Юлия Кильдибаева
Применение метода куклотерапии в период адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать
Куклы могут многое - и учить, и лечить,
но только если попадают в добрые руки!
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является, новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Публикация «Применение метода куклотерапии в период адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
Тема адаптации детей раннего возраста к ДОУ является актуальной, так как проблема адаптации детей 1,5-2 лет к условиям детского сада имеет большое значение. При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, стиль общения - становятся для малыша источником стрессовых ситуаций. Сегодня количество детей, имеющих отклонения в поведении (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т. д., невротические расстройства, продолжает расти. Таким детям труднее адаптироваться к новым социальным условиям.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Важно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности. Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:
· знакомство, сближение детей между собой;
· знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
· знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
· знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);
· знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности.
Игровая деятельность направлена на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включает игры и упражнения. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т. е. наглядно-действенным способом. Предметная деятельность является ведущей в этом возрасте, так как именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием.
Все переживания ребёнка раннего возраста сосредоточены на
воспринимаемых предметах и явлениях. Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.
Для облегчения процесса адаптации в своей работе я активно применяю метод «куклотерапии». Этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». В качестве основного приема в период адаптации кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и воспитателя. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию.
Цель «куклотерапии» - помочь ликвидировать болезненные переживания ребенка, укрепить его психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию.
Можно выделить следующие функции, которые выполняет «куклотерапия» :
коммуникативную – установление эмоционального контакта;
релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Дети переживают разлуку с мамой, привыкают к новым условиям, к новой обстановке, в этот период важно увлечь малыша игрой. В игре ребенок отвлекается, забывает про слезы, активно включается в игру, постепенно привыкает и чувствует себя как дома.
Стало очевидно, что для успешного взаимодействия с детьми в период адаптации требуется посредник. Им может стать кукла. В нашей группе это кукла Катенька.
Когда ребенок впервые приходит к нам, я всегда встречаю его с куклой. Начинается общение от лица куклы. «Здравствуй, меня зовут Катенька. Я каждый день прихожу сюда и никогда не плачу. Мне очень нравится здесь. Хочешь поиграть со мной в одну очень интересную игру? Не бойся. Я возьму тебя за руку, и мы вместе с тобой пойдем в группу, я покажу тебе, где мы играем».
С помощью куклы привлекаю внимание ребенка. Ему становится интересно. Далее стараюсь поддержать этот интерес с помощью развивающих игрушек, дидактических игр, пособий.
Помимо привыкания к новой обстановке, кукла помогает малышам приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку (покачать куклу, пожалеть). Ребята вместе с куклой учатся танцевать, выполнять различные физические упражнения. Дети с большим удовольствием выполняют простые задания от имени куклы и для нее.
В своей практике использую игровые сюжеты с обязательным включением Куклы Катеньки, которые помогают мне в организации режимных моментов. Например, для закрепления культурно гигиенических навыков предлагаю поиграть с куклой Катенькой - умыть и покормить. В умывальной комнате намыливаю кукле ручки, умываю личико и читаю потешку «Водичка – водичка», стараясь своими действиями отразить ее содержание. Далее кукла с чистыми ручками садиться за стол обедать. В частности, обязательного мытья рук перед едой. Далее выставляют предметы игровой мебели. Все это происходит в процессе живого общения с детьми, акцентируется внимание на обобщающем понятии «мебель». Привлекаю малышей к действиям: посадить куклу на стульчик, постелить скатерть, достать чашечки и тарелочки, ложечки; посадить ее за стол. Вводится обобщающее понятие «Посуда». Затем разыгрываю ситуацию кормления куклы, отражая процесс кормления малышей: куклу просят кушать аккуратно, не проливать суп на скатерть, пользоваться салфеткой. Во время кормления куклы задаю детям вопросы, вступаю в диалог, побуждая называть предметы посуды. В дальнейшем создаются условия, побуждающие детей самостоятельно покормить куклу.
Когда ребенок впервые приходит к нам, я всегда встречаю его с куклой. Начинается общение от лица куклы. «Здравствуй, меня зовут Катенька. Я каждый день прихожу сюда и никогда не плачу. Мне очень нравится здесь. Хочешь поиграть со мной в одну очень интересную игру? Не бойся. Я возьму тебя за руку, и мы вместе с тобой пойдем в группу, я покажу тебе, где мы играем».
С помощью куклы привлекаю внимание ребенка. Ему становится интересно. Далее стараюсь поддержать этот интерес с помощью развивающих игрушек, дидактических игр, пособий.
Помимо привыкания к новой обстановке, кукла помогает малышам приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку (покачать куклу, пожалеть). Ребята вместе с куклой учатся танцевать, выполнять различные физические упражнения. Дети с большим удовольствием выполняют простые задания от имени куклы и для нее.
