Варвара Григорьева
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре северного народа посредством постановки северных сказок
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Орончикан»с. Жиганск»
Доклад по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре северного народа посредством постановки северных сказок»
Выполнила: Педагог ДО Григорьева В. К.
Жиганск, 2021г.
Введение… 3
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре северного народа посредством постановки северных сказок» размещена в разделах
- Народы севера
- Сказки народов Севера
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
1.1 Северные сказки как часть культуры северного народа… 6
1.2 Постановка северных сказок старшего дошкольного возраста (практическая часть…. 10
1.3 Заключение…. 13
Использованная литература… 14
Введение
Духовная жизнь ребёнка полна
лишь тогда, когда он живёт в мире сказок,
творчества, воображения, фантазии,
а без этого он засушенный цветок»
В. Сухомлинский.
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. В настоящее время северная народная культура начинает возрождаться, песни, танцы, устное народное творчество переживает свое второе рождение. На наш взгляд, ребенок должен знать к какому народу он принадлежит с ранних лет, чтить свою культуру, обычаи и традиции
Поэтому приобщение детей к национальной культуре коренного населения считаю актуальной для дошкольного возраста.
Исходя из актуальности, была поставлена цель : Приобщать детей старшего дошкольного возраста к северной культуре.
Поставлены следующие задачи :
• Раскрыть эмоциональную раскрепощенность детей;
• Воспитывать личностные качества, дружеские взаимоотношения, любовь к родному краю;
• Развивать творческие способности детей, связную речь.
•
Образовательная программа детского сада состоит из двух частей инвариантная – 60% обязательная часть и вариативная 40% по внедрению регионального компонента. В настоящее время принятый ФГОС дает возможность на 40% внедрить национально – региональный компонент в программу дошкольного учреждения.
Ценности традиционной культуры утрачивают свое высокое предназначение. А именно для полноценного развития эмоциональной сферы дошкольника в полной мере даст целенаправленная и планомерная работа в театрализованной деятельности путем внедрения и использования в повседневной жизни северных сказок.
Народные сказки - это следы предков, к которым мы должны относиться бережно, передавать следующим поколениям. Устное народное творчество играло у северного народа большую роль в формировании знаний об окружающей природе и жизненных навыков, выработанных на основе наблюдений и опыта. С раннего детства, как только ребёнок начинает понимать речь, он впитывал эти знания. Первые сведения о животных дети получали из сказок, рассказываемых во время отдыха по вечерам или во время домашней работы старшими в семье. Имелись специальные детские сказки, из которых дети узнавали, чем питаются животные, сказки, в которых раскрылись качества и свойства предметов, говорилось о способах их починки, если они ломались.
Участвуя в театрализованной деятельности и в постановке сказок, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Интеграция образовательных областей:
• Художественная литература. Знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников и самостоятельной театрализованной деятельности.
• Художественное творчество. Создание декораций по содержанию или сюжету спектакля. Рисование с использованием разнообразных техник и материалов по сюжетам произведений или их героев.
• Познание. Знакомство с предметами ближайшего окружения, повадками животных, природными явлениями, бытом и традициями народов, что послужит материалом, входящим в театральные игры и постановке спектаклей.
• Музыка. Знакомство с музыкальными произведениями к театрализованным постановкам, с музыкальными инструментами разных народов, способствующее более полной передаче образов героев.
• Коммуникация. Пересказывание сказок и рассказов, придумывание своего развития сюжета. Развитие артикуляционного аппарата и четкой дикции.
• Физическая культура. Использование подвижных – сюжетных игр.
• Социализация. Использование дидактических и настольно-печатных игр.
Ожидаемый результат:
• Всестороннее развитие речи детей (активизация словаря, звуковая культура речи, связная речь и т. д.)
•Раскрытие творческие способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
• Приобщение детей к родной культуры.
1.1 Северные сказки как часть культуры северного народа.
С раннего детства необходимо развивать у детей стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.
Национальная культура малочисленных народов может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, приметы, песни, сказания из далёкого прошлого принесли нам сведения по культуре, сообщили об обычаях.
Фольклор северного народа также является неотъемлемой частью культурного наследия всего человечества, но в отличие от фольклора более крупных народов он до сих пор малоизвестен даже в кругу российской научной общественности. Она представлена грандиозными эпическими полотнами, философски глубокой мифологией, редкими и исчезающими языками и изысканной поэтической образностью, колоритными обрядами и экзотическими церемониями, красивейшими образцами декоративно – прикладного искусства и народного творчества.
Следы древних обычаев и обрядов, вот что хранит своих недрах северная сказка. Именно в этих сказках наиболее правдивоизображается жизнь, трудовая деятельность, чувства, мечты. В сказках Северных народов отражается бытовой уклад жизни оленеводов, рыбаков и охотников, ответственность человека за судьбы людей, умение жить в согласии с природой. Жители северных районов поклонялись языческим героям, богам и верили в добрые силы, которые победят зло и помогут жить им в любви и согласии. Северные сказки можно разделить на три большие группы: бытовые сказки, сказки о животных, волшебные сказки.
Бытовые сказки, отличие их от волшебных сказок существенное, так как в них отражаются события, и темы, которые происходят в семейно-бытовой, каждодневной жизни. В этих сказках действуют реальные герои: муж, жена, дети родители. В данных сказках герои женятся, а героини выходят замуж, строптивые жены исправляются, неумелые и ленивые хозяйки становятся добрыми, покладистыми и нежными. В этих сказках можно увидеть одураченных богатых людей и бедных сообразительных и хитрых. Бытовые сказки рассказывают о важнейших бытовых проблемах человека: взаимоотношения детей и родителей, мужа и жены, богатого и бедного, жадного и щедрого, умного и глупого, сильного и слабого. Все бытовые сказок направлены против несправедливости отношений между близкими людьми, социального гнета и непонимания, которое порой заканчивается трагедией. Бытовые сказки содержат весьма занимательные сюжеты, они полны разных нравоучений. В бытовой сказке показаны реальные события, которые происходят с нами в повседневной жизни, большая познавательная ценность. Они позволяют нам понять как важно, когда тебя окружают родные люди.
Волшебные сказки, содержат фантастические и невероятные события, неслыханные происшествия, небывалые и загадочные приключения. Таким образом, волшебная сказка очень привлекательна своим необыкновенным миром. Чудесный мир волшебной сказки, его фантастические образы и яркие картины удивляют и поражают и взрослых и детей. Они учат смелости, доброте, справедливости и многим другим хорошим человеческим качествам, но происходит это без скучных наставлений, а просто показывают на примерах сказочных героев, что может произойти, если они будут поступать не по совести.
Сказки о животных, они занимают особое место в северном фольклоре, люди любят животных, наделяют их человеческими качествами, а раньше считали их своими братьями. Северные люди живут среди природы и их связь с ней для них священна, они не выделяли себя из мира природы, считались со всем живым и поклонялись ей. Они с большим уважением относились к тем вещам, которые им были необходимы в повседневной жизни. Они с уважением относились к огню, простому камню, реке, озёрам, так как без огня трудно будет прожить в лесу, в реках и озёрах он добывали для себя пропитание и воду. Сказки о животных обычно небольшие, но поучительные. Ее героями являются животные, которые наделяются разумом, даром речи. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя. На сказочных персонажей переносятся различные черты человеческого характера: верность слову, дружелюбие, алчность, хитрость, вероломство, глупость, ум. Сказки о животных развлекательные и в них все пронизано нравственностью, отражается мораль трудового человека.
Общим для сказочных сюжетов является их очевидное несоответствие реальной действительности. Так описываются в них события, ситуации, которые просто невозможно представить в жизни, персонажи их наделены качествами и способностями, какими обычные люди или животные обладать не могут. Сюжет северных сказок в большей степени основана, на фантастике, гиперболе, на допущении невозможного как реального. И что очень интересно, мотивы необычайного, неправдоподобного составляют густой пласт, ощутимо давая о себе знать даже в сюжетах, посвящённых повседневным бытовым происшествиям, семейным конфликтам, причём мотивы эти удивительным образом взаимодействуют с подробностями и ситуациями, вполне достоверными пришедшими непосредственно из быта. Многие северные сказки небольшие по объёму, так как сюжет построен на одном конкретном случае, происшествие, встрече. Они динамичны, почти отсутствует описательная часть, в центре сюжета – поступок, действие. Часто повествование строится на диалоге, через который раскрываются характеры героев сказки. Для многихсеверныхсказок характерна этимологическая концовка. Это Мышь в сказке «Сохатый и Мышь» проспала восход, так они говорят. Или: «Вот с тех пор у вороны черная шуба, это сова пролила на нее черную краску». Многие из них как бы дают предысторию многих старинных северных наставлений и примет.
Таким образом, развитие любого народа всегда происходило в условиях непрерывного культурного заимствования. Однако, как и у всех народов Севера, их дальнейшая этническая судьба будет зависеть от степени сохранения и развития традиционных отраслей и культурных традиций.
1.2 Методика ознакомления и постановкисеверных сказок старшего дошкольного возраста (практическая часть)
При помощи северных сказок ребенку легче приобрести эмоциональное раскрепощение и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с театрализованной деятельностью на примерах постановки и вовлечение северных сказок в повседневную жизнь ребенка зависит дальнейшее формирование понимания своей культуры и личности ребенка.
В сказках коренных народов Севера отразилась не только их самобытная культура, особенности бытового уклада, мифологические представления, но и система нравственных, этических воззрений и ценностей, сложившаяся много столетий назад, свод неписанных, однако существующих в сознании и исторической памяти народа, моральных норм, имеющих непреходящее культурное, социализирующее и воспитательное значение.
При работе со сказкой были выделены следующие этапы:
- знакомство детей с народной сказкой
– чтение, рассказывание, беседы по содержанию сказок,
- обсуждение поведения сказочных героев и причин их.
- Слушание музыки
Важным условием, благоприятствующим словесному творчеству детей, является организация взаимодействия разных видов художественной деятельности, поэтому, помимо выразительного чтения и рассказывания, следует использовать также следующие приемы:
1) прослушивание аудиозаписи сказок;
2) беседы (прогностические, аналитические, обобщающие);
3) пересказы (подробные, выборочные);
4) различные формы драматизации:
- выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного героя в разных ситуациях;
- исполнение (повторение) реплик героев;
- рассказывание по ролям;
- инсценировка всего произведения;
5) словесное рисование;
6) иллюстрирование сказок;
7) соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения.
Следующий метод - беседа по сказке. Во время беседы акцентировали внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков
При знакомстве со сказками применялись не только художественное слово, но и музыкальное оформление, северные народные и современные песни; народные мелодии, что привносило национальный колорит произведению.
Методика постановки сказки
На первом этапе педагог выразительно читает сказку детям, исполняя по ходу действия имеющиеся песни и музыку. Здесь проводиться 1 этап слушании музыки. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом. По прошествии некоторого времени, примерно через неделю, слушание повторяется. Таким образом, дети слушают сказку 2раза, постепенно усваивая и запоминая ее.
На втором этапе педагог знакомит со сценарием сказки. Во втором этапедети активно включаются в исполнение сказки. Педагог читает сценарий дети — по своему желанию или по просьбе педагога — говорят слова. Проводиться 2 этап слушании музыки.
Распределение ролей. Выбор детей на роли является одним из самых ответственных этапов подготовки к постановке сказки. Необходимо объяснить каждому ребенку, кем он будет, и что это будет значить для самого ребенка. Здесь важно осторожно подбирать слова, чтобы не настроить ребенка против своей будущей роли, не усилить стеснительность и переживание перед выступлением, постановки сказки. В старшем дошкольном возрасте желательно самим дать возможность выбрать ту или иную роль.
При возникновении трудностей с разучиванием роли, требуется индивидуальный подход. Ни в коем случае он не должен быть принудительным, дабы не отбить у ребенка чувство заинтересованности. Необходимо перевернуть ситуацию так чтобы ребенок чувствовал себя на главных ролях, в то время как хозяином ситуации будет оставаться педагог. Чтение по ролям необходимо провести индивидуально.
На третьем этапе дети усваивают текст сказки и проводится 3 этап слушания мелодии песен в три этапа и начинают исполнять их в игре, в постановке танца.
Педагог дает некоторые режиссерские указания, например, откуда выходить действующим лицам, в каком направлении двигаться, где им находиться и т. д. При разучивании сказки в игре не следует навязывать детям зафиксированных движений, позы, не надо давать готового образца. Желательно поощрять самостоятельное выявление детьми образа, их творческие находки. Если дети затрудняются изобразить тот или иной персонаж, можно напомнить его характерные особенности, например, зайчик пугливый, осторожный, прыгает, оглядывается; медведь косолапый, неуклюжий; олень грациозный ходитвысоко поднимая ноги, горделиво держит голову и т. д.
В работе помогают наборы карточек и сюжетных картинок с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях. Детям предлагается подобрать картинку с сюжетом, который соответствует характеру услышанной музыки.
Музыка может быть фоном, на котором развивается действие, музыка помогает войти в нужное эмоциональное состояние, музыка сопровождает все ритмические действия от простейшей игры или сигнала до сюжетного постановочного танца и, конечно же, музыка помогает усилить и ярче представить сказочные персонажи. В основном в северных сказках основные действия описываются в танцах, например, в эвенкийской сказке «легенда о белом олени», встреча людей с белым оленем показаны танцем, борьба оленей и волков за похищенного ребенка тоже описывается в танце.
Во время репетиции к постановке сказкине допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети не боялись выходить «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей. Именно поэтому перед педагогом встают две основные задачи, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны, помочь ему полнее выразить свои чувства. Создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем, о ком он услышал, и поэтому использовать в каждой репетиции различные упражнения, например, ритмопластику «в мире животных» для того чтобы снять раскованность ребенка.
На четвертом этапе в игру можно внести необходимые атрибуты, реквизит.
На пятом этапедети надевают полные костюмы или их элементы. Костюмы помогают детям углубить образ, делают его более ярким, эмоциональным. Чтение текста сказки можно поручить воспитателю или кому-нибудь из детей, кто обладает хорошей памятью и может четко и выразительно прочесть текст.
Таким образом, при общении с искусством ребенок участвует в этом процессе как личность, реализуя не какой-то элемент знания о действительности, а системуотношений к действительности, включая и эмоциональные переживания. Не вызывает в настоящее время сомнений ценность использования северных сказок в театрализованной деятельности в воспитательной и психотерапевтической работе.
1.3 Заключение
Проанализировав по теме своего доклада литературу, интернет – источники,пришла к выводу, что северные сказки, действительно строились на событиях, которые происходили в повседневной жизни северных людей. Они воспитывали и прививали любовь подрастающего поколения к своей культуре, традициям, природе своего сурового края, опираясь на свою нелёгкую повседневную жизнь. Истории, которые происходили с ними в домашней обстановке, на охоте, рыбалке, ложились в сюжеты бытовых сказок. Волшебные сказки, возникали благодаря выдумкам, фантазиям и конечно в них присутствовали языческие герои и шаманы, которые и создавали вокруг себя загадочную ауру. Сказки о животных – это особый жанр, дань уважения природе, которая для северных народов была неотъемлемой частью.
Можно сказать, что народная сказка открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает уважение к своей нации, к традициям своих предков, доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки, готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни.
В северных сказках подробно описан быт народов Севера, их одежда, точно указывается местность, где происходят события.
Волшебная сила свойственна только шаманам, превращения происходят только людей в животных или птиц.
Духовная жизнь северных народов была проникнута мистическим отношением к природе, отмечена попытками антропоморфического толкования явлений окружающей среды. Небо, земля, животные, рыбы, птицы, иными словами, вся природа, все существа, жившие рядом с человеком, наделялись разумом и способностью определенным образом влиять на его судьбу, поэтому значительную часть фольклора северных народов составляют сказки о животных, герои которых наделены человеческими качествами, им в полной мере оказываются присущи людские достоинства и недостатки. В таких произведениях рассказ о животных становится поводом для разговора о пороках и добродетелях человека, поводом для педагогически значимого общения с подрастающим поколением.
Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, можно обратиться к его внутреннему, идеальному миру, осознать его чувства, его эмоциональное состояние. Таким образом, несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший жизнь, и дети, и взрослые тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт.
В северных сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое, и дошкольники охотно воспроизводят их. Особенно интересны сказки, где действующие лица звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения и раскрепощения мышц.