Татьяна Абдулаева
Применение информационных технологий на уроке русского языка при закреплении знаний по теме «Синонимы» (начальные классы)
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «СОШ №1» г. Каспийска
Методическая разработка
На тему: «Применение информационных технологий на уроке русского языка при закреплении знаний по теме «Синонимы»
Выполнила: Абдулаева Татьяна Шамильевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 1»
г. Каспийск
Аннотация
Публикация «Применение информационных технологий на уроке русского языка при закреплении знаний по теме „Синонимы“ (начальные классы)» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Работа представлена по гуманитарному направлению. Данный урок разработан с учетом федерального государственного образовательного стандарта и предназначен для аудитории 3 класса. Разработка предназначена для использования в работе учителей гуманитарного цикла. Все этапы урока прописаны согласно ФГОС.
«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования речь идет не только об освоении младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего, об их успешном включении в учебную деятельность, становлении учебной самостоятельности. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации.
Использование ИКТ на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами :
- позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся;
-обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
В средней школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение синонимов. Сделать этот процесс ненавязчивым, интересным и в тоже время эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Добиться хорошего усвоения материала можно путем ненавязчивых игровых приемов, практических упражнений и использования информационно-коммуникативных технологий. В результате применения этого в комплексе, вырабатываются навыки и умение быстро и точно применять знания на практике.
При создании проблемных ситуаций, которые можно разрешить с помощью предложенных и проверенных самостоятельно на практике решений, укрепляются навыки мыслительной деятельности, происходит утверждение своего “Я”. Детям непременно приходится заниматься анализом, сравнением, абстрагировать и обобщать.
Все вышеизложенные моменты отражены в конспекте предложенного мной урока на тему «Синонимы».
Цель моей деятельности:
Систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения; познакомить со словарями синонимов наглядно в мультимедийном формате.
Тип урока
Комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) : знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга и их связь с многозначными словами; функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов); уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.
Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность) : способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы обучения
Создание проблемных ситуаций, деятельностно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы
https://infourok.ru/
Оборудование
Интерактивная доска (экран, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, словарь синонимов русского языка.
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
Фронтальная
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)
2. Актуализация и пробное учебное действие
Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока
Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя)
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают термины
Индивидуальная, фронтальная
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.