В своей практике использую игровые сюжеты с обязательным включением Куклы Катеньки, которые помогают мне в организации режимных моментов. Например, для закрепления культурно гигиенических навыков предлагаю поиграть с куклой Катенькой - умыть и покормить. В умывальной комнате намыливаю кукле ручки, умываю личико и читаю потешку «Водичка – водичка», стараясь своими действиями отразить ее содержание. Далее кукла с чистыми ручками садиться за стол обедать. В частности, обязательного мытья рук перед едой. Далее выставляют предметы игровой мебели. Все это происходит в процессе живого общения с детьми, акцентируется внимание на обобщающем понятии «мебель». Привлекаю малышей к действиям: посадить куклу на стульчик, постелить скатерть, достать чашечки и тарелочки, ложечки; посадить ее за стол. Вводится обобщающее понятие «Посуда». Затем разыгрываю ситуацию кормления куклы, отражая процесс кормления малышей: куклу просят кушать аккуратно, не проливать суп на скатерть, пользоваться салфеткой. Во время кормления куклы задаю детям вопросы, вступаю в диалог, побуждая называть предметы посуды. В дальнейшем создаются условия, побуждающие детей самостоятельно покормить куклу.
После дневного сна во время умывания, проговариваю слова потешки. Привлекаю внимание детей, что куклу нужно одеть куклу и причесать ее. Во время причесывания читаю потешку. После того как кукла умыта, одета и причесана, обращаем внимание: какая красивая стала кукла Катенька. Благодарим детей за помощь и предлагаю детям немного поиграть с куклой, показать Катеньке свои игрушки.
Перед тем, как одеваться на прогулку проигрываю следующую игровую ситуацию: сообщаю детям, что кукла Катенька просит, чтобы ее взяли на прогулку, говорим, что на улице холодно, а кукла Катенька не знает, что ей надеть. Прошу детей помочь кукле Катеньке одеться на прогулку. Какие предметы верхней одежды необходимы кукле?» Дети называют каждую вещь, я стараюсь ведет диалог то с одним, то с другим малышом, побуждая повторить, как называется кукольная одежда, используется каждый предмет. Например, шапка надевается на голову, сапожки на ножки, варежки на ручки и т. д.) После обращаю внимание, какая она красивая, тепло одета и может идти гулять. Во время одевания куклы, произношу стихотворные строчки, обогащающие эмоционально разыгрываю ситуацию. Затем предлагаю детям тоже начинать одеваться на прогулку.
В копилке нашей группы также имеются пальчиковые куклы, перчаточные куклы, веревочные и плоскостные.
Вариантов кукол очень много. Они прекрасно развивают моторику, координацию движений, концентрацию и внимание. Благодаря тесной работе с родителями воспитанников, у нас в группе появились куклы, сделанными руками мам, они детям нравятся гораздо больше, чем из магазина. Куклы, которые изготовили мамы воспитанников нашей группы, очень красивые, добрые, сразу видно, что сделано с любовью, а для ребенка, который еще совсем мал и впервые пришел в детский сад, очень важно почувствовать теплоту и заботу родных маминых рук.
Планируя свою работу в адаптационный период, я старалась учитывать то, что наиболее близко детям этого возраста. Наряду с различными фольклорными произведениями (песенками, потешками, которые незаменимы в работе с малышами, в период адаптации я широко использовала инсценировки сказок с помощью настольного, пальчикового и других видов театра.
С уверенностью можно сказать, что проведенная мною работа по внедрению метода «куклотерапии» с детьми, впервые пришедшими в детский сад, дала положительные результаты. Дети быстро адаптировались к новым условиям, с удовольствием идут в детский сад и чувствуют себя здесь комфортно. Большинство детей с аппетитом кушают, быстро засыпают и просыпаются в бодром настроении, играют со сверстниками, у них сохраняется веселое настроение в момент расставания и встреч с родителями, сохраняется уравновешенное настроение в течение дня.
«Куклотерапия» позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка, активизирует настроение, развивает навыки коммуникативного взаимодействия, что позволяет успешно приспособиться детям раннего возраста к условиям детского сада в период адаптации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. – М. : Просвещение, 1991. – 228 с.
2. Белкина В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В. Н. Белкина Л. В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
3. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада / Н. Д. Ватунина. – М. : Просвещение, 1983.—80с.
4. Волкова А. С. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада / А. С. Волкова, В. В. Болкунова // Педагогическое мастерство: материалы V Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М. : Буки-Веди, 2014. – С. 149-151.
5. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольных образовательных учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М. : Просвещение, 2007. – 79 с.
6. Зубова Г. Семейное воспитание детей раннего возраста : Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Зубова Г., Арнаутова Е. // Дошкольное воспитание. – 2004. – N 7. – С. 66-76.
7. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т. В. Костяк. – М. : Академия, 2008. – 176 с.
8. Маранцева Л. В. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. [Электронный ресурс] / Л. В. Маранцева. – Режим доступа: https://50ds.ru/psiholog/7042-programma-po-adaptatsii-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
9. Мочалова О. Адаптация детей к ДОУ/ О. Мочалова // Ребенок в детском саду. – 2006. – №4. – С. 57-59.
10. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора. – М. : Просвещение, 2006. – 214 с.
11. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети» / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – М. : АРКТИ, 2004.
12. Сорокина, Н. Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра [Текст] / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – М. : Айрис-пресс, 2007.
13. Тонкова-Ямпольская Р. В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста / Р. В. Тонкова - Ямпольская, Т. Я. Черток. – М. : Просвещение, 1987. – 432с.