Ирина Анохина
Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов сохранения здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов
Принципы по разделу программы
1. Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей.
2. Применение психолого-педагогических приёмов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приёмов входят индивидуальные беседы воспитателей с ребёнком и родителями, применение подвижных, сюжетно-ролевых игр, Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребёнка.
Публикация «Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов сохранения здоровья детей» размещена в разделах
3. Создание благоприятного психологического климата в группах.
4. Организация уголка психологической разгрузки в группе (“уединения”).
Для осуществления вышесказанных принципов в группах предшкольной подготовки созданы необходимые условия:
1. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку.
2. Отношения между педагогами строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.
3. Развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых комнат, раздевальных комнат, спальных, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.
4. В группах дошкольного образования силами воспитателей оборудованы уголки “уединения”, где дети могут поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка в группе достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Снижение утомляемости ребёнка на занятиях является мотивация к занятию, построение занятия на интересе ребёнка и индивидуальных подход к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка.
6. Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно-ролевые игры – драматизации, театрализованная деятельность, где каждый участник-актёр.
7. Раздел – Лечебно-профилактическая работа
Раздел программы направлен на профилактику заболеваемости детей.
В профилактике гриппа и других ОРЗ важным является как специфическое формирование невосприимчивости к определённым инфекционным вирусам, так и стимуляция неспецифических факторов защиты организма.
Для успешной работы в этом направлении медицинский работник собирает сведения о ребёнке при поступлении в группы предшкольной подготовки через личную медицинскую карту и личную беседу. После тщательного изучения карты индивидуального развития ребёнка, условий жизни, особенностей поведения и развития, и с учётом желания родителей намечается план мероприятий по оздоровлению каждого ребёнка индивидуально. Лечебно-профилактическая работа взаимосвязана с физкультурно-оздоровительной работой и осуществляется в тесной взаимосвязи между медиком и педагогами. Лечебно-профилактическую работу осуществляют: медицинская сестра, врачи-специалисты.
8. Раздел – Летне-оздоровительные мероприятия.
Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, на сопротивляемость к заболеваниям, создание положительных эмоций.
Формы организации оздоровительной работы :
- закаливание организма средствами природных факторов : солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
-физкультурные занятия в природных условиях (на спортивной площадке);
-физкультурные досуги и развлечения;
-утренняя гимнастика на воздухе;
-интенсивное закаливание стоп;
-витаминизация: соки, фрукты.
Работа с педагогами.
Цель: Повысить педагогическое мастерство и деловую квалификацию педагогов в вопросах здоровьесбережения детей.
Работа с сотрудниками одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на принципах:
-просветительная работа по направлениям программы “Здоровый малыш”;
-консультации воспитателей по сохранению здоровья;
Организационные методические мероприятия :
1. Знакомство и внедрение в практику работы групп предшкольной подготовки полного дня новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Разработка систем физического воспитания основанных на индивидуально-психологическом подходе.
3. Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
4. Диагностика состояния здоровья детей.
5. Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду.
6. Разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.
7. Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
8. Организация скоординированных действий по уменьшению детского травматизма.
9. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
Методические рекомендации по оздоровлению.
Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
1. Максимальное обеспечение двигательной активности детей в группах предшкольной подготовки на занятиях физкультуры, в перерывах между занятиями, использовать физкультурные минутки, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.
2. Необходимо более широко использовать игровые приёмы, создание эмоционально-значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно-значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
3. Привитие дошкольникам чувство ответственности за своё здоровье.
4. Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
5. Обучение дошкольников приёмам личной самодиагностики, саморегуляции.
6. Беседы, валеологические занятия.
Важным направлением деятельности в рамках программы является разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связаны с социальными аспектами жизни детей, в том числе:
а) внедрение сбалансированного разнообразного питания;
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром” : семья, детский сад, общественность.
Задачи работы с родителями:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
4. Установка родителей на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребёнка.
5. Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, через психологические тренинги, консультации.
6. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
7. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
1. Проведение родительских собраний, консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3. Дни открытых дверей.
4. Открытые НОД для родителей (как уже посещавших группы дошкольного образования, так и для вновь прибывших).
6. Совместные НОД для детей и родителей.
Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:
1. Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношение родителей к детям, стиль общения).
2. Социальный статус отца, матери в семье; степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.
3. Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребёнка, адекватность оценок своего поведения.
Методы, используемые педагогами в работе:
1. Анкета для родителей.
2. Беседы с родителями.
3. Беседы с ребёнком.
4. Наблюдение за ребёнком.
5. Изучение рисунков на тему: “Наша семья” и их обсуждение с детьми.
6. Посещение семьи ребёнка.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.
2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
3. Обеспечение статистического учёта, контроля, и анализа на всех уровнях.
4. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
5. Повышение заинтересованности работников групп пердшкольной подготовки и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
7. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Основные направления работы по физическому воспитанию в группах предшкольной подготовки и семье
Реализация задач в ГПППД Реализация задач в семье
Координирование совместной работы инструктора по физическому воспитанию и медицинской сестры по физическому совершенствованию функций организма Обеспечение полной информацией о состоянии здоровья ребёнка
Создать условия для двигательной активности в группах и на территории Соблюдать режим прогулок,
давать возможность ребёнку много свободно двигаться
Вызывать у детей интерес и потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями Ввести семейную традицию занятий спортом, спортивными играми
Формировать элементарные знания о своём организме, способах укрепления собственного здоровья Закреплять знания,
соблюдать режим, самостоятельное выполнение физических упражнений
Демонстрировать передовой опыт семейного воспитания Участвовать в совместных досугах, днях здоровья.