Светлана Ягодарова
Приобщение дошкольника к труду в природе как средство развития экологической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДО – трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
Публикация «Приобщение дошкольника к труду в природе как средство развития экологической культуры» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
-развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к трудовой деятельности, осуществлять их всестороннее развитие. Различают четыре основных вида детского труда :
- самообслуживание,
- хозяйственно – бытовой труд,
- труд в природе,
- ручной труд.
Виды трудовой деятельности, которые используются во второй младшей группе, включают в себя самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Ручной труд - в старшей и подготовительной группах.
Во второй младшей группе по программе «Детство» выделяются следующие задачи развития ценностного отношения к труду :
1. Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о конкретных видах хозяйственно - бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.)
2. Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам труда взрослых.
3. Приобщать детей к самообслуживанию (одеванию, раздеванию, умыванию, способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки).
Труд в природе способствует развитию у детей : наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
Приобщение детей к труду в природе – начало экологической культуры. Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию!» (автор О. А. Воронкевич) отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников.
Рабочие экологические тетради входят в парциальную программу «Добро пожаловать в экологию!» и обеспечивают целостное восприятие ребенком мира природы. Эта программа входит в методический комплект программы «Детство», которая реализуется в нашем МДОУ ЦРР – д/с №15.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в группе : центр природы; правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными объектами и явлениями; приобщение детей к регулярному труду.
В центре природы дети имеют возможность наблюдать за растениями, видеть заботу воспитателя о них, получать первые элементарные трудовые навыки. В нашей группе центр природы находиться в доступном для детей месте. В центре находится оборудование для ухода за растениями (лейки, опрыскиватели для комнатных цветов, палочки для рыхления почвы, салфетки для протирания пыли с листьев цветов, а так же набор оборудования для работы в природе (ведёрки, грабли, лопатки).
Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок, нарядные фартучки – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.
В группе создана нами картотека стихотворений для детей о труде и профессиях, игровые дидактические материалы и настольные игры.
Труд в природе в нашей группе осуществляется через весь педагогический процесс – в организации совместной деятельности и на НОД.
Уход за комнатными растениями детям второй младшей группы ещё не доступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствие детей. На НОД «Мытье комнатного растения, «Поливка комнатного растения» привлекаю внимание детей к своим действиям, предлагая посмотреть, как льётся вода из лейки, как она впитывается в землю. Некоторые дети могут помочь взрослому: подержать лейку, вытереть широкий лист влажной тряпочкой. В процессе работы объясняю детям, что поливать растения и вытирать пыль с листьев нужно для того, что бы они лучше росли.
Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношения к людям, к труду. В разное время года, наблюдая на участке за работой дворника, дети видят, как он косит траву, подметает дорожки, сгребает листья. Отмечаю полезность этого труда для окружающих, и дети изъявляют желание принимать участие в уборке участка. В ведёрки они собирают листья, траву и вместе с воспитателем относят в указанное место. Наблюдение за трудом дворника и посильное в нё м участие определяют поведение детей: они стараются соблюдать порядок на участке, не сорить.
Возможности детей младшего дошкольного возраста для труда в природе крайне ограниченны, так как дети не могут самостоятельно выполнять трудовые процессы. В своей группе труд детей в природе я организовываю в форме индивидуальных поручений, состоящих из 1-2 трудовых операций :
- полить растение заранее приготовленной водой,
- собирать природный материал (каштаны) в ведро,
- собирать семена бархоток и разложить в контейнеры,
- собирать листья деревьев и положить сушить.
- взять готовый корм для птиц и положить в кормушку,
- убирать сухие листья, ветки на участке и т. д.
При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность нам педагогам научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.
Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей, формируются умения принимать и ставить трудовую задачу; представлять результат ее выполнения; определять последовательность трудовых операций; отбирать необходимый материал; самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых.
Большая роль в трудовом воспитании детей младшего дошкольного возраста принадлежит родителям. В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, ухаживают за растениями и животными, поэтому я поставила следующие задачи:
1. Повышать компетентность родителей в вопросах трудового воспитания детей.
2. Укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
В связи с этим в течение учебного года я планировала работу с семьёй, используя разнообразные формы:
-консультации
-беседы, проекты
-памятки, буклеты
-родительские собрания
Труд - главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни.
Я желаю вам творческих успехов в работе с детьми, спасибо за внимание!