Вера Атяшева
«Приобщение детей к народным традициям посредством использования в работе сказок, игр и элементов малого фольклорного жанра»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение детей к народным традициям через использование в работе сказок, игр и элементов малого
фольклорного жанра»
Дошкольное детство – это благодатный период для формирования духовно-нравственных основ и нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.
Приоритетным направлением работы нашего детского сада является «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям».
Публикация «„Приобщение детей к народным традициям посредством использования в работе сказок, игр и элементов малого фольклорного жанра“» размещена в разделах
Работаем по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой с применением Федеральных государственных требований; используем учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я - ты - мы» Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б.
Творческой группой педагогов детского сада разработано программно-методическое пособие «Мир твоей души». В нем представлены программно-методические материалы по воспитанию у детей дошкольного возраста духовно-этической культуры и экологические навыки.
Фольклор является эффективным средством приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородства. Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.
Педагоги стремятся показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны : беседы, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки, обучение игре на народных инструментах, разучивание народных игр, танцев, стихов, знакомство с народными сказками, пословицами и поговорками, с героическим эпосом русского народа.
Основным видом деятельности дошкольника является игра. В процессе игры дети познают окружающий мир, учатся общаться. В игровой форме знакомим детей с различными бытовыми ситуациями. Обыгрываем потешки, небылицы, сказки, которые воспитывают в детях нравственные качества (щедрость, доброта, милосердие, любовь).
Особое место в жизни детского сада занимают календарные и православные праздники: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, Сороки весны, Праздник Великой Победы, Всемирный День защиты детей.
Новый год - это самый чудесный, сказочный, сладкий праздник. Все педагоги совместно с родителями принимают активное участие в организации и проведении праздника: готовят подарки, рисуют декорации, шьют костюмы.
В Рождество дети ряженые в костюмы ходят по группам и колядуют, их встречают с радостью, ведь ряженые приносят добрые пожелания. Праздник заканчивается веселым чаепитием.
На Масленицу приходят сказочные герои (баба-яга, клоуны, скоморохи). Водим хороводы, играем в народные игры, катаемся на лошадке, едим блины.
К Пасхе организуем выставку рисунков «Светлое воскресение», используя нетрадиционную технику рисования : песком, солью, монотипия, кляксография, пластилинография.
В день защитника Отечества приглашаем в гости пап и дедушек. Для них показываем концерты, проводим музыкальные викторины «Вместе с папой», спортивные состязания «Смелые и сильные».
В международный женский праздник 8 Марта поздравляем мам и бабушек. Девочки принимают участие в конкурсах, где соревнуются в приготовлении блюд, в исполнении песен, танцев и в демонстрации лучших своих платьев.
22 марта проводим вместе с детьми досуг, посвященный старинному празднику «Сороки весны» или Жаворонки. Дети поют песни, заклички, водят хороводные игры, рассказывают стихотворения, небылицы, потешки, и лепят из теста жаворонков.
Ко дню Победы педагоги и воспитанники детского сада ежегодно принимают участие в областной акции «Читаем детям о войне». Дети знакомятся с детскими художественными произведениями о Великой отечественной войне, участвуют в выставке рисунков «Мир на Земле». Обязательными гостями детского сада в этот день являются ветераны войны и тыла, которые рассказывают детям о трудной жизни в те далекие времена.
Наша работа основывается на постоянном контакте с родителями. Они являются активными участниками и помощниками. В проведение совместных мероприятий мы широко используем консультации для родителей, родительские встречи, беседы, тематические выставки, конкурсы, Дни открытых дверей, семинары-собеседования на диалоговой основе, фольклорные праздники, КВН, викторины, организация выставок творческих работ детей и родителей, открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности, семейные встречи, смотры-концерты, творческие гостиные. Широко используется информация по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в родительских уголках, в папках передвижках, газете «Радужный мир», в библиотечке для родителей.
Работа педагога требует постоянного творческого подхода в общении с детьми. Каждый педагог ведет работу по проектной деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны педагогические проекты: «Русская матрешка», «Рождественские колядки», «Посиделки».
Педагогами разработана и успешно внедряется программа дополнительного образования. В детском саду работаем музыкальный кружок «Ромашкины забавы», где дети учатся играть на музыкальных инструментах, знакомятся с фольклором. Воспитанники знакомятся с национальной культурой народов (русские, татары, чуваши, мордва, с их традициями, обычаями и праздниками. Разучивают национальные танцы и песни.
Результативность работы педагога и уровень развития творчества детей выражается в результатах тематических проверок, в представлении любой деятельности детей на выставках и конкурсах, в демонстрации полученных знаний и умений во время тематических дней.
Значительную роль в образовательном процессе в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов играют открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности. Они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт. Педагоги принимают участие в районных методических объединениях, педагогических чтениях, форумах, научно-практических конференциях, в конкурсах профессионального мастерства.
Детский фольклор используется в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению
- в приобщение детей к русской национальной культуре
- в непосредственно образовательной деятельности
- в беседах, наблюдениях
- в народных подвижных играх
- в играх на развитие мелкой моторики
- в театрализованной деятельности
- в инсценировках.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Я очень хочу надеяться, что результатом нашей работы является усвоение ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия сострадания правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятии зла.