Людмила Секачева
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
«Применение здоровьесберегающих технологий в
работе с детьми раннего возраста»
«Здоровье – это то,
что люди больше всего стремятся
сохранить и меньше всего берегут»
Жан де Лабрюйер
Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из основных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы с использованием здоровьесберегающих технологий.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений.
В настоящее время в детские сады приходит большое количество детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими и хроническими заболеваниями.
В подавляющем большинстве дети, начиная с раннего возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Ранний возраст - это в буквальном смысле – начало. Ребенок только входит в мир отношений, поэтому забота о физическом развитии имеет особое значение. Ребенок активно растет, с интересом познает окружающий мир, овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать действия. Все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого.
Цель: создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи здоровьесбережения:
• сохранить здоровье детей;
• создать условия для их своевременного и полноценного физического и психического развития;
• обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Эта тема очень интересная, поэтому я решила углубленно изучить и постепенно внедрять эти современные педагогические технологии в образовательный процесс. На начальном этапе работы я ознакомилась с литературой по этой теме: «Зеленый огонек здоровья» М. Д. Картушиной,
«Школа здорового человека» Г. И. Кулик и со статьями, используя Интернет-ресурсы. Я узнала, что существует 6 видов здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
1. медико-профилактические;
2. физкультурно-оздоровительные;
3. технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
5. валеологического просвещения родителей;
6. здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Меня заинтересовали здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Это технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостояте льно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Компоненты:
• Занятия из серии «Здоровье»
• Занятия из серии «Безопасность»
• Самомассаж
• Точечный массаж
В этой области мною с детьми были проведены занятия на темы: «Безопасность на природе», «Гроза и стихийные бедствия», «Витамины для здоровья», «Изучаем свое тело», «Наши привычки», «Вирусы и микробы». Была приобретена энциклопедия «Человек», а также дети были ознакомлены с точечным массажем. Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний. Провожу с детьми «ленивую» гимнастику с элементами самомассажа. После сна дети просыпаются под звуки приятной музыки и, лежа в постели выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Широко использую пальчиковые гимнастики, которые рекомендуются всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводятся в любой удобный отрезок времени.
Ведется работа в области обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Это технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся:
• Релаксация;
• Музыкотерапия;
• Сказкотерапия;
• Рисорография;
• Психогимнастика
• Фонетическая ритмика
Релаксация- расслабление. Это метод психотерапии. Навык саморегуляции, умение восстанавливать физические и психологические ресурсы. Для релаксации используется спокойная классическая музыка Чайковского, Рахманинова. Были приобретены диски с записью звуков воды и леса для того, чтобы поддержать интерес к организованной образовательной деятельности, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность.
В области физкультурно-оздоровительных технологий мною используются динамические паузы: комплексы физ. минуток, которые включают дыхательную, артикуляционную гимнастику. Детям очень нравится гимнастика для глаз, которая проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Ежедневно проводится утренняя гимнастика на свежем воздухе. Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. Использую в оздоровлении детей современные технические средства: ионизаторы и увлажнители воздуха. С целью сохранения зрения детей соблюдаю световой режим и требования СанПин по размещению детей. Для создания здоровьесберегающего пространства я применяю индивидуальный подход с учётом психофизических возможностей ребёнка.
Всю работу в данном направлении строю совместно с родителями. Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном учреждении. Для этого использую разнообразные формы работы с родителями воспитанников. Организую совместно с родителями мероприятия оздоровительного характера: «Кросс наций», «Лыжня России», развлечения «В стране здоровья», физкультурные праздники «Папа, мама, я- спортивная семья», «Олимпиада». был проведен «День здоровья Неболейка», оформлена фотовыставка для родителей. Дети моей группы участвовали в городских спортивных соревнованиях среди дошкольных образовательных учреждений: «Снайпер баскетбола», «Лыжные гонки», «Легкоатлетическая эстафета». Было проведено открытое физкультурное занятие с участием родителей «В гости к птицам», обучающее родительское собрание «Здоровьесберегающие технологии в детском образовательном учреждении», оформлены папки – передвижки «Выходной вместе с ребенком», «Спортивная семья». Провожу индивидуальные беседы и консультации на тему здорового образа жизни. Все проводимые мероприятия позволили добиться стойкой динамики снижения простудной заболеваемости за два года (2013-2014 года на 2,3 %). Внедрение здоровьесберегающих технологий позволило повысить уровень здоровья, что повлияло на среднюю посещаемость в группе. В 2013-2014 году средняя посещаемость за год составляла 76 %, а в 2014-2015 году- 91%.
Я принимаю участие в работе творческой группы в ДОУ «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду». На педагогическом совете в нашем ДОУ выступила с сообщением «Релаксация в детском саду», мною был проведен мастер-класс для педагогов по теме «Зрительная гимнастика для дошкольников». Оформлена «Картотека игр по здоровьесберегающим технологиям».
Существует десять золотых правил здоровьясбережения:
-Соблюдайте режим дня!
-Обращайте больше внимания на питание!
-Больше двигайтесь!
-Спите в прохладной комнате!
-Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!
-Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
-Гоните прочь уныние и хандру!
-Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК – УСПЕШНЫЙ РЕБЕНОК!