Людмила Бочкарева
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через фольклорную театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через фольклорную театрализованную деятельность»
В настоящее время перед нами стоит очень острый вопрос, как сберечь, и сохранить нашу национальную культуру. Дошкольный возраст основа для развития личности, именно в этом возрасте можно и нужно пробудить в ребенке любовь к культуре своего удмуртского народа, любовь к культуре своей родной деревни. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой, позволит ему приобщиться к национальным традициям. Из деталей быта, из народных праздников,традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Данную проблему можно решить посредством театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества. Именно через фольклорную театрализованную деятельность проще всего познакомить детей дошкольного возраста с истоками национальной культуры.
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через фольклорную театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Основной целью является приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через фольклорную театрализованную деятельность.
Для успешного решения проблемы приобщения детей к истокам национальной культуры является ознакомление народным детским фольклором. Так в нем можно выделить; мифы, сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки, считалки.
Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому при ознакомлении с национальной культурой, с театром необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы; изобразительные, музыкальные, фольклорные произведения, предметы быта, одежду и их иллюстративное изображение.
Немалую роль в формировании этнокультурного воспитания играют родители. Им нужно очень внимательно относиться к своим детям, как можно чаще приобщать к удмуртскому фольклору : читать сказки, загадывать загадки. Через прочтение сказок ребенок знакомится с окружающим миром, с его героями, с бытом своего народа.
Изучив методическую литературу, составили перспективный план работы, подобрали фольклорные произведения, сопутствующий игровой и предметный материал с учетам возрастных особенностей детей, создали соответствующую игровую и обучающую среду.
В рамках реализации ФГОС ДО, вся воспитательная и образовательная деятельность проводится в тесной взаимосвязи воспитателя с узкими специалистами детского сада и социальными партнерами, что способствует быстрому усвоению фольклорных произведений в интеграции образовательных областей.
Проводилась подготовительная работа по ознакомлению детей с культурой удмуртского народа в целом. Проведена экскурсия в Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай». У детей остались неизгладимые впечатления от знакомства с народными удмуртскими играми, одеждой, предметами ткачества, посещения традиционных удмуртских построек, от перепечей и табаней с пылу, с жару.
На занятиях по удмуртскому языку дети знакомятся с устным народным творчеством, изучают язык удмуртского народа. На музыкальном занятии разучивают удмуртские народные песни, хороводы, музыкальные игры, пляски.
Знакомимся героями удмуртских сказок, такими как (Лопшо Педунь, Обыда, Италмас). Проводим календарные и обрядовые праздники: «Осенние посиделки» (Покров, «Рождественские Святки»(Вожодыр, «Масленицу»(Войдыр, «Пасху» и летом веселый «Пичи Гербер» но «Гуждор». Дети с огромным удовольствием принимают в них участие, примеряют костюмы, предназначенные для выступления. Костюм помогает войти в образ, и тогда действительно становится более выразительным. Итогом занятий являются театральные музыкальные спектакли по мотивам удмуртских народных сказок.
Работа проводится и в режимные моменты. Во время утренних и вечерних прогулок разучиваем с детьми удмуртские народные игры с использованием считалок, которые часто используем в театральных представлениях. Перед сном слушаем удмуртские колыбельные песни и сказки.
Приобщая детей к истокам русской культуры в группе создана библиотека удмуртских народных сказок, зона настольно- печатных и дидактических игр, что содействует развитию интереса детей к театрализованной деятельности.
В группе отведено место для театрализованной деятельности. Есть кукольный театр, настольный театр по сюжетам удмуртских народных сказок, пальчиковый театр. Дети очень любят играть в сказку. Их увлекает вымысел, быстрая смена событий в сказке, приключения и победа добра над злом.
Таким образом, можно сказать, что созданные условия благотворно влияют на развитие творческих способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Акцентировалось внимание на взаимодействие с родителями. Дети с родителями готовили мини-проекты, для родителей разработаны консультации, провели мастер-класс. Родители с удовольствием принимают участие в проведении праздников, развлечений в изготовлении поделок для различных выставок, организуемых в детском саду.
Удмуртские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие,. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты удмуртского народа.
Подводя итого по проделанной работе можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству и традициям удмуртской народной культуры.