работу я разделила на 3 этапа:
1 этап подготовительный. На первом этапе было изучение методической литературы. Так же был проведён анализ РППС (развивающей-предметно-пространственной среды)
в группе по наличию произведений устного народного творчества, аудиозаписей, игрушек, театров. Проведено анкетирование родителей с целью что знают о фольклоре.
2 этап – основной. На данном этапе создавались картотеки потешек, колыбельных, хороводных игр. С детьми и родителями была выстроена работа, которая заключалась во включении в образовательную деятельность фольклора.
3 этап – заключительный. На этом этапе были подведены итоги реализации своей темы, намечены перспективы.
Ставя перед собой задачу, познакомить детей с русским фольклором, использовала следующие средства народной педагогики: колыбельные
песни, потешки, загадки, хороводные игры, сказки.
Была представлена модель приобщения детей младшего дошкольного возраста к фольклору. Работа проходит через режимные моменты, организованную и совместную деятельность, с использованием различных приемов.
Педагогическая ценность колыбельной песни в том, что она учит прекрасному и доброму. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Знакомство с колыбельными песнями проходило через выразительное пропевание взрослыми и слушание: на музыкальном занятии, в совместной деятельности, перед сном. При заучивании колыбельных песен использовала знаки-символы, составление алгоритмов. Использовались проблемные, игровые ситуации.
Следующий малый жанр – это потешки. Едва ли найдется человек, который не слышал бы о пользе потешек для маленьких детей. Я считаю, что никакие современные технологии не заменят ребенку тепло звучащего голоса. При работе с детьми применяла следующие приемы:
рассказывание потешек с использованием театра картинок на магнитной доске, коврографе, управляя настольной куклой/например – петушок/. Уже многими авторами было замечено, что слово в потешке ведет за собой жест, поэтому с помощью даров Фрёбеля придумывала движения во время рассказывания потешек, проводила пальчиковые игры. Рассказывала потешки с использованием лего-дупла.
При заучивании потешек использовала графическое моделирование: знаки-символы. Потешки используются и для организации режимных моментов. Под текст потешек дети с удовольствием занимаются утренней гимнастикой, умываются, обедают, собираются на прогулку, укладываются спать, занимаются различными делами. Жизнь ребёнка становится ярче и интереснее.
Народ всегда был высокого мнения о загадках. Упражнения в отгадывании загадок проходило через следующие приемы : это использование игрушки «Зайка серенький», театр «кружки» загадка Котик. При обучении разгадывать загадки опиралась на знания детей о предметном мире, например работая с ножницами, проговариваю загадку: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик» и тут же предлагаю рассмотреть их. Использовала игры-имитации на материале загадок. Отгадав загадку про белочку: «Быстрый маленький зверёк по деревьям скок, скок, скок», дети с удовольствием выполняли прыжки с продвижением вперёд.
В своей работе с детьми большую роль я уделяю знакомству с хороводными играми. А ведь хороводные игры - верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру - все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. Меня поддерживают и музыкальный руководитель, и инструктор по физической культуре.
Сказки это еще одно направление, через которое реализовалась моя тема. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Знакомство со сказками проходило через работу с различными видами театров: театр кружек, резиновых игрушек, магнитный театр и другие. В подготовке запоминания,последовательности текста, сюжета сказок помогли мнемотаблицы, алгоритмы.
Для реализации данной темы немаловажным является взаимодействие с родителями. Были использованы следующие формы:
1. Консультация «Роль фольклора в развитии речи детей».
2. Анкетирование родителей, с целью выяснить, что знают родители о фольклоре и его малых жанрах.
3. Родительское собрание «Воспитание детей средствами фольклора».
4. Памятка для родителей «Фольклор в повседневной жизни малышей».
Буклет «Потешки в жизни ребенка».
5. Участие родителей в показе кукольного представления.
В развивающей предметно-пространственной среде группы представлены дидактические игры, различные виды театров, аудиотека с записями колыбельных песен и мелодий, потешек, сказок, библиотека с устным народным творчеством.
В результате проделанной работы дети стали проявлять интерес к потешкам, колыбельным песням, хороводам, сказкам. Повысилось внимание при слушании фольклорных произведений, дети стали с интересом заучивать произведения. В совместной деятельности все чаще используют разные виды театров для самостоятельного рассказывания сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».Стала отмечаться активность фразовой речи,проявляться выразительность интонации в речи т. е. ребёнок берёт на себя роль. Родители отметили, что дети напевают колыбельные, рассказывают потешки, поют тексты хороводов в домашней обстановке. Подобрана картотека потешек, колыбельных, хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста.
Новизна заключается в Технологии: моделирование (знаки-символы, схемы-модели, алгоритмы) помогают расширять знания об окружающей действительности, развивать умения тонко чувствовать художественную форму родного языка, образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное.
Определены перспективы на дальнейшую работу
1. Распространение опыта работы в сетевом сообществе муниципальных дошкольных учреждений города.
2. Адаптировать работу по использованию приема ТРИЗ-технологии: моделирование к пересказу сказок, выстраивания сюжетной линиии, последовательности изложения текста, с помощью зарисовок.
3. Продолжить работу с фольклорными формами : прибаутки, считалки.
По данной теме были проведены мероприятия на уровне ДОО:
Выступление на педагогическом совете, из опыта работы по приобщению младших дошкольников к устному народному творчеству.
Игра для педагогов «Поиграем».
В рамках, недели педагогического мастерства провела открытое мероприятие для педагогов – «Бабушка-загадушка».
День открытых дверей для родителей: «В горнице у кота Васьки».
Публикация компьютерной презентации «Приобщение
младших дошкольников к фольклорным текстам через малые жанры» на личной страничке сайта МБДОУ ЦРР №23 «Родничок».