Любовь Озерных
Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар районный:
«Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям родного края».
I. Уважаемые коллеги! Сейчас переходим ко второй части нашего семинара, методический диалог на тему «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогического процесса».
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Слайд. Цель: Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании духовно - нравственных качеств дошкольников, в процессе повседневной деятельности.
Слайд. Совершим небольшое путешествие. (Поезд).
Слайд. Станция «Отвечай-ка!».
Вопросы.
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?
(государство)
2. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?
(семья)
3. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?
(страна)
4. Что такое патриотизм?
(преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)
5. Какие формы работы по духовно – нравственному воспитанию детей в ДОУ вы можете предложить? (беседы, консультации, досуги и праздники, просмотр презентаций, мультфильмов, экскурсии, тематические занятия, праздники по народному календарю, выставки детского творчества, тематические и творческие вечера, посиделки).
6. Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич)
7. Как сохранить обычаи и традиции русского народа? ( Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, о своих праздниках и обычаях, «Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка, скороговорки, игры, праздники.
8. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению детей к русской народной культуре? (игровые персонажи, потешки, загадки, считалки, короткие сказки).
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
-словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);
-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и "Уроках доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;
- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Слайд. Прекрасно! Благодарю вас, коллеги. Наш поезд отправляется!
Слайд. Станция «Информационная».
Слайд. Немного информации для вас. В. А. Сухомлинский писал:
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».
Целью нашей педагогической работы стало создание оптимальных условий
для формирования духовно-нравственных чувств у дошкольников. Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма способствует более углубленному изучению истории родного края, местных достопримечательностей.
Задачи:
– создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и
культуре родного края;
– способствовать умению детей использовать различные источники краевед-
ческой информации;
– развивать навыки познавательной деятельности;
– воспитывать чувства патриотизма и уважения к своему народу, к его обычаям, традициям, языку.
Исходя из поставленных задач, нами были определены направления по темам:
1. Родная страна. «Район, где я живу».
2. «История района, деревни».
3. «Культура и традиции русского народа, родного края».
4. «Устное народное творчество».
5. «Мир природы».
6.«Семья».
слайд
В рамках направления «Родная страна» дети больше узнают о столице нашей Родины, знакомятся с государственной символикой. Любовь к Родине начинается с любви к своему посёлку, дому. Поэтому проводим целевые прогулки (экскурсии) на социально значимые объекты : школа, библиотека, почта, на ключик. Благодаря экскурсиям дети получают значительный объём информации о достопримечательностях нашего района, деревни.
Проводили интегрированную непосредственную образовательную деятельность «Россия- Родина моя», «Край в котором я живу».
Встречи с интересными людьми нашего района («Встреча с жителями деревни Ханда», изготавливаем поделки из природного материала. Рассматриваем с детьми иллюстрации, картинки, привлекаем родителей к созданию презентаций, фотоальбомов «Моя малая Родина».
Наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего района, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за прошлое и настоящее.
слайд
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. Праздники являются ярким событием в жизни детей. Дети водят хороводы, играют во множество народных игр, поют обрядовые песни, узнают об истории и традициях народных и православных праздников, разучивают рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях. На Пасху расписываем яйца, играем в народные игры. Весной не забываем о таких праздниках, как «День рождение леса», посиделки «Любим мы в России пирожки с капустой».
Летом «Русская березка», «Осень к нам пришла желтые листочки принесла», зимой «Колядки», Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением блинами и др.
слайд
Педагоги широко применяют в работе сюжетно-ролевые игры «Ярмарка», считалки, мирилки, дразнилки, дидактические и народные игр «Ручеек», «Горелки», «Краски», «Фанты», «Садовник», «Прятки», целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.
слайд
В своей работе широко используем все виды устного народного творчества : сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. Знакомимся с русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений («В гости к петушку», «Путешествие в сказку», «Цыпленок Пи» и др., потешки включаем в режимные моменты и просто во время игр.
Рассказывая детям сказки, драматизируя обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.
слайд
Перед нами стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу. Через экскурсии к источникам, на лесную полянку, мы прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, насекомых, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, воспитываем чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Природе отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании, так как родная природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Ребёнок способен понимать, что он относительно природы может быть созидателем.
Темы занятий «Зима-затейница», «Идёт Весна-отворяй ворота», «Лето красное» и др. дают возможность помочь детям почувствовать красоту и хрупкость родной природы, необходимость заботы о ней. Дети и родители с удовольствием принимают участие в выставках поделок из фруктов и овощей «Осенние фантазии», картин из осенних листьев, детских рисунков «Мы друзья природы». Активно участвуют в акциях «Покормите птиц зимой» - делают кормушки, «Елочка -зеленая иголочка».
слайд
Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети рисуют, лепят, конструируют, моделируют в свободной и непосредственно-образовательной деятельности. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления (конструирование «Моя улица»); изготовление альбома «Улица, на которой я живу»; рисование («Моя деревня», «Мое любимое место отдыха», «Растения в Красной книге»).
слайд
В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Ведётся работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен, ознакомлению с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе. К празднику Великой Победы совместно с родителями оформили стенд «Мы помним», торжественное шествие по улицам нашей деревни с флагами и цветами к Мемориалу погибшим воинам-землякам, где дети прочитали стихи и возложили цветы.
Проводилась Всероссийская акция «За здоровье и безопасность наших детей», педагоги совместно с родителями и детьми подготовительной группы провели «Клуб выходного дня», ходили в лес кататься на санках, ватрушках. В рамках этой акции в детский сад приходили ученики Ключевской средней школы и провели со старшими детьми занятия, направленных на профилактику вредных привычек и пропаганду здорового образа жизни.
В течение года были проведены следующие мероприятия: «Мой папа самый, самый…», «Ловкие, сильные, смелые» и др.
слайд
Мир ребёнка начинается с его семьи, поэтому, именно в рамках направления «Моя семья», на занятиях, в беседах, игре дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, представление о профессиях, именах близких людей, семейных историях, традициях. В группах проводятся тематические беседы: «Выходной день в нашей семье», «В гостях у дедушки и бабушки», «Профессии моих родителей» и др. Дети знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь родных, заботится о близких, открывают значение пословиц: «В дружной семье и в холод тепло», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьёй» и др.
Родители принимали участие в создании фотоальбома «Моя семья», организовали фотовыставки «Мамочка любимая», праздники.
Конкурсы «Мы – читающая семья!», спортивные мероприятия «Мама, папа, я – дружная семья». Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки». Посиделки, досуги (фольклорный досуг,
Актуальным является метод «Семейных проектов», «История моей семьи», «Генеалогическое древо», с которыми принимали участие в районных мероприятиях. Такое сотрудничество детей, родителей и педагогов способствует формированию мотивации к познанию, творчеству, что создает теплую атмосферу.
Для работы по данным темам были созданы:
– альбомы («Казачинско-Ленский район», «Моя малая Родина деревня Ключи», «Растительный мир», «Животный мир», «Природные источники нашей деревни», «На карте района есть точка Ключи…», «Творчество местного художника»);
- проекты «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет», «Люблю тебя мой край родной», «Моя малая Родина», «Деревня Ключи», «Белая береза», «Эвенки верхней Лены», «Масленица», «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор».
Дети являются постоянными участниками районных, региональных творческих конкурсов, викторин: «Мой любимый детский сад», «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества», «Моя малая родина», «Село и сельчане», «Нерпенок».
Педагоги также принимают участие в районных, всероссийских конкурсах: «Край родной», «Рождество Христово», «Методическая разработка». Публиковали статьи, методические разработки мероприятий, конспектов в электронных СМИ.
В результате проделанной работы дети показали хорошие результаты по освоению данной темы:
– познакомились с историей, культурой, традициями своей малой Родины;
– расширили знания о традициях своей семьи (других народов);
– знают и рассказывают об основных достопримечательностях района ;
– научились отражать полученные впечатления в речевой, игровой и художе-
ственно-продуктивной деятельности;
– проявляют активность и любознательность, выражая свое отношение к про-
исходящим событиям родной деревни, района.
Слайд. Наш поезд отправляется в путь!
Слайд. Станция «Содружество».
Слайд. Вопрос: «Какие формы работы по духовно – нравственному воспитанию детей вы применяете в своей работе?».
Слайд. Спасибо! Едем дальше.
Слайд. Станция «Угадай-ка» и «Раздумье»
1. Как в старину называли дом? (Изба)
2. Один из православных праздников? (Пасха)
3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)
4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
7. Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)
8. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)
9. Человек любящий свою страну? (Патриот)
10. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
11. Назовите столицу нашей Родины (Москва)
Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
1. «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».
2. «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
3. «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
4. «Как постелешь, так и поспишь» – (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»
5. «На море много черного, но не все это тюлени» (финская). «Не все то золото, что блестит».
6. «Во рту козла – трава сладкая» (персидская) – «На вкус и цвет товарища не»
7. «Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская) – «Муж и жена – одна сатана».
"Лесные Айболиты"
- какие растения нашего края богаты витамином с?
(шиповник, чёрная смородина, красная рябина)
- какое растение лечит ссадины и раны? (подорожник)
- какие дикие лекарственные растения вы знаете? (крапива, лопух, щавель, мята, душица и т. д.)
- какое лекарственное растение определяют даже слепые? (крапива, мята)
-в каком растении есть слово БОЙ (зверобой)
- растение которое связывают со звоном (колокольчик)
"Закончи пословицу"
В родном краю жизнь как (в раю).
Человек без родины, что птица без (гнезда)
Кто умеет трудиться, тот умеет и (жить)
Доброе дело добром (оплачивается)
От злости стареешь, от доброты (молодеешь)
Слайд. Поезд отправляется!
Станция «Волшебный магазин".
Слайд. Представьте, что в наш детский сад приехал волшебник со своим волшебным магазином. В этом магазине есть все человеческие качества. Каждому из вас можно приобрести по одному качеству, чтобы "вылепить" образ высоконравственного человека.
Когда Спартака привели на рынок, чтобы продать, к нему подошё л богатый рабовладелец и спросил его: — Если я куплю тебя, дам тебе хороший кров и хорошую еду, ты будешь честным и порядочным, чтобы я не пожалел об этой покупке? На это Спартак ответил, усмехнувшись: — Я буду честным и порядочным, даже если ты меня не купишь.
Высоконравственность как качество личности – способность жить по законам высоконравственной жизни, то есть по законам совести, законам мироздания; жить в согласии с честью, долгом и достоинством; проявлять исключительно самые лучшие человеческие качества личности.
Слайд. Пора нам возвращаться в наш Детский сад! Поехали!
Слайд. Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Вырастут ли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми, зависит от нас